ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 февраля 2019 года с. Мужи
Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Балакиной С.В., при секретаре судебного заседания Кректуновой Л.А., заместителя прокурора Шурышкарского района ЯНАО Османова И.Р., с участием представителя администрации муниципального образования Шурышкарский район Павлова А.О., рассмотрев заявление администрации муниципального образования Шурышкарский район о предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
УСТАНОВИЛ:
Решением Шурышкарского районного суда ЯНАО от 25.08.2009 года был удовлетворен иск заместителя прокурора Шурышкарского района ЯНАО, которым суд обязал администрации МО Шурышкарский район осуществить на отведенном участке на территории муниципального образования <адрес> строительство полигона твердых бытовых отходов с требованиями федерального законодательства, а именно: произвести выбор и отвод земельного участка для строительства полигона твердых бытовых отходов, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на выбранный для строительства полигона земельный участок, осуществить строительство полигона твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями федерального законодательства.
20.11.2009 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Шурышкарскому району УФССП по ЯНАО в отношении должника – администрации МО Шурышкарский район было возбуждено исполнительное производство №. ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было передано в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по ЯНАО (далее МОСП) и исполнительному производству присвоен номер №.
Администрация муниципального образования Шурышкарский район (далее Администрация) обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, мотивируя свои требования тем, что ФЗ № 458-ФЗ от 29.12.2014 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», внесены изменения, согласно которым организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Этим же ФЗ вводится новый вид отходов: твердые коммунальные отходы (далее ТКО) к которым относятся отходы, образующие в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Статьей 8.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними путем принятия соответствующего закона субъектом РФ. Согласно статьи 8 этого же закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений. Для реализации указанных действий Правительством ЯНАО была предоставлена межбюджетная субсидия из окружного бюджета бюджету муниципального образования Шурышкарский район на приобретение, поставку и ввод в эксплуатацию спецавтотранспорта и спецоборудования для сбора, транспортировки твердых коммунальных отходов и на обустройство и ввод в эксплуатацию мест временного складирования в <адрес>. Во исполнение решения суда выполнены многие мероприятия, а именно, обустроена площадка для накопления твердых бытовых отходов (далее ТБО), приобретен спецавтотранспорт, приобретены контейнеры для раздельного сбора мусора, морские контейнеры для транспортировки собранных ТБО. Однако в связи с внесением изменений в федеральное законодательство и отсутствием дополнительного софинансирования проектов, направленных на исполнение указанного решения на текущий год, в полном объеме исполнить решение в срок не представляется возможным. Просили о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда до 31 августа 2019 года.
В судебное заседание не явился извещенный надлежащим образом представитель отдела службы судебных приставов МОСП по особым производствам УФССП России по ЯНАО, ходатайствовал о рассмотрении заявления в его отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в данном деле, суд находит возможным рассмотреть указанное заявление в отсутствии неявившегося лица.
Представитель МО Шурышкарский район Павлов А.О., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленное ходатайство поддержал, по изложенным в нем доводам. Кроме этого, пояснил, что после вынесения решения суда, и возложении обязанности по устранению выявленных нарушений и принятию мер по организации утилизации и переработки бытовых, промышленных и биологических отходов на территории МО Восяховское, а именно строительству полигона бытовых отходов, нельзя было решить данный вопрос в кратчайшие сроки, так как для этого требовались большие финансовые вложения, денежные средства выделялись из окружного бюджета. Указал, что администрацией района был разработан инвестиционный проект по объекту «Полигон отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, с подъездной дорогой в с. <адрес>, Шурышкарского района ЯНАО, в том числе проектно-изыскательские работы», данный проект ДД.ММ.ГГГГ направлен на согласование в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО для включения в адресную инвестиционную программу ЯНАО, так как финансирование данных проектов окружное. На сегодняшний день ответ не получен. Так, в период с 2016 по 2018 годы были приобретены спецавтотранспорт и спецоборудование для сбора и транспортировки твердых коммунальных отходов, проведено устройство мест временного складирования отходов в населенном пункте, а также работы по утверждению схем земельных участков на кадастровом плане территории муниципальных образований с последующей постановкой на государственный кадастровый учет в филиале ФГБУ «<данные изъяты>» по ЯНАО. В настоящее время на этих участках установлены площадки для накопления ТБО с целью их дальнейшей транспортировки. В связи с изменением федерального законодательства обязанности по транспортировке, переработке, обезвреживанию возложены на региональных операторов. В ЯНАО статус регионального оператора присвоен ООО «<данные изъяты>». Соглашение о взаимодействии между администрацией и региональным оператором подписано 21 января 2019 года, в рамках данного соглашении им необходимо провести еще ряд организационных мероприятий, в том числе и разработать ряд соответствующих документов. Указанное необходимо им для инициирования вопроса о фактическом исполнении решения суда.
Прокурор Шурышкарского района ЯНАО Османов И.Р. полагал, что не имеется основания для удовлетворения заявление, поданного администрацией МО Шурышкарский район, так как решение было вынесено в 2009 году, не исполнение решение носит продолжительный период, в настоящее время не имеется исключительных причин для предоставления отсрочки.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 203 ГПК РФ, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить исполнение решения суда. Аналогичные положения содержаться в ст. 37 ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Как установлено в судебном заседании, 20.11.2009 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Шурышкарскому району УФССП по ЯНАО в отношении должника – администрации МО Шурышкарский район было возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа ВС №, выданного на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство было передано в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления ФССП России по ЯНАО и присвоен новый номер №.
В соответствии с Постановлением Правительства ЯНАО № 416-П от 18.04.2018 года «О присвоении статуса регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» статус регионального оператора в сфере ТКО присвоен ООО «<данные изъяты>». Указанный статус присваивается на 6 лет, с началом его работы с 01.01.2019 года.
Из соглашения о взаимодействии между администрацией и ООО «<данные изъяты>» следовало, что данное соглашение подписано сторонами ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 4.1. ч. 3 Соглашения следовало, что сторонам соглашения необходимо разработать совместную форму реестра мест(площадок) накопления ТКО, а также формы иных документов в срок до 01 марта 2019 года.
Анализируя изложенное выше, принимая во внимание то, что организация мероприятий по утилизации и переработки твердых бытовых отходов являлась длительным и требующим значительных финансовых затрат процессом, финансировались данные мероприятия за счет средств окружного бюджета, то, что должник предпринимал действия для надлежащего исполнения решения суда, фактов уклонения от исполнения решения суда не установлено, то, что в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления" были внесены изменения по вопросу обращения с твердыми бытовыми отходами, а именно, о выборе региональных операторов, однако учитывая обстоятельство об обязательности исполнения вынесенного судом решения в разумный срок, объем необходимых действий должника во взаимодействии с региональным оператором после подписания с ним соглашения, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства администрации муниципального образования Шурышкарский район, в предоставлении отсрочки исполнения решения суда частично, а именно до 01 мая 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 203 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Ходатайство администрации муниципального образования Шурышкарский район о предоставлении отсрочки исполнения решения Шурышкарского районного суда от 25.08.2009 года, по делу № 2-200/2009 по иску заместителя прокурора Шурышкарского района ЯНАО к администрации муниципального образования Шурышкарский район о возложении обязанности по устранению выявленных нарушений и принятию мер по организации утилизации и переработки бытовых, промышленных и биологических отходов на территории <адрес> – удовлетворить частично.
Предоставить отсрочку исполнения указанного решения суда до 01 мая 2019 года.
На определение может быть подана частная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Шурышкарский районный суд ЯНАО в течение 15 дней.
Судья (подпись) С.В. Балакина
Копия верна:
Судья: С.В.Балакина