РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2024 года г. Новороссийск
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Мусиенко Н.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевым М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сергиенко Т.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Богдановой Е.С., Давыдову Д.С. о признании права собственности на жилой дом и долю земельного участка.
УСТАНОВИЛ:
Сергиенко Т.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным уведомления от 25.04.2023 и обязании административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности Сергиенко Т.В. на жилой дом с КН <данные изъяты> и 7/25 долей в праве собственности на земельный участок с КН <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от 25.09.2015, заключенного с <ФИО7, умершим 22.02.2023.
В обоснование административного иска указано, что 25.09.2015 г. между Сергиенко Т. В. и ее братом <ФИО7 был заключен договор дарения жилого дома с КН <данные изъяты> и 7/25 долей в праве собственности на земельный участок с КН <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>. Договор дарения от 25.09.20215 был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. По предварительной договоренности, в данный договор включено условие, по которому даритель (Сергиенко Т.В.) вправе отменить дарение в случае если переживет одаряемого (<ФИО7) 22.02.2023 <ФИО7 умер. С целью отмены сделки (договора дарения) по указанному основанию Сергиенко Т.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Однако, уведомлением от 25.04.2023 документы возвращены без рассмотрения, в том числе по причине того, что в договоре дарения от 25.09.2014 прямо не предусмотрено право дарителя (Сергиенко Т.В.) отменить договор дарения в случае смерти одаряемого (<ФИО7). По указанным основаниям Сергиенко Т.В. обратилась в суд с вышеприведенными требованиями административного иска.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца Сергиенко Т.В. по доверенности Исаакян А.Р. уточнил заявленные требования, просил суд признать за Сергиенко Т. В. право собственности на жилой дом с КН <данные изъяты> и 7/25 долей в праве собственности на земельный участок с КН <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственную регистрацию права собственности Сергиенко Т. В. на жилой дом с КН <данные изъяты> и 7/25 долей в праве собственности на земельный участок с КН <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>.
В соответствии с определением от 29.09.2023 суд перешел к рассмотрению дела по административному исковому заявлению Сергиенко Т.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании решения, по правилам гражданского судопроизводства.
Оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.03.2024 решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 13.12.2023 уточненные исковые требования Сергиенко Т. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Богдановой Е. С., Давыдову Д. О. о признании права собственности на жилой дом и долю земельного участка удовлетворены частично. Суд признал право собственности за Сергиенко Т. В. на жилой дом, с КН <данные изъяты> и на 7/25 долей земельного участка КН <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>. В остальной части требования иска оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.06.2024 вышеприведенные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебное заседание от представителя истицы Сергиенко Т.В. по доверенности Исаакян А.Р. поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с подачей кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским дела Верховного суда РФ, в случае не удовлетворения ходатайства об отложении рассмотрения дела, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчицы Богдановой Е.С. по доверенности Штригель О.Н. в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела, поскольку принимает участие 30.07.2024 в судебном заседании Арбитражного суда Краснодарского края.
Представитель ответчика Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ответчики Богданова Е.С. и Давыдов Д.С. в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, телефонограммой и судебной повесткой.
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, то есть речь идет о праве, а не обязанности суда отложить судебное разбирательство, в связи с чем, неявка стороны не лишает суд права рассмотреть дело в ее отсутствие при условии извещения о времени и месте судебного заседания.
При таких обстоятельствах суд признает причины неявки сторон не уважительными и приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно договору купли-продажи от 23.07.2014 Сергиенко Т.В. купила у <ФИО10 и <ФИО11 земельный участок с КН <данные изъяты> с расположенным на нем жилым домом, литер А.А, с КН <данные изъяты>, по адресу: <адрес> за 3 400 000 рублей.
На земельном участке с КН <данные изъяты>, ранее принадлежащем истице, ею построен жилой дом с КН <данные изъяты>, право собственности на который было зарегистрировано за Сергиенко Т.В. 17.09.2015.
После заключения договора дарения от 25.09.2015 между дарителем Сергиенко Т.В. и одаряемым <ФИО7., право собственности на жилой дом с КН <данные изъяты> и на 7/25 долей земельного участка с КН <данные изъяты> перешло в собственность к <ФИО7., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 30.09.2015.
По доводам истицы, сторонами договора дарения была достигнута предварительная договоренность, согласно которой даритель (Сергиенко Т.В.) вправе отменить дарение в случае, если она переживет одаряемого (<ФИО7).
Одаряемый <ФИО7 умер 22.02.2023.
С целью отмены дарения по указанному выше основанию Сергиенко Т.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Однако уведомлением от 25.04.2023 года документы возвращены без рассмотрения, в том числе, по причине того, что в договоре дарения от 25.09.2015 года прямо не предусмотрено право дарителя (Сергиенко Т.В.) отменить дарение в случае смерти одаряемого.
В настоящее время согласно выписке из ЕГРН 18/25 долей земельного участка с КН <данные изъяты> принадлежат истице Сергиенко Т.В.
Судом установлено, что предметом спора является жилой дом с КН <данные изъяты>, площадью 33,3 кв.м. и 7/25 долей земельного участка с КН <данные изъяты>, площадью 563 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно письму нотариуса Новороссийского нотариального округа <ФИО12 от 07.07.2023 после смерти <ФИО7 заведено наследственное дело <№>. Наследником по закону является дочь - Богданова Е.С. Наследственное имущество состоит из: 7/25 долей на земельный участок с КН <данные изъяты> и жилого дома с КН <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>.
Рассматривая требования иска, суд приходит к следующему выводу.
Из договора дарения от 25.09.2015 следует, что жилой дом с КН <данные изъяты>, площадью 33,3 кв.м. и 7/25 долей земельного участка с КН <данные изъяты>, площадью 563 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> Сергиенко Т.В. (даритель) подарила <ФИО7 (одаряемому).
Из содержания пункта 4 статьи 578 ГК РФ следует, что отмена дарения в случае смерти одаряемого является совершаемой пережившим дарителем односторонней сделкой, которая служит основанием прекращения права собственности одаряемого на подаренную вещь и возникновения права собственности на нее у дарителя.
При этом в отличие от случаев отмены дарения, предусмотренных пунктами 1 - 3 статьи 578 ГК РФ, когда отмена дарения осуществляется на основании судебного акта, поскольку именно суд устанавливает наличие и дает правовую оценку обстоятельствам, с наступлением которых закон связывает возможность отмены дарения, пункт 4 этой же статьи предусматривает возможность для дарителя отменить дарение без судебного решения только на основании факта смерти одаряемого при наличии в договоре дарения соответствующего условия.
Приведенные нормативные положения позволяют сделать вывод о том, что право на отмену дарения в случае, если даритель переживет одаряемого, законом не предусмотрено, поскольку поставлено в зависимость от наличия в договоре соответствующего условия, которое согласовано сторонами и включено в договор дарения по волеизъявлению сторон.
Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
В своих доводах Сергиенко Т.В. указывает о наличии у нее права на отмену дарения в силу положений пункта 4 статьи 578 ГК РФ, поскольку договор дарения содержит ссылку на статью 578 ГК РФ.
Исходя из положений части 4 статьи 578 ГК РФ, согласование условия о возможности отмены дарения является правом сторон договора, в связи с чем, оно должно быть прямо предусмотрено договором дарения и включено в текст договора.
При этом положения статьи 578 ГК РФ содержат и иные основания для отмены дарения, которые не требуют согласования сторонами договора.
Таким образом, сама по себе ссылка на регулирование договоров положениями статьи 578 ГК РФ, прямо не предусматривает право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого.
Вопреки доводам истицы, из содержания договора не следует, что соответствующее условие о возможности отмены договора дарения включено сторонами в текст договора, напротив, в самом договоре имеется лишь ссылка на то, что содержание статьи 578 ГК РФ сторонам известно.
Истица лично подписала договор дарения, в котором имеется условие о том, что содержание статьи 578 ГК РФ сторонам известно, однако, спорное условие о праве отменить дарение по основаниям пункта 4 ст.578 ГК РФ в договоре отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований иска.
Руководствуясь ст. ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования Сергиенко Т.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Богдановой Е.С., Давыдову Д.С. о признании права собственности на жилой дом и долю земельного участка, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.С. Мусиенко
Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.07.2024
23RS0042-01-2023-002550-42