Решение по делу № 33а-13479/2019 от 24.09.2019

Административное дело 2а- 1611/2019

Судья Юрченко Д.А. Дело № 33а-13479/2019 Дело № 33а-13479/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 7 ноября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.

судей Тертышной В.В., Камышниковой Н.М.

при секретаре Козиной М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поповой М.В. к ГКУ ВО «МФЦ», Управлению Росреестра по Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя административного истца Костюкова Д.В.

на решение Ворошиловского районного суда г. Волгоград от 2 августа 2019 года, которым в удовлетворении требований Поповой М.В. отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Попова М.В. обратилась с административным исковым заявлением, в обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ года ею через филиал по работе с заявлениями Ворошиловского района Волгограда ГКУ ВО «МФЦ» подан пакет документов для государственной регистрации права на недвижимое имущество и проведения кадастрового учета. ДД.ММ.ГГГГ года пакет документов ГКУ ВО «МФЦ» передан в Управление Росреестра по Волгоградской области. Однако, государственная услуга по регистрации права на недвижимое имущество и проведению кадастрового учета не предоставлена до настоящего времени. Считает, что указанное бездействие Управления Росреестра по Волгоградской области нарушают ее права и законные интересы.

С учетом изменений административных исковых требований, просила:

- признать незаконным бездействие ГКУ ВО «МФЦ», выразившееся в нарушении сроков оказания государственной услуги по выдаче документов, подтверждающих проведение государственной регистрации и кадастрового учета по заявлениям № <...> и № <...>;

- признать незаконным бездействие управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, выразившееся в нарушении сроков оказания государственной услуги, в виде государственной регистрации права на недвижимое имущество и для проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям № <...> и № <...>

- возложить обязанность на ГКУ ВО «МФЦ» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем выдачи в срок, не превышающий одного месяца, с даты вынесения решения по настоящему делу документов, подтверждающих проведение государственной регистрации и кадастрового учета по заявлениям № <...> и № <...>;

- возложить обязанность на Управление Росреестра по Волгоградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем проведения в установленный законодательством срок государственной регистрации права на недвижимое имущество и проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям № <...> и № <...>;

- возложить обязанность на Управление Росреестра по Волгоградской области в течение трёх рабочих дней после проведения в установленный законодательством срок государственной регистрации права на недвижимое имущество и проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям № <...> и № <...>, направить в ГКУ ВО «МФЦ» документы, подтверждающие проведение государственной регистрации и кадастрового учета по заявлениям № <...> и № <...>, для последующей их выдачи заявителю.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Костюков Д.В. оспаривает законность и обоснованность решения суда, в виду нарушения норм материального и процессуального права. Просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.

В письменных возражениях административный ответчик Управление Росреестра по Волгоградской области указывает на законность принятого судом решения. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав административного истца Попову М.В., ее представителя Костюкова Д.В., поддержавших доводы жалобы, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Волгоградской области Регулярную Н.В., считавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 1 Федерального закона 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональные центры осуществляют прием запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также прием комплексных запросов; представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года между ГКУ ВО «МФЦ», Управлением Росреестра по Волгоградской области и филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области заключено соглашение о взаимодействии № 3-ФОИВ/16, по условиям которого органом, полномочным на принятие решения и предоставлении услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Управление Росреестра по Волгоградской области, а ГКУ ВО «МФЦ» осуществляет прием и передачу документов в полномочный орган, выдачу результатов оказания услуг.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года Попова М.В. является собственником земельного участка и незавершенного строительством жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № <...> и № <...> от ДД.ММ.ГГГГ года.

В настоящее время строительство жилого дома завершено. В целях получения услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в части изменения основных характеристик объекта недвижимости, ДД.ММ.ГГГГ года Поповой М.В. в филиал ГКУ ВО «МФЦ» сдан пакет документов с заявлением о предоставлении такой услуги.

Специалистами филиала ГКУ ВО «МФЦ» сформировано дело в программном комплексе приема и выдачи документов №№ <...>, № № <...> и ДД.ММ.ГГГГ года пакет документов, поданный Поповой М.В., передан в Управление Росреестра по Волгоградской области для принятия решения, что подтверждается реестром документов на отправку от ДД.ММ.ГГГГ года.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия ГКУ ВО «МФЦ», выразившегося в нарушении сроков оказания государственной услуги по выдаче документов, подтверждающих проведение государственной регистрации и кадастрового учета по заявлениям № <...> и № <...>, возложении обязанности на ГКУ ВО "МФЦ" устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем выдачи в срок, не превышающий одного месяца, с даты вынесения решения по настоящему делу документов, подтверждающих проведение государственной регистрации и кадастрового учета по заявлениям № <...> и № <...>, поскольку ГКУ ВО «МФЦ» лишь осуществляет выдачу результатов оказания услуг, следовательно, при отсутствии решения по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним органа, полномочного на принятие такого решения, государственная услуга по выдаче документов, подтверждающих проведение государственной регистрации и кадастрового учета, не может быть оказана.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска о признании незаконным бездействия управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, выразившегося в нарушении сроков оказания государственной услуги, в виде государственной регистрации права на недвижимое имущество и для проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям № <...> и № <...> возложении обязанности на Управление Росреестра по Волгоградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем проведения в установленный законодательством срок государственной регистрации права на недвижимое имущество и проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям № <...> и № <...> по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2, 4, 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 13 Закона о регистрации к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию, относится проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию.

Правовая экспертиза - это изучение представленных для государственной регистрации документов с целью установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода или ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.

В силу абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, согласно п. 1 ст. 18 Закона о регистрации должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество.

Во исполнение ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» утвержден административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, который определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - государственная услуга), в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги.

Согласно п. 37 административного регламента результатом предоставления государственной услуги являются, в том числе, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав; отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; возврат заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документов, прилагаемых к нему, заявления о наличии возражений в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости без рассмотрения при наличии следующих оснований, предусмотренных статьями 25, 35, 36.1 Закона о регистрации.

Пунктом 38 административного регламента установлено, что процедура предоставления государственной услуги завершается выдачей (направлением): уведомления о возврате заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения и о возможности получения таких документов, при наличии оснований, установленных статьями 25, 36.1 Закона о регистрации.

В соответствии с п. 40 административного регламента государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом, в том числе, двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.

Аналогичные положения содержатся в ст. 16 Закона о регистрации.

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ года административным истцом в многофункциональный центр сдан пакет документов для получения государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, ДД.ММ.ГГГГ года документы переданы в Управление Росреестра по Волгоградской области.

ДД.ММ.ГГГГ года в адрес административного истца направлено уведомление о возврате документов без рассмотрения, ввиду истечения срока действия сертификата кадастрового инженера.

Доводы представителя Управления Росреестра по Волгоградской области о том, что возможность своевременного рассмотрения пакета документов и принятия решения отсутствовала по техническим причинам, обусловленным сбоем в информационной системе, отклоняются судебной коллегией, поскольку неоказание государственной услуги по регистрации права на недвижимое имущество произошло не по вине административного истца, в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ года не указано, по какому из двух заявлений административного истца административным ответчиком принято решение о возврате документов.

Кроме того, истечение срока действия сертификата кадастрового инженера не могло служить основанием для возврата документов Поповой М.В., поскольку согласно техническому плану здания, представленному в суд апелляционной инстанции, срок действия сертификата кадастрового инженера – с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, следовательно, на момент представления документов в ГКУ ВО «МФЦ» и Управление Росреестра по Волгоградской области срок действия сертификата не истек.

С учетом установленных по делу обстоятельств, на основании положений пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ судебное решение в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, выразившегося в нарушении сроков оказания государственной услуги, в виде государственной регистрации права на недвижимое имущество и для проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям № <...> и № <...>, возложении обязанности на Управление Росреестра по Волгоградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем проведения в установленный законодательством срок государственной регистрации права на недвижимое имущество и проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям № <...> и № <...> подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска в этой части.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 2 августа 2019 года

в части отказа в удовлетворении требований Поповой Марии Владимировны к Управлению Росреестра по Волгоградской области о признании незаконным бездействия управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, выразившегося в нарушении сроков оказания государственной услуги, в виде государственной регистрации права на недвижимое имущество и для проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям № <...> и № <...>, возложении обязанности на Управление Росреестра по Волгоградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем проведения в установленный законодательством срок государственной регистрации права на недвижимое имущество и проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям № <...> и № <...> отменить, принять в этой части новое решение.

Признать незаконным бездействие управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, выразившееся в неоказании государственной услуги, в виде государственной регистрации права на недвижимое имущество и для проведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества по заявлениям № <...> и № <...>;

Возложить обязанность на Управление Росреестра по Волгоградской области рассмотреть вопрос о государственной регистрации права административного истца на недвижимое имущество по заявлениям № <...> и № <...>

В остальной части решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 2 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Костюкова Д.В. - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

33а-13479/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Попова Мария Владимировна
Ответчики
Филиал по работе с заявителями Ворошиловского района Волгограда ГКУ ВО МФЦ
Управление Росреестра по Волгоградской области
Другие
Коробова Светлана Леонидовна
Костюков Дмитрий Викторович
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Тертышная Вероника Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Судебное заседание
20.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2019Передано в экспедицию
07.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее