Дело № 33-2731/2018                     Докладчик Огудина Л.В.

                                 Судья Муравьева Т.А.

                

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Никулина П.Н.,

судей Огудиной Л.В. и Яковлевой Д.В.

при секретаре Амелиной Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 25.07.2018 гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Муромского района на решение Муромского городского суда Владимирской области от 23.04.2018, которым исковые требования Муромского городского прокурора в интересах Крайновой О. В. удовлетворены. На администрацию Муромского района возложена обязанность обеспечить Крайнову О.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям Муромского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Владимирской области.

Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., объяснения представителя истца – прокурора Вереницыной Е.П., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Муромский городской прокурор в интересах Крайновой О.В. обратился в суд с иском, предъявив указанные выше требования.

В обоснование иска указано, что по результатам прокурорской проверки установлено, что Крайнова О.В. в несовершеннолетнем возрасте лишилась родительского попечения в связи со смертью её матери и лишением родительских прав отца. Постановлением главы администрации округа Муром от 17.08.2007 № 1950 Крайновой О.В. назначен опекун – Е., которая воспитывала Крайнову О.В. до совершеннолетия, этим же постановлением определено место проживания Крайновой О.В. по адресу: ****, по которому она зарегистрирована в настоящее время. Ранее истец была зарегистрирована по адресу: ****,
****. Решением жилищной комиссии при администрации Муромского района Крайнова О.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Муромского района. По состоянию на 22.02.2018 она значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Муромского района, под № 30.

В судебном заседании прокурор Цыганов Е.О. и истец Крайнова О.В. поддержали иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика - администрации Муромского района - Николаева Е.Е. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что постановлением главы администрации Муромского района от 06.03.2018 № 262 «Об утверждении протокола заседания комиссии по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений от 06.03.2018 № 3» был утвержден список по муниципальному образованию, в который в хронологическом порядке по дате рождения включено 48 человек, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в муниципальном образовании Муромский район. Перед истцом в данном списке находится 29 человек, которые обладают преимущественным правом обеспечения жилыми помещениями.

Представитель третьего лица - Департамента образования администрации Владимирской области, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела заказным письмом с уведомлением. В письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие; возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что выполняет обязанность по обеспечению передачи средств субвенций муниципальным образованиям. В 2018 году муниципальному образованию Муромский района на реализацию государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам указанной категории выделены субвенции и планируется приобретение 5 квартир. Также указано, что при невозможности обеспечения жилым помещением лиц указанной категории, им выплачивается ежемесячная денежная компенсация платы за поднаем одного жилого помещения.

Судом постановлено указанное выше решение.

Администрацией Муромского района подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного. Не отрицая право истца на обеспечение жилым помещением специализированного фонда, указывает на отсутствие внеочередного и немедленного порядка предоставления жилья и обеспечение жильем в порядке очередности по Сводному списку. Полагает, что удовлетворение требований приведет к первоочередному обеспечению истца жилым помещением и нарушит права иных лиц, находящихся в списке перед ним.

Заслушав объяснения представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений Муромского городского прокурора в отсутствие не явившихся истца, ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела (почтовым отправлением, факсимильной связью), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда с учетом следующего.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Статьей 9 Закона Владимирской области от 03.12.2004 № 226-ОЗ «О государственной обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях реализации прав лиц данной категории предусмотрено формирование областного сводного списка таких детей и лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Порядок ведения списка устанавливается постановлением Губернатора Владимирской области.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 20.05.2013 № 612 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По делу установлено, что Крайнова О.В., **** года рождения, в несовершеннолетнем возрасте лишилась родительского попечения (её мать -А. умерла 16.07.2007, отец - В. лишен родительских прав решением Муромского городского суда от 25.04.2013).

Постановлением главы администрации округа Муром от 17.08.2007
№ 1950 над несовершеннолетней Крайновой О.В. была установлена опека.

Крайнова О.В. зарегистрирована по адресу: **** по месту жительства опекуна. Ранее истец была зарегистрирована по адресу: ****.

Решением жилищной комиссии при администрации Муромского района Крайнова О.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Муромского района.

В списке по муниципальному образованию Крайнова О.В. состоит под
№ 29, областном Сводном списке - № 918.

До настоящего времени Крайнова О.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет.

Возраста 18 лет Крайнова О.В. достигла 02.09.2017.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив приведенные выше обстоятельства по делу и проанализировав нормы ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, положения Закона Владимирской области от 03.12.2004 № 226-ОЗ, Закона Владимирской области от 28.12.2005 № 201-ОЗ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, пришел к выводу о том, что требования действующего законодательства не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, включенных в список рассматриваемой льготной категории лиц, право которых на жилищное обеспечение наступило в силу закона, и очередность получения жилья законом не предусмотрена. Одновременно суд обоснованно указал, что Крайнова О.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет, достигла совершеннолетнего возраста, что дает ей право на получение предусмотренных законом мер социальной защиты.

Принимая во внимание содержание приведенных в решении правовых норм, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию
Муромского района обязанность обеспечить Крайнову О.В. по договору специализированного найма благоустроенное специализированное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям. При этом суд, учитывая положения ст.ст. 19, 20 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, сделал правомерный вывод о том, что обеспечение истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда должно осуществляться администрацией Муромского района за счет средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации – администрации Владимирской области, главным распорядителем которых является Департамент образования администрации Владимирской области.

Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела, сделаны при правильном применении и истолковании судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, по делу не допущено.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий, перечисленных в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Нарушение данного права в силу ст. 3 ГПК РФ является основанием для обращения в суд.

Ссылка на нарушение прав лиц аналогичной категории, включенных в список ранее истца, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку в силу ст. 9 ГК РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Также Порядок ведения областного сводного списка названной категории лиц, утвержденный постановлением Губернатора Владимирской области от 15.05.2013 № 542, не является основанием для вывода об установлении очередности предоставления жилого помещения.

Поскольку у Крайновой О.В. возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, полномочиями по обеспечению которым её, как особой категории граждан, наделены органы местного самоуправления (в данном случае администрация Муромского района), то исковые требования удовлетворены судом правомерно.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с установленными по делу обстоятельствами и выводами суда, с которыми оснований не согласиться у судебной коллегии не имеется, а также не содержат обстоятельств, не проверенных и не учтенных судом при рассмотрении настоящего спора, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда, в связи с чем отклоняются как несостоятельные.

Решение суда является законным и обоснованным. Предусмотренных
ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23.04.2018 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░

░░░░░:                                     ░.░. ░░░░░░░

                                         ░.░. ░░░░░░░░

                                        

                                        

                                        

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-2731/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Крайнова О.В.
Ответчики
Администрация Муромского р-на во
Другие
Департамент образования администрации ВО
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Огудина Людмила Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
19.06.2018Передача дела судье
25.07.2018Судебное заседание
27.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее