Дело № 2а-1308/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Городище Волгоградской области 28 августа 2019 года
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Стрепетовой Ю.В.,
при секретаре Сариевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Территориальному общественному самоуправлению «№ <адрес> дивизии» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений об общественном объединении из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ТОС «№ <адрес> дивизии» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений об общественном объединении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование административного иска административный истец указал, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение о государственной регистрации ТОС «№ <адрес> дивизии». Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения ревизии учетного дела ТОС «№ <адрес> дивизии» выявлено, что административный ответчик не представил отчет об объеме полученных общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании в 2018 году по форме и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в адрес ТОС «№ <адрес> дивизии» направлено предупреждение, с указанием существа правонарушения и требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить необходимые сведения по форме ОН0003, которое до настоящего времени не исполнено.
Административный истец считает, что ТОС «№ <адрес> дивизии» нарушило действующее законодательство, выразившееся в непредставлении в установленный срок сведений, предусмотренных абзацев 8 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в связи с чем просит суд признать ТОС «№ <адрес> дивизии» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ТОС «№ <адрес> дивизии» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, требования, изложенные в административном исковом заявлении поддерживают в полном объеме и просят их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ТОС «№ <адрес> дивизии», заинтересованное лицо председатель ТОС «№ <адрес> дивизии» ФИО4, представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, в связи, с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Государство во исполнение положений статей 18, 71 (пункты «в», «о») и 76 Конституции Российской Федерации обязано определить в федеральном законе правовое положение общественных объединений, в том числе установить условия их признания в качестве юридических лиц, порядок их учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности, содержание правоспособности, исходя из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения, затрагивающие названные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.
Обладание правами юридического лица сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом. При том, что в силу части 1 статьи 41 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» их неисполнение может влечь ответственность самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также применение к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Статьей 29 названного Федерального закона установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (форма ОН0003, установленная приказом Минюста России от 16.08.2018 года № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», пунктом 4 Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций» указанные сведения могут быть представлены в Минюст России или его соответствующий территориальный орган непосредственно, в виде почтового отправления с описью вложения либо путем размещения на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru), в порядке, предусмотренном приказом Минюста России от 07.10.2010 года № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение о государственной регистрации Территориального общественного самоуправления «№ <адрес> дивизии».
Сведения о ТОС «№ <адрес> дивизии» в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН №, ИНН №.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что местонахождения ТОС «№ <адрес> дивизии» является <адрес>, Городищенский р-он, <адрес>. В качестве руководителя ТОС «№ <адрес> дивизии» указана ФИО4, основной вид деятельности – деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки.
Из материалов дела также следует и не оспорено сторонами, участвующими в деле, что ТОС «№ <адрес> дивизии» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представила в Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> информацию об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2018 год по форме ОН0003.
Кроме того, ТОС «№ <адрес> дивизии» не проинформировала Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителе общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство юстиции РФ по <адрес> направило в адрес ТОС «№ <адрес> дивизии» предупреждение об устранении выявленных нарушений, с указанием на необходимость предоставить в Управление или разместить в сети Интернет, с указанием сайта, информацию, предусмотренную абзацами 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», и с разъяснением, что непредставление данной информации является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Указанное предупреждение Управления Министерства юстиции РФ по <адрес>, полученное административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, ТОС «№ <адрес> дивизии» проигнорировало. Информация об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в Управление от административного ответчика до настоящего времени не поступила.
Таким образом, материалами дела с достоверностью подтверждено, что ТОС «№ <адрес> дивизии» нарушило требования абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Согласно абзаца 5 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 года № 82-ФЗ, непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем 8 части 1 настоящей статьи является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
То есть неисполнение обязанности информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, как в судебном, так и во внесудебном порядке, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
В силу подпункта 5 пункта 6 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденному Приказом Минюста России от 30.12.2011 года № 456, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в отношении политических партий, а также в случаях, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», - не менее двух месяцев, а также принимать меры, предусмотренные пунктом 78 Административного регламента.
Согласно абзацу 6 пункта 78 Административного регламента по результатам контроля центральным аппаратом (территориальным органом) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации принимаются следующие меры, в частности направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Порядок обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности, признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица, ликвидации некоммерческой организации определяется процессуальным законодательством (пункт 98 названного Административного регламента), который в данном случае административным истцом соблюден.
Материалами дела также подтверждено и сторонами по делу не опровергнуто, что ТОС «№ <адрес> дивизии» нарушает названные требования законодательства, включая нормы статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», указанное нарушение является грубыми, поскольку препятствуют установлению в деятельности административного ответчика признаков иностранного агента. Тогда как непредставление в установленный срок документов отчетности свидетельствует не только о фактическом прекращении ТОС «№ <адрес> дивизии» своей деятельности, но и о нарушении ею законодательства.
При этом, суд принимает во внимание, что административным ответчиком было получено предупреждение административного истца об устранении выявленных нарушений, неявку в судебное заседание ее руководителя, отсутствие возражений против административного иска.
Нельзя оставить без внимания, что административный ответчик не проинформировал административного истца о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях, в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, что является нарушением требований абзаца 4 части 1 статьи 29 Закона № 82-ФЗ.
При таких данных, учитывая, что ТОС «№ <адрес> дивизии» нарушило требования абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», что нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд, руководствуясь приведенными выше нормами права, полагает возможным исковые требования административного истца удовлетворить, признать ТОС «№ <адрес> дивизии» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ТОС «№ <адрес> дивизии» из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Территориальному общественному самоуправлению «№ <адрес> дивизии» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений об общественном объединении из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.
Признать Территориальное общественное самоуправление «№ <адрес> дивизии» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о Территориальном общественном самоуправлении «№ <адрес> дивизии» (ОГРН № ИНН №) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение принято в окончательной форме 30 августа 2019 года.
Судья подпись Ю.В. Стрепетова
Копия верна
Судья Ю.В. Стрепетова