№2-3133/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2019 года г.Пенза
Ленинский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Турчака А.А.,
при секретаре Болеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Речкуновой Светланы Сергеевны к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения г.Пензы о признании решения об отказе в выдаче предложения о досрочном назначении пенсии незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Речкунова С.С. обратилась в суд с названным иском, указав, что она была уволена из ПАО «Ростелеком» 27.12.2017 г. с должности «инженер - энергетик» по п. 2 ст. 81 ТК РФ «сокращение численности или штатов».
09.01.2018 г. она обратилась к ответчику с целью поиска подходящей работы и предоставила перечень документов, необходимых для регистрации гражданина в качестве безработного. 09.01.2018 г. была признана безработным. С 12.09.2018 г. неоднократно обращалась к ответчику с просьбой о выдаче ей предложения о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, но получала отказы. Последнее ее обращение было зарегистрировано 30.09. 2019 г.
Считает, что отказ о выдаче ей предложения о досрочном назначении пенсии противоречит положениям Приказа Минтруда России от 22.02.2019 N 116н "Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2019 N55424), Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.12.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019); Федеральным закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (в предыдущей реакции), ст. 130, 131 ГПК РФ и просила суд: Признать решение ответчика об отказе в выдаче мне предложения о досрочном назначении пенсии безработным гражданам незаконным; Понудить ответчика выдать предложение о досрочном назначении пенсии.
В судебном заседании истец Речкунова С.С. не прибыла, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель Речкуновой С.С. – Кирюхин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г.Пензы (далее ГКУ ЦЗН г.Пензы) Свечников А.А. действующий на основании доверенности исковые требования не признал и пояснил, что выдача предложения о досрочном назначении пенсии является правом, а не обязанностью центров занятости населения, и выдается оно лишь при соблюдении ряда обязательных условий, которых в данном случае не было. Просил в иске отказать.
Выслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Статья 5 Закона гласит, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена в частности на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).
Статья 13 Закона определяет дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. Гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - дошкольными образовательными организациями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработных граждан из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи (то есть граждан, не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), уволенных в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
В этом случае пенсия оформляется при одновременном соблюдении следующих условий: гражданин должен быть признан безработным в установленном порядке; у органов службы занятости должна отсутствовать возможность для его трудоустройства; у безработного гражданина должен быть выработан стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; безработный гражданин должен достичь определенного возраста (не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста); причиной увольнения гражданина является ликвидация организации, сокращение численности или штата; безработный гражданин должен быть согласен с направлением его на досрочную пенсию по старости.
Если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, пенсия по старости (по возрасту) досрочно не оформляется.
По смыслу положений статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", одним из обязательных условий для выдачи предложения о назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на пенсию по старости, является отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства гражданина. При отсутствии данного условия оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.
Решение об отсутствии возможности для трудоустройства гражданина принимается органом трудоустройства населения.
Оформление досрочной пенсии является одной из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства. Соответственно, предложение о досрочном назначении пенсии в соответствии с нормами материального права является правом, а не обязанностью службы занятости.
В судебном заседании было установлено, что Речкунова С.С. 27.12.2017г. была уволена с должности «Данные изъяты» ПАО «Ростелеком» по п.2 ст.81 ТК РФ (сокращение численности или штатов».
09.01.2018 она обратилась в ГКУ ЦЗН г.Пензы с целью поиска подходящей работы и 09.01.2018 г. была признана безработной.
Согласно сведениям индивидуального лицевого счета истца её стаж, учтенный для целей назначения пенсии составляет 35 лет 3 месяца 11 дней.
Речкуновой С.С. были выданы 9 направлений для трудоустройства, которое не состоялось из-за отказов работодателей от кандидатуры заявительницы в связи с рассмотрением кандидатур других соискателей.
30.09.2019г. Речкунова С.С. направила в Центр занятости заявление об оформлении документов для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости.
Речкуновой С.С. в ответе на её заявления и при очередной перерегистрации было разъяснено, что у неё на день подачи заявления в Центр занятости имеются недостающие критерии для принятия решения о выдачи предложения (наличие возможности трудоустройства, отсутствие сведений о самопоиске работы), а так же то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» она не достигла необходимого возраста для оформления досрочной пенсии (не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста) (подпункт 2, 7 Правил).
Статьей абз. 4 ч.3 ст.4 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" установлено, что для граждан состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, а также более трех лет не работавших подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство).
Согласно сведениям ГКУ ЦЗН в г. Пензе имеется незаполненные 233 вакансии, работу по которым может выполнять истец.
Так ГКУ ЦЗН в г. Пензе имеет возможность проводить профобучение на иные специальности, однако такая услуга истцом не востребована.
Из анализа приведенных норм следует, что ГКУ ЦЗН г. Пензы не исчерпаны все меры для трудоустройства истца, в г. Пензе имеются вакансии для трудоустройства, хотя и не по специальности, выдача предложения о досрочном назначении пенсии является правом а не обязанностью ответчика, в связи с чем у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца.
Кроме того, Речкунова С.С. родилась 04.08.1965 и имела бы право выхода на пенсию с 05.08.2020 в ранее действующей редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" для женщин этого года рождения возраст выхода на пенсию был увеличен на два года и на момент обращения в ГКУ ЦЗН в г.Пензе 30.09.2019г., и на момент рассмотрения дела в суде, истец не достигла возраста имеющего право на получение предложения о досрочном назначении пенсии.
Исходя из приведенных положений оснований для удовлетворения требований истца о понуждении ответчика выдать предложения о досрочном назначении пенсии удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.12.2019░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░