Дело № 2-920/2022 (2-5164/2021;)
УИД № 74RS0003-01-2021-006702-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2022 года г. Челябинск
Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего Шаповал К.И.,
при секретаре судебного заседания Дятловой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Керейчука А. А. к ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты и по встречному иску ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" к Керейчуку А. А. о признании трудового договора недействительным.
УСТАНОВИЛ:
Керейчук А.А. обратился в суд с иском к ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" с требованиями о взыскании заработной платы за период с 10.11.2020 года по 15.12.2021 года в размере 700 000 руб., компенсации за задержку выплаты с 01.12.2021 года по день вынесения решения суда.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что 20.10.2020 года между ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" и Керейчуком А.А. был заключен трудовой договор, согласно которого Керейчук А.А. был принят в ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" на должность генерального директора. Работнику была установлена заработная плата в размере 50 000 руб. в месяц. За весь период работы с 10.11.2020 года по 15.12.2021 года истцу не была начислена и выплачена заработная плата.
Истец Керейчук А.А. не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Керейчук А.А. - Залипутина В.К. на исковых требованиях настаивала, по доводом изложенном в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО "Уральский центр информационного в судебном заседании исковые требования не признал.
Исследовав представленные доказательства, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ", представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.
К характерным признакам трудового правоотношения, позволяющим отграничить его от других видов правоотношений, в том числе гражданско-правового характера относятся: личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию, выполнение трудовой функции в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер трудового отношения (оплата производится за живой затраченный труд).
Порядок заключения трудового договора урегулирован ст. ст. 65, 68 ТК РФ. Так, согласно ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в том числе, трудовую книжку, документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Согласно ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
В силу ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ стороны должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, а суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались, разъясняет сторонам права, обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, оказывает сторонам содействие в реализации их прав, по их ходатайству оказывает содействие в собирании доказательств.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со ст. 61 ТК РФ Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (ст. 68 ТК РФ).
Представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом. (п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (с последующими изменениями) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 20 ТК РФ Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу абз. 1, 2 ст. 135 данного Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В суде установлено, что правом приема и увольнения работника на должность генеральный директор был наделен Мурцалов Д.О. как единственный участник ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса".
В обоснование своих доводов по исковым требованиям истец ссылается на решение единственного участника ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" № Мурцалова Д.О. от 10.08.2020 года о назначении истца на должность генерального директора и трудовой договор № от 20.10.2020 года о приеме истца на должность генеральный директор.
В судебном заседании 06.04.2022 года истец Керейчук А.А. суду пояснил, что в период с 10.11.2020 года по 15.12.2021 года работал в ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" в должности генерального директора. Место работы было определено Мурцаловым Д.О., офис по адресу: <адрес>. В офисе работал с октября 2021 года по ноябрь 2021 года. Прекратил исполнять трудовые обязанности в начале декабря 2021 года, поскольку перестали пускать в офис. Заработная плата за весь период работы не начислялась и не выплачивалась. В трудовые обязанности входил поиск терминалов, которые находились в <адрес> и подписание документов. Режим работы устанавливал самостоятельно, в штате иных сотрудников не было.
Из пояснений представителя ответчика ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" и предоставленного возражения следует, что решение единственного участника ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" № Мурцалова Д.О. от 10.08.2020 года о назначении истца на должность генерального директора и трудовой договор № от 20.10.2020 года о приеме истца на должность генеральный директор, Мурцалов Д.О. не подписывал, трудовой договор с Керейчуком А.А. не заключался, к выполнению трудовой функции руководитель не допускал, правилам внутреннего трудового распорядка не подчинялся, заработная плата не начислялась и не выплачивалась.
Ответчиком суду предоставлено заключение специалиста <данные изъяты> №№ от 18.04.2022 года, согласно которому специалистом сделаны выводы: Подпись от имени Мурцалова Д.О. в решении единственного участника ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" № от 10.08.2020 года выполнены не Мурцаловым Д.О., а иным лицом. Подпись от имени Мурцалова Д.О. в трудовом договоре № от 20.10.2020 года с генеральным директором ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса", выполнена не Мурцаловым Д.О. (т.3 л.д. 38-61).
Согласно заключению специалиста <данные изъяты>» № от 25.02.2022 года специалистом сделаны выводы: Подпись от имени Мурцалова Д.О. в решении единственного участника ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" № от 10.08.2020 года выполнены не Мурцаловым Д.О., а иным лицом. Подпись от имени Мурцалова Д.О. в трудовом договоре № от 20.10.2020 года с генеральным директором ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса", выполнена не Мурцаловым Д.О. (т.3 л.д. 63-90).
Требование о нотариальном удостоверении, установленное п. 3, п.3 ст. 67.1 ГК РФ, распространяется и на решение единственного участника.
Согласно п. 107 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ» решения очных собраний участников хозяйственных обществ, не удостоверенные нотариусом или лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров и выполняющим функции счетной комиссии, в порядке, установленном подпунктами 1 - 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ, если иной способ удостоверения не предусмотрен уставом общества с ограниченной ответственностью либо решением общего собрания участников такого общества, принятым участниками общества единогласно, являются ничтожными применительно к пункту 3 статьи 163 ГК РФ.
Решение единственного участника № от 10.08.2020 года о назначении истца на должность генерального директора, нотариально не удостоверено, что свидетельствует о его ничтожности.
Согласно письму ФКУ ИК № УФСИН России по <адрес> от 25.11.2020 года осужденный Мурцалов Д.О. отбывал наказание в виде лишения свободы в ИК строго режима с 17.04.2020 года по 16.09.2020 года. Свиданий и выдачи передач, посылок, бандеролей за время отбывания наказания в ФКУ ИК № УФСИН России не было (т.3 л.д.13)
Из протокола допроса Мурцалова Д.О. от 03.02.2020 года следует, что он являлся номинальным участником и директором ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса", делами общества никогда не занимался (т.3 л.д.10-12).
Согласно нотариально заверенным объяснениям Мурцалова Д.О. следует, что Мурцалов Д.О. был назначен на должность генерального директора 11.01.2019 года. В результате преступных действий неизвестных лиц 12.11.2020 года ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга внесла изменение в ЕРГРЮ о том, что новым генеральным директором ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" является Керейчук А.А.. Досрочно не прекращал полномочий генерального директора ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса", будучи единственным учредителем ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" не назначал никакое другое лицо на должность генерального директора общества (т.1 л.д.216-217).
Исследуя добытые по делу доказательства суд приходит к выводу о недействительности трудового договора № от 20.10.2020 года заключенного между ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" и Керейчуком А.А., поскольку единственный учредитель общества Мурцалов Д.О. не назначал никакое другое лицо на должность генерального директора общества, не пописывал решение № от 10.08.2020 года и трудовой договор № от 20.10.2020 года с Керейчуком А.А., заключениями специалиста, что подтверждается добытыми по делу доказательствами.
Кроме того, довод истца о выполнении трудовых функций в ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" в должности генеральный директор не может быть принят судом, поскольку единственный учредитель общества Мурцалов Д.О. не устанавливал режим работы, не согласовывал существенные условия трудового договора, места работы, размера заработной платы, должностные обязанности, до выполнения трудовой функции не допускал.
Истцом предоставлен отчет о проделанной работе за период с 20.11.2020 года по 01.12.2021 года в подтверждение исполнении трудовой функции генерального директора общества (т.1 л.д. 31-96).
Анализируя добытые по делу доказательства суд приходит к выводу, что истец по своей инициативе выполнял функции не связанные с хозяйственной деятельностью общества, а действовал исключительно в своих интересах.
Суд, оценивая представленные доказательства в совокупности, считает недоказанным факт приема на работу истца в ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" на должность генеральный директор.
Довод Керейчука А.А. о том, что он работал у ответчика по трудовому договору не нашел своего подтверждения добытыми по делу доказательствами.
На основании вышеизложенного, суд пришел к убеждению, что факт трудовых отношений между истцом и ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" с 10.11.2020 года по 15.12.2021 года, не был установлен, с ним не был заключен трудовой договор с обязательными условиями труда. Истец не работал в ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" по трудовому договору, не выполнял обязанности, генерального директора общества, не соблюдал режим рабочего времени, ему не начислялась заработная плата, и не выплачивалась.
Учитывая, что факт трудовых отношений между истцом и ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" не установлен, в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Керейчука А. А. к ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" о взыскании заработной платы за период с 10.11.2020 года по 15.12.2021 года в размере 700 000 руб., компенсации за задержку выплаты с 01.12.2021 года по день вынесения решения суда – отказать.
Встречные исковые требования к ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" к Керейчуку А. А. удовлетворить.
Признать недействительным трудовой договор № от 20.10.2020 года заключенный между ООО "Уральский центр информационного и платежного сервиса" и Керейчуком А. А..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено «16» июня 2022 года
Председательствующий