<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Кочубеевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Душко Д.А.,
с участием истца Пожидаевой Н.Н.,
представителя истца Пожидаевой Н.Н. в лице адвоката Чурюмовой А.Е., представившей удостоверение № и ордер №С 015158 от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре судебного заседания Ращупкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело иску Пожидаевой Н.Н. к Администрации муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес>, Министерству строительства дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о признании права на внесение изменений в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 года, обязании внесения изменений в список граждан участников подпрограммы, сводный список граждан участников подпрограммы, предоставлении государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Пожидаева Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес>, Министерству строительства дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о признании право на внесение изменений в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 года, обязании внесения изменений в список граждан участников подпрограммы, сводный список граждан участников подпрограммы, предоставлении государственного жилищного сертификата.
В обосновании иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ Пожидаева Н.Н. состоит на учете в УФМС России по СК как вынужденный переселенец (на дату постановки на учет – Управление по делам миграции ГУВД России по СК), что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца №. Статус вынужденного переселенца продлевался ей ежегодно до настоящего времени, о чем свидетельствует графа «особые отметки» в вышеуказанном удостоверении.
ДД.ММ.ГГГГ ею в целях включения в список лиц, являющимися вынужденными переселенцами и нуждающимися в жилых помещениях, были поданы документы в <адрес>ную государственную администрацию <адрес>.
Постановлением главы <адрес> государственной администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на централизованный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищно – бытовых условий» она была внесена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищно – бытовых условий, а также в список граждан, имеющих право на первоочередное улучшение жилищных условий. На момент принятия на учет она была зарегистрирована в <адрес> края по <адрес>.
Указанное постановление было принято с существенными нарушениями норм статьи 31 ЖК РСФСР, а также п. 18 Решения исполнительного комитета <адрес>вого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в крае», в соответствии с которыми факт признания гражданина в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий должен осуществляться не позднее одного месяца со дня принятия от данного гражданина соответствующего заявления. При этом дата принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, которая является основополагающим фактором, влияющим на очередность обеспечения жильем (сертификатом), также не должна превышать месячный период с момента подачи указанного выше заявления.
На основании списков, предоставляемых органами местного самоуправление муниципальных образований <адрес>, формируется сводный список по <адрес> по обеспечению жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами. Утверждается и согласовывается данный список Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по СК. В указанный список она была включена датой постановки на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ она снялась с регистрационного учета в <адрес> края.
ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировалась в <адрес>.
С целью постановки на учет по новому месту регистрации Администрацией муниципального образования <адрес> ей было передано учетное дело под №.
Постановлением Администрации муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилищный помещениях» она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список вынужденных переселенцев.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> по вопросу получения государственного жилищного сертификата в 2017 году.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью первого заместителя министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> ей сообщили о том, что в сводном списке по <адрес> на 2016 год она состоит под №, составом семьи – 1 человек, датой постановки на жилищный учет – ДД.ММ.ГГГГ. Также было сообщено, что на ее имя министерство планировало оформить сертификат в текущем году, в связи с чем министерство проинформировало Администрацию муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес> о предоставлении учетного дела на проверку.
В результате проверки выявлено несоответствие даты постановки на жилищный учет в сводном списке (ДД.ММ.ГГГГ) и даты постановки согласно постановлению главы <адрес>ной государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В настоящее время министерством сформирован и утвержден сводный список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов в 2017 году в рамках подпрограммы по категории граждан, признанных вынужденными переселенцами, в который она включена под порядковым номером 9, согласно дате постановки на учет, предоставленной администрацией (ДД.ММ.ГГГГ). Однако если администрацией не будут внесены изменения в дату постановки ее на жилищный учет, у министерства не будет правовых оснований на оформления сертификата.
С заявлением об оказании содействия в решении данного вопроса она обратилась в Администрацию муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес>.
Глава Администрации муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № на имя главы Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес>, просил внести соответствующие изменении в постановление главы <адрес>ной государственной администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, для соблюдения в отношении ее норм ст. 40 Конституции Российской Федерации.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ глава Администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> со ссылкой на постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упразднении территориальных, районных государственных администраций <адрес>» сообщил, в связи с тем, что <адрес> государственная администрация <адрес> была ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, в соответствии со ст.ст. 61 – 64 ГК РФ Администрация Кочубеевского муниципального района <адрес> не имеет полномочий на внесение изменений в постановление главы <адрес>ной государственной администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по дате постановки ее на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Считает, что подобная безрезультативная переписка органов местного самоуправления нарушает полученное ею, как вынужденным переселенцем, право на улучшение жилищных условий, препятствует своевременному обеспечению ее сертификатом в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» обязанность включения федеральным органом исполнительной власти в список граждан на получения жилья, строительство (приобретении) которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета независимо от срока проживания в данной местности, исключена не была.
Поскольку в силу п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» понимается лицо покинувшее свое место жительства вследствие насилия или иных противоправных действий, она являлась и является лицом, лишившимся своего места жительства и не имеющей жилья.
Жилищное обустройство вынужденных переселенцев осуществляется в соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья, были признаны действительными.
П.п. 3.3., 3.4 Приказа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» были сформированы сводные списки вынужденных переселенцев, состоявших в списках учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений как в органах местного самоуправления, так и составленных территориальными органами упраздненной ФМС России со включением по более ранней дате принятия на учет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выпуска и реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», где предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме (п. 19). В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин – участник подпрограммы в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Орган местного самоуправления до 01 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 01 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год по установленной форме.
Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10 – дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации формирует и утверждает сводный список граждан – получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан. Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан – участников программы.
Она не обеспечена жильем в течение всего срока нахождения в статусе вынужденного переселенца и в настоящее время проживает на условиях найма по адресу: <адрес>.
Более того, в связи с ранее допущенными нарушениями при постановке на учет, на сегодняшний день встал вопрос об исключении ее из участников подпрограммы.
Ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Определяя статус вынужденных переселенцев, Закон Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» устанавливал экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Считает, что при сложившихся жизненных обстоятельствах, обладая специальным статусом вынужденного переселенца, она вправе рассчитывать на предоставление ей социальных гарантий и поддержки от государства в уполномоченном органе согласно хронологической последовательности.
Просит признать за Пожидаевой Н.Н. право на внесение изменений в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, исходя из даты постановки на учет в Управлении Федеральной миграционной службы России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес> внести изменения в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программу «Жилище» на 2015 – 2020 годы, изменив в них дату постановки Пожидаевой Н.Н. на учет с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> внести изменения в Сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, изменив в них дату постановки на учет Пожидаевой Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> предоставить Пожидаевой Н.Н. в 2017 году государственный жилищный сертификат с учетом постановки на учет, как вынужденного переселенца, с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Пожидаева Н.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца Пожидаевой Н.Н. в лице адвоката Чурюмовой А.Е. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Администрация муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес>, надлежащим образом извещенный о мете и времени судебного заседания, не явился, о причине неявки суд не уведомил, представил ходатайство, где заявленные исковые требования Пожидаевой Н.Н. признает в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, известны и понятны.
Суд принимает признание иска ответчиком Администрацией муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес>, поскольку это не противоречит законодательству и не нарушает прав и интересов других лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В судебное заседание ответчик Министерство строительства дорожного хозяйства и транспорта <адрес> не явилось, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии ответчиков.
В суд от ответчика Министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта <адрес> поступило возражение, в которых министерство заявленные исковые требования не признает, считает их незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Обеспечение жильем граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, осуществляется в <адрес> в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, за счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
Государственным заказчиком Подпрограммы выступает Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации.
Участниками подпрограммы являются, в том числе, граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в которых указанные граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеющих право на получение социальных выплат) либо в сфере ведения которых находятся закрытые военные городки или поселки учреждений с особыми условиями хозяйствования.
Подразделения федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, информируют граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане дают письменное согласие на участие в ней.
Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании вышеназванного Закона.
Распределение годового объема финансирования между категориями граждан – участников подпрограммы осуществляется пропорционально общим объемам финансирования в отношении указанных категорий в соответствии с разделом IV подпрограммы.
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина – участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Сводный список по <адрес> по данной категории граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется министерством на основании списков, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, утверждается и согласовывается с Главным управлением по вопросам миграции МВД России по СК.
После утверждения сводный список направляется государственному заказчику подпрограммы – Министерству строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации.
Государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов и органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые в течение 15 рабочих дней со дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предусмотренных ему на планируемый год средств на предоставление социальных выплат, формирует и утверждает сводный список граждан – получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан.
Оформление сертификата на имя Пожидаевой Н.Н. планировалось в 2016 году, в связи с чем министерством у администрации было затребовано учетное дело.
По результатам его проверки выявлено несоответствие даты постановки на учет в сводном списке (ДД.ММ.ГГГГ год) и даты постановки согласно постановлению главы <адрес>ной государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Считают, что данное несоответствие возникло в результате нарушения действовавшего на тот момент законодательства, так как с момента подачи Пожидаевой Н.Н. заявления о постановке не жилищный учет и проверки <адрес>ной государственной администрацией жилищных условий до выхода постановления прошло 5 месяцев, тогда как заявление должно было быть рассмотрено в месячный срок.
В связи с чем администрации было рекомендовано привести учетное дело в соответствие с нормами действующего законодательства. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация ответила, что не имеет законных оснований для внесения изменений в нормативный правовой акт.
В настоящее время Пожидаева Н.Н. стоит в сводном списке на 2017 год под №, составом семьи – 1 человек, в сводном списке получателей на 2017 – под №, состав семьи – 1 человек.
Лимит средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат вынужденным переселенцам в 2017 году позволит оформить жилищные сертификаты (ориентировочно) 41 семье граждан – участников подпрограммы.
Однако наличие несоответствия в датах постановки на учет влечет невозможность оформления Пожидаевой Н.Н. сертификата.
Для разрешения сложившейся ситуации министерство обратилось за разъяснением к государственному заказчику подпрограммы.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № аБ/04-01-50 Минстрой России также указывает на вышеназванное нарушение и рекомендует скорректировать дату постановки Пожидаевой Н.Н. на учет.
Вместе с тем в данном письме отмечено, что в случае не устранения администрацией допущенного нарушения, Пожидаева Н.Н. подлежит исключению из состава участников подпрограммы.
Считают, что вопросы формирования учетного дела, ежегодная перерегистрация граждан, обновление документов в соответствии с требованиями действующего законодательства, предоставление на проверку в министерство с последующей выдачей сертификатов гражданам, заполнение оборотной стороны бланка, хранение учетного дела и предоставление его по требованию уполномоченным контролирующим органам всех уровней, в том числе федерального, находятся в ведении органа местного самоуправления, в котором гражданин состоит в очереди на улучшение жилищных условий.
Таким образом, исковое требование об обязании министерства внести изменения в сводный список и оформить на имя истицы сертификат без устранения описанного нарушения является незаконным и необоснованным, в связи с чем не может быть удовлетворено.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае их выезда на место жительства в другое муниципальное образование.
Как следует из материалов дела до ДД.ММ.ГГГГ Пожидаева Н.Н. была зарегистрирована в <адрес> и для постановки на учет обращалась в <адрес>ную государственную администрацию.
Однако ДД.ММ.ГГГГ она снялась с учета и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась в <адрес>, в связи с чем встала на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства (постановление Администрации муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Приведенные выше нормы ЖК РФ четко регламентируют порядок принятия граждан на учет и снятие с него. Следовательно, при переезде в другое муниципальное образование гражданин подлежит снятию с учета и становится на учет по новому месту жительства, причем первоначальная дата постановки на учет не сохраняется.
Таким образом, требование к министерству об оформлении сертификата исходя из даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Выслушав истца, представителя истца, изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, которое в п.п. «б», «з» закрепляет норму о включении вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья, строительство (приобретение) которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета независимо от срока проживания в данной местности.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации» Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации был утвержден Порядок ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации упразднено и его функции в части, касающейся миграционной политики, переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № образована Федеральная миграционная служба, которой переданы правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В настоящее время, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы.
Согласно указанным Правилам единственной помощью в обустройстве гражданам, признанным вынужденными переселенцами, является выдача им в соответствии с действующим законодательством жилищного сертификата на получение субсидии для приобретения жилья.
Данным нормативным актом установлено, что обустройство определенных категорий граждан, в том числе и граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, производится органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводных списков, представленных органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 Порядка ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья, утвержденного Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют принятие вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), независимо от времени их проживания в данной местности. Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
В судебном заседании установлено, что Пожидаева Н.Н.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. По настоящее время имеет регистрацию на территории <адрес>.
Из дела усматривается, что Пожидаевой Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ выдано удостоверение серия АБ № вынужденного переселенца с присвоением номера личного дела вынужденного переселенца 1107 – 050101, согласно которому Пожидаева Н.Н. принята на учет в качестве вынужденного переселенца ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно вышеназванному удостоверению срок действия статуса вынужденного переселенца в период времени с ДД.ММ.ГГГГ неоднократно продлевался, в настоящее время продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно архивной выписки из постановления главы <адрес>ной государственной администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на центральный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищно – бытовых условий, постановлено внести в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищно – бытовых условий, общей очередности за № Пожидаеву Н.Н., 1943 года рождения, как вынужденного переселенца, пенсионерки, проживающей у родственников в <адрес>, состав семьи – 1 человек. Также постановлено внести в список граждан, имеющих право на первоочередное улучшение жилищных условий за № Пожидаеву Н.Н. как вынужденного переселенца, состав семьи – 1 человек.
Согласно сообщению главы Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № учетное дело № в отношении Пожидаевой Н.Н., признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий и относящейся к категории вынужденных переселенцев в связи с перерегистрацией Пожидаевой Н.Н. в <адрес>, передано в Администрацию муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес> для постановки на учет.
Постановлением Администрации муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и внести в список общей очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях за № Пожидаеву Н.Н., 1943 года рождения, проживающую в общежитии в <адрес>, а так же включить в список вынужденных переселенцев за №.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Усматривается, что МУП СК ЖКХ <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № предоставило Пожидаевой Н.Н. во временное владение и пользование изолированное помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты общей площадью 19,92 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается типовым договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец вправе самостоятельно выбрать место жительства.
В силу ст. 7 вышеуказанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством РФ в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности.
Согласно порядку формирования списков граждан – участников подпрограммы и подготовка выпуска сертификатов в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин – участник подпрограммы в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 01 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подп.подп. «е» и «ж» п. 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, на планируемый год по форме согласно приложению №, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан – участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане – участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Сводный список в отношении граждан, указанных в подп. «ж» (граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений) п. 5 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию с территориальными органами Федеральной миграционной службы.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин – участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданин, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти представляют до 01 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов на планируемый год.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан – получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан. Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан – участников подпрограммы.
Судом установлено, что Пожидаевой Н.Н. выполнены все условия по включению ее в список лиц, являющихся вынужденными переселенцами и нуждающимися в жилых помещениях.
Доводы Министерства строительства дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о том, что Пожидаева Н.Н. в виду переезда в другое муниципальное образование подлежит снятию с учета и становлению на учет по новому месту жительства без сохранения первоначальной даты постановки на учет суд находит необоснованными.
В императивной норме ч. 2 ст. 56 ЖК РФ установлено, что решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято только тем органом, по решению которого соответствующие граждане были приняты на указанный учет (ст. 52).
Требования к содержанию решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан подобны тем, которые предъявляются к решениям об отказе в принятии на такой учет (ч.ч. 2, 3 ст. 54 ЖК РФ).
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть обжалованы в суд в том же порядке, который применяется для обжалования решений об отказе в принятии на жилищный учет (ч. 3 ст. 54 ЖК РФ).
Как усматривается из материалов дела, Пожидаева Н.Н. постановлена на учет в Управление по делам миграции ГУВД России по СК, как вынужденный переселенец ДД.ММ.ГГГГ, данный факт сторонами не оспаривается.
Судом установлено, что Пожидаева Н.Н. постановлением главы <адрес>ной государственной администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ внесена в список граждан, имеющих право на первоочередное улучшение жилищных условий за № и проживает у родственников по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям о регистрации ОУФМС России по СК в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Пожидаева Н.Н. снята с регистрационного учета и вновь зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на основании типового договора социального найма жилого помещения № МУП СК ЖКХ <адрес> предоставило Пожидаевой Н.Н. во временное владение и пользование изолированное помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты общей площадью 19,92 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования <адрес> в адрес Администрации муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес> передано учетное дело № в отношении Пожидаевой Н.Н., признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий и относящейся к категории вынужденных переселенцев для постановки на учет.
В материалах дела отсутствуют и сторонами не представлено доказательств, свидетельствующих о снятии истца Пожидаевой Н.Н. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, как того требует ст. 56 ЖК РФ.
Кроме того согласно положениям, закрепленным в ст.ст. 17, 18 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Законом РФ «О вынужденных переселенцах» установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской федерации.
Исходя из положений Закона РФ «О вынужденных переселенцах», статус вынужденного переселенца имеет специальный, целевой и срочный характер. Указанный Закон предусматривает только возможность продления статуса вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства.
Кроме того п. 3.4 Приказа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев», изданным во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ», предусмотрено, что вынужденных переселенцев, состоящих на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, необходимо включать в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет.
Списки, ведущиеся миграционной службой, по своему смыслу должны учитываться органами местного самоуправления в первую очередь, так как относятся только к вынужденным переселенцам, и само участие данных лиц в программе получения жилищных сертификатов возможно только при наличии статуса вынужденного переселенца и состояние на учете в миграционной службе в качестве нуждающихся в получении жилья.
Как следует из материалов дела, Пожидаева Н.Н. признана нуждающейся в жилом помещении в целях включения ее в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, с датой постановки на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, Пожидаева Н.Н. состоит в сводном списке вынужденных переселенцев на 2017 год с датой постановки – ДД.ММ.ГГГГ, что существенно нарушает ее право на своевременное получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата.
Суд исходит из того, что истец Пожидаева Н.Н. жильем не была обеспечена в течении всего срока нахождения в статусе вынужденного переселенца и в настоящее время проживает на условиях договора социального найма, в связи с чем приходит к выводу об обязанности ее постановки на учет как нуждающейся в получении жилья со дня признания ее вынужденным переселенцем, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы.
Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Сертификат не является ценной бумагой.
Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы 2 месяца, в отношении банка для представления владельцем сертификата документов, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил 7 месяцев. Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего выдачу сертификатов.
Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе и граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
С учетом исследованных в судебном заседании доказательств, суд полагает, что истцом представлены суду бесспорные доказательства в обоснование заявленных ею исковых требований, и имеются законные основания для их частичного удовлетворения.
Что касается исковых требований в части обязания Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> предоставить Пожидаевой Н.Н. государственный жилищный сертификат с учетом постановки на учет, как вынужденного переселенца, с ДД.ММ.ГГГГ, именно в 2017 году, то суд считает необходимым в данной части отказать в иске, так как установление срока предоставления жилищного сертификата повлечет несоблюдение интересов иных граждан, поставленных в очередь ранее на получение жилищного сертификата.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Пожидаевой Н.Н. к Администрации муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес>, Министерству строительства дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о признании право на внесение изменений в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 года, обязании внесения изменений в список граждан участников подпрограммы, сводный список граждан участников подпрограммы, предоставлении государственного жилищного сертификата удовлетворить частично.
Признать за Пожидаевой Н.Н. право на внесение изменений в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, исходя из даты постановки на учет в Управлении Федеральной миграционной службы России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию муниципального образования Георгиевского сельсовета <адрес> внести изменения в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программу «Жилище» на 2015 – 2020 годы, изменив в них дату постановки Пожидаевой Н.Н. на учет с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> внести изменения в Сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, изменив в них дату постановки на учет Пожидаевой Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> предоставить Пожидаевой Н.Н. государственный жилищный сертификат с учетом постановки на учет, как вынужденного переселенца, с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований Пожидаевой Н.Н. к Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кочубеевский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья Д.А. Душко