РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ишим 16 декабря 2021 г.
Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Иванова В.М.,
рассмотрев в упрощенном порядке производства административное дело № 2а-569/2021 по административному исковому заявлению МИФНС России № 12 по Тюменской области к Коновалова Н.Г. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Тюменской области обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что Коновалова Н.Г. является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, в связи с чем обязана оплачивать земельный налог. Истцом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления, требования об оплате налога, между тем обязанность по оплате налога Коноваловой Н.Г. не исполнена, в связи с чем у нее имеется задолженность по земельному налогу за 2014-2016 годы в размере 988 рублей 74 копейки, по пени начисленной за несвоевременную оплату земельного налога за 2014-2016 годы в размере 14 рублей 32 копейки.
Определение суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства направлено административному истцу и административному ответчику 11 ноября 2021 года, административным истцом получено 12 ноября 2021 года, представителем административного ответчика получено 12 ноября 2021 года.
Судебное разбирательство проводится без вызова сторон в порядке, предусмотренном ч. 3 статьи 291, частью 1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На исковое заявление поступили возражения законного представителя административного ответчика АКСУСО ТО «Таловский психоневрологический интернат», согласно которым с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Коноваловой Н.Г. задолженности по оплате земельного налога за 2014-2016 годы налоговый орган обратился 13 июля 2021 года, а не 20 мая 2021 года, как указано в исковом заявлении, таким образом налоговым органом пропущен шестимесячный срок со дня истечения трехлетнего срока исполнения требования об уплате налога. На основании изложенного законный представитель административного ответчика просит в иске отказать в полном объеме.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – НК РФ).
Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 ст. 387 НК РФ).
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 ст. 388 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 ст. 389 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса (пункт 1 ст. 390 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 ст. 393 НК РФ).
Решением Думы Ишимского муниципального района от 09.11.2005 № 283 на территории сельских поселений Ишимского муниципального района налоговые ставки земельного налога в отношении земель сельскохозяйственного назначения (корме сельхозугодий), были установлены в размере 0,1.
Решением Думы Ишимского муниципального района от 14.11.2014 № 137 на территории сельских поселений Ишимского муниципального района с 1 января 2015 года, налоговые ставки земельного налога в отношении названной категории земель была установлены в размере 0,3
Налоговая ставка для категории земель, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, решением Думы Ишимского муниципального района от 14.11.2014 № 137 в редакции от 27.11.2015 установлена в размере 0,3.
В соответствии с пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются одним из способов исполнения обязанности по оплате, в частности, налогов.
Статьёй 75 НК РФ предусмотрено, что, пеня начисляется, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 названного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Как следует из материалов дела и установлено судом с 01.01.2006 Коновалова Н.Г. является собственником 1/747 доли в праве общей долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №. Согласно сведениям из публичной кадастровой карты, данные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно представленному в материалы дела налоговому уведомлению № 66474 от 28.06.2017 года с установленным сроком оплаты до 01.12.2017, земельный налог в отношении названных земельных участков исчислен исходя из кадастровой стоимости составляющей 124400900 рублей, 72399600 рублей, 68430285 рублей, с учетом 1/747 доли в праве собственности, с налоговой ставкой: 0,10, при количестве месяцев владения: 12, в размере – 506 рублей. Сведений о направлении данного уведомления административному ответчику в материалах дела не имеется.
Сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (пункт 6 ст. 52 НК РФ).
При этом, в силу подпункта 2 пункта 5 ст. 391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к инвалидам I и II групп инвалидности
Вместе с тем, в силу пункта 13 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения пункта 5, абзаца первого пункта 6.1 и пункта 7 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) применяются к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды начиная с 2017 года.Требованием налогового органа № 2828 по состоянию на 26 января 2018 со сроком исполнения до 20 марта 2018 года Коноваловой Н.Г. вменена обязанность уплатить сумму земельного налога в размере 988 рублей 74 копейки, а также сумму пени в размере 14 рублей 32 копейки.
Указанное требование было направлено административному ответчику 29 января 2016 года посредством заказного почтового отправления.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу требований части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Пунктом 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Абзацем 3 названного пункта в редакции от 20.07.2020 года установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
С заявлением к мировому судье о вынесении судебного приказа Инспекция обратилась 13 июля 2021 года, что подтверждает штемпелем канцелярии мирового судьи (входящий номер 4839).
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Ишимского судебного района Ишимского района от 11 августа 2021 года судебный приказ № 2-3018/2021м2 от 20 июля 2021 года о взыскании с Коноваловой Н.Г. задолженности по обязательным платежам отменен ввиду поступивших возражений должника.
Вместе с тем, в силу пункта 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
При этом, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 ст. 69 НК РФ).
Согласно пункту 1 ст. 70 НК РФ в редакциях, действовавших во время спорного правоотношения, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Из изложенного следует, что административным истцом вопреки требованиям части 4 ст. 289 КАС РФ в соответствии с которой обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций возлагается на административного истца, доказательств направления административному ответчику налогового уведомления № 66474 от 28.06.2017 года не представлено, что исключает возможность взыскания указанного в нем налога, а также впоследствии начисленных на сумму налога пени.
При таких обстоятельствах, поскольку установленный Законом порядок взыскания с Коноваловой Н.Г. задолженности по земельному налогу за 2014, 2015, 2016 годы не соблюдён, оснований к удовлетворению заявленных административным истцом к указанному лицу требований у суда не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ № 12 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014-2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 988 ░░░░░░ 74 ░░░░░░░, ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014-2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 32 ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░ - 569/2021 ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.