Судья Прохорчук О.В. Дело № 92RS0003-01-2021-003408-09
(номер производства по делу Производство № 33а-3886/2021
в суде первой инстанции Категория 020
2а-2390/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 декабря 2021 г. город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи – Орловой С.В.,
судей – Исаева С.Н., Бояриновой Е.В.,
при секретаре – Михайловой В.Г.,
с участием представителя административного истца – Моргалюка А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белоусовой Л. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, заинтересованное лицо – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, о признании незаконным отказа, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного истца Белоусовой Л. В. – Моргалюка А. В. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 9 августа 2021 г.,
заслушав доклад судьи Орловой С.В., судебная коллегия,
установила:
Белоусова Л.В., действуя через своего представителя, обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее, в том числе – Департамент) о признании незаконным отказа ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м, изложенного в письме от 12 апреля 2021 г. № ГУ-исх-3540/21, возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть ее заявление и оказать государственную услугу: «Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>» на основании ранее поданных документов.
В обоснование исковых требований указано, что 24 февраля 2021 г. истец обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги – утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>. 12 апреля 2021 г. в адрес административного истца поступил отказ в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению полностью расположен в границах красных линий (на территории общего пользования); в соответствии с приказом Минкультуры от 12 августа 2016 г. № 1864 земельный участок относится к зоне Р-4-1 уч. В-4-3. С указанной причиной отказа истец не согласна по тем основаниям, что решением 18 сессии 5 созыва Севастопольского городского Совета от 8 июня 2010 г. № 10526 административному истцу предоставлено согласие на разработку градостроительного обоснования и проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес>. Поскольку указанное решение выдано с учетом территориальных особенностей и земель общего пользования, красные линии, отделяющие территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц, в отношении спорного земельного участка установлены не точно, что нарушает права административного истца.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 9 августа 2021 г. в удовлетворении административного иска Белоусовой Д.В. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить решение суда первой инстанции и постановить новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные приведенным в административном исковом заявлении. Считает, что красные линии, отделяющие территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц, в отношении спорного земельного участка установлены не точно, однако данное обстоятельство и нормы закона, регулирующие спорные правоотношения, а также сложившаяся судебная практика по данной категории дел судом первой инстанции при принятии решения не учтены.
Представитель административного истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по указанным в ней основаниям.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, решением Севастопольского городского Совета от 8 июня 2010 г. № 10526 Белоусовой Л.В. дано согласие на разработку градостроительного обоснования размещения объекта градостроительства – жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по <адрес> в <адрес>. В соответствии с пунктом 2 указанного решения на Белоусову Л.В. возложена обязанность представить в городской Совет в установленные сроки разработанную и согласованную градостроительную документацию, указанную в пункте 1 указанного решения. Пунктом 3 решения Белоусовой Л.В. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га по <адрес>, испрашиваемого для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) при условии выполнения пункта 2 данного решения.
24 февраля 2021 г. Белоусова Л.В. обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, с приложением соответствующей схемы.
12 апреля 2021 г. в адрес административного истца поступило письмо Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № ГУ-исх-3540/21, содержащее решение об отказе в предоставлении заявленной государственной услуги на основании пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 7 декабря 2016 г. № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» в связи с тем, что согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 15 марта 2021 г. № испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению полностью расположен в границах красных линий (на территории общего пользования); в соответствии с приказом Минкультуры от 12 августа 2016 г. № 1864 земельный участок относится к зоне Р-4-1 уч. В-4-3.
Считая такое решение ответчика нарушающим права Белоусовой Л.В. относительно приобретения в собственность земельного участка, представитель административного истца, действуя от имени и в интересах Белоусовой Л.В., обратился с настоящим иском в суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по результатам рассмотрения заявления Белоусовой Л.В. административный ответчик правомерно указал, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации, что явилось законным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и, проверяя его решение на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2 статьи 11.3 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно пункту 2 данной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Во исполнение названных положений принят Закон города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования, в том числе земельных отношений на территории города Севастополя (статья 1).
Частями 1 и 2 статьи 12 Закона № 46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, в том числе на следующих условиях: бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя (часть 5 статьи 12 Закона № 46-ЗС).
В свою очередь, постановлением Правительства Севастополя № 25-ПП от 1 февраля 2016 г. утвержден «Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству» (далее – Порядок).
В силу пункта 10 вышеназванного Порядка при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона № 46-ЗС основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является, в том числе несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Как следует из имеющейся в материалах дела выкопировки из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114, а также сведениям, содержащимся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности – Проекту планировки и проекту межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 г. № 248-ПП, испрашиваемый Белоусовой Л.В. земельный участок расположен в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), частично – в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, а также в границах красных линий улично-дорожной сети и территории общественного пользования (л.д. 66, 68, 69).
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3 статьи 42 ГрК РФ). Согласно части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.
Факт расположения земельного участка, испрашиваемого истцом, в проектируемой зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), частично – в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий, а также в границах красных линий (территории общего пользования), достоверно установлен и истцом не опровергнут.
Таким образом, имеет место несоответствие испрашиваемого Белоусовой Л.В. вида разрешенного использования земельного участка Генеральному плану города Севастополя, а также Проекту планировки и проекту межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 г. № 248-ПП, которые фактически являются действующей градостроительной документацией, вследствие чего Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя правомерно принял оспариваемое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При этом отсутствие в оспариваемом решении ссылки на часть 6 статьи 12 Закона № 46-ЗС не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку фактические обстоятельства дела дают основания считать указанное решение правомерным ввиду действительного несоответствия вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации, что фактически соответствует основаниям для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенным в пункте 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 7 декабря 2016 г. № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
Судебная коллегия также отмечает, что изложенное основание для отказа – нахождение части земельного участка, испрашиваемого Белоусовой Л.В. в границах достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», в ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения, но с учетом наличия иного основания для отказа в предоставлении государственной услуги данное обстоятельство основанием для признания незаконным оспариваемого решения в отношении указанного земельного участка, являться не может.
Иные доводы апелляционной жалобы, изученные в ходе рассмотрения настоящего дела, сводятся к несогласию с решением суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебной коллегий по результатам рассмотрения апелляционной жалобы и административного дела не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда,
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 9 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Белоусовой Л. В. – Моргалюка А. В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –