РЕШЕНИЕ
«08» ноября 2021 года дело № 12-674/2021
город Ростов-на-Дону УИД № 61RS0005-01-2021-004967-75
Судья Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону Чернякова К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Товарищества собственников жилья «Центральное» на постановление старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Ростову-на-Дону от 14.07.2021 № 18810061190006574854 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.33 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Ростову-на-Дону от 14.07.2021 № 18810061190006574854 Товарищество собственников жилья «Центральное» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Товарищество собственников жилья «Центральное» (далее – ТСЖ «Центральное», ТСЖ, заявитель) обратилось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просил его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку размещение малых архитектурных форм (бетонных полусфер) на тротуаре и проезжей части дороги в районе дома № 104 по пр. Семашко осуществлено на земельном участке, принадлежащем многоквартирному жилому дому, они предназначены для обеспечения беспрепятственного подъезда транспорта ОАО «Чистый город» к месту погрузки твердых бытовых отходов для их последующего вывоза. Данное решение принято собственниками помещений в многоквартирном доме. Помимо этого, полагает возможным изменить постановление, снизив размер назначенного административного штрафа ввиду того, что является некоммерческой организацией, управляющей общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и не осуществляет предпринимательскую деятельность, в связи с чем, штраф в размере 300 000 руб. избыточно ограничивает права ТСЖ и ухудшает его материальное положение.
Председатель Правления ТСЖ «Центральное», защитник, в судебном заседании поддержали требования жалобы, привели доводы в её обоснование, представили доказательства принадлежности земельного участка собственников многоквартирного дома, просили о замене наказания на предупреждение ввиду тяжелого финансового положение сославшись на сведения бухгалтерского баланса.
Должностное лицо административного органа в судебное заседание не явилось, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении, рассмотрении дела в его отсутствие не заявил. Исходя из п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ суд признает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны.
Выслушав представителя, защитника, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ст. 12.33 КоАП РФ наступает за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которые создают угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия.
Положением абзаца 2 пункта 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - ПДД РФ, Правила), запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
На основании п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Основные положения), должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Судом установлено, что 22.06.2021 в 10 часов 00 минут по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Семашко, 104, в нарушение п. 13 Основных положений умышленно создало помехи в дорожном движении путем выставления на проезжую часть дороги посторонних предметов в виде малых архитектурных форм (бетонных полусфер), не относящихся к элементам благоустройства, что создало угрозу безопасности дорожного движения, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.33 КоАП РФ.
Факт совершения ТСЖ «Центральное» административного нарушения подтверждается совокупностью исследованных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо ГИБДД пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ТСЖ «Центральное» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ТСЖ «Центральное» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, поскольку данные бетонные полусферы обустроены на прилегающей к многоквартирному жилому дому территории земельного участка, принадлежащего собственникам данного дома, являются несостоятельными.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ выражается в повреждении дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которые создают угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Под безопасностью дорожного движения следует понимать состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В силу п. 1.2 Правил проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Главой 17 ПДД РФ установлены правила движения транспортных средств и пешеходов в жилых зонах, которые в силу п. 17.4 ПДД РФ распространяются также и на дворовые территории.
В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
Согласно пункту 4.1 «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта о от 20.12.2019 № 1425-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2019) технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если их применение необходимо для целей обеспечения безопасности и организации дорожного движения. Исходя из п. 4.2 в полосе отвода дороги, в том числе на разделительной полосе и обочинах, не допускается размещать посторонние предметы, не являющиеся элементами обустройства и не имеющие отношения к организации движения, а также наносить на проезжую часть и элементы обустройства дороги изображения, которые могут быть приняты за дорожные знаки или иные технические средства организации дорожного движения, либо могут снижать их видимость или эффективность, либо ослеплять участников движения или отвлекать их внимание, создавая тем самым опасность для дорожного движения.
Как следует из материалов дела, на проезжей части, к которой примыкают тротуары, дворовой территории ТСЖ умышленно создало помехи в дорожном движении путем выставления на проезжую часть дороги посторонних предметов в виде бетонных полусфер, не относящихся к элементам благоустройства, что создало угрозу безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах действия ТСЖ «Центральное» правильно квалифицированы по ст. 12.33 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Следует отметить, что принадлежность земельного участка собственникам многоквартирного дома, не свидетельствует о праве собственников распоряжаться проезжей частью дороги по своему усмотрению, и как верно отмечено в письме Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону от 25.10.2021 № АД-3272/2, несмотря на то, что данные участки дорог относятся к внутриквартальной территории движения, и не относятся к автомобильной дороге общего пользования местного значения, движение по ним осуществляется в соответствии с действующими на территории Российской Федерации правилами дорожного движения.
Доводы ТСЖ о выполнении решения общего собрания его собственников об установке данных бетонных полусфер, не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, поскольку действия ТСЖ, в том числе при выполнении решений общего собрания его собственников, должны быть законными и не нарушать права и интересы иных лиц, в том числе в сфере безопасности дорожного движения. Выставление на проезжую часть посторонних предметов создало угрозу совершения ДТП участниками дорожного движения, причинения вреда их жизни и здоровью, а также материального ущерба.
Постановление о привлечении ТСЖ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, содержит все необходимые данные, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, и вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
При назначении наказания, должностное лицо административного органа принял во внимание характер и степень общественной опасности совершенного ТСЖ правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Вместе с тем, заслуживают внимание представленные стороной дополнительные доказательства финансового положения юридического лица.
Положениями ч.ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административная ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного 12.33 КоАП РФ, предусмотрена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Учитывая приведенные нормы в их совокупности, следует, что административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ), предоставляет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, правомочие признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ). Соблюдение этих - вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности - требований призвано обеспечить индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, и одновременно не допустить при применении мер административной ответственности избыточного ограничения их имущественных прав и интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Применение ст.ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом, а не обязанностью административного органа, суда.
Принимая по внимание вышеперечисленные обстоятельства, руководствуясь общими правилами применения административных наказаний, требованиями ст. 1.7 КоАП РФ, суд полагает необходимым учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Судом установлено, что заявитель является некоммерческой организацией, им совершено вменяемое административное правонарушение впервые, отсутствует причинение реального вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба. Суд признает подлежащим отнесению к характеризующим имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица отсутствие источников доходов, денежных средств на счете заявителя, наличие задолженности собственников по оплате коммунальных платежей.
При таких обстоятельствах имеются основания для применения положений ст.ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, а оспариваемое постановление подлежащим изменению путем замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░ 14.07.2021 № 18810061190006574854 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 12.33 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░ 14.07.2021 № 18810061190006574854 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 12.33 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 000 ░░░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░