Решение по делу № 33-5324/2023 от 03.07.2023

Дело № 33-5324/2023 (в суде 1-й инстанции №13-141/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2023г. г.Хабаровск                        

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Литовченко А.Л.,

при секретаре Куклиной Ю.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании представление прокурора
Хабаровского района Хабаровского края на определение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 29 мая 2023г. о прекращении исполнительного производства.

Заслушав доклад судьи Литовченко А.Л., объяснения прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛ:

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 июля 2018г. удовлетворен иск прокурора Хабаровского района Хабаровского края к Управлению лесами Правительства Хабаровского края.

На Управление лесами Правительства Хабаровского края возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Кур-Урмийского лесничества проведение лесоустроительных работ путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

На основании исполнительного листа, выданного прокурору района, возбуждено исполнительное производство № 110637/21/27006-ИП.

Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее - Министерство) обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, в связи с невозможностью исполнения решения суда. В обоснование заявления указано, что в связи с изменением законодательства, с 01 января 2022г. Министерство не наделено полномочиями по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда. Такие мероприятия отнесены законом к полномочиям органов государственной власти РФ, в частности, Федерального агентства лесного хозяйства, которое не является правопреемником Министерства.

Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 29 мая 2023г. заявление Министерства удовлетворено.

Не согласившись, прокурор района подал представление, в которой просит определение отменить, указывая на то, что он не был надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Максименко Е.В. доводы представления поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, не явились, о явке извещались по правилам статьи 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки не представили и об отложении не ходатайствовали.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», признает причины неявки вышеуказанных лиц неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность определения в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 440 ГПК РФ вопросы о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматриваются судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в десятидневный срок. Об этом извещаются взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, однако их неявка не является препятствием к разрешению указанных вопросов.

В соответствии с частью 1 статьи 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу части 2.1 статьи 113 ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в абзаце первом настоящей части, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

При отсутствии технической возможности у органов местного самоуправления, иных органов и организаций они вправе заявить ходатайство о направлении им судебных извещений и вызовов без использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Частью 3 статьи 113 ГПК РФ предусмотрено, что лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 года N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", по смыслу части 2.1 статьи 113 ГПК РФ под получением первого судебного извещения или первого судебного акта лицом, участвующим в деле, иным участником процесса следует понимать получение, в том числе по электронной почте, судебного извещения либо вызова в предварительное судебное заседание, судебное заседание и (или) копии определения по делу (например, определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, назначении времени и места судебного заседания, об отложении судебного разбирательства, а для лица, вступившего (привлеченного) в процесс после возбуждения производства по делу, - определения об удовлетворении ходатайства о вступлении в дело, определения о привлечении в качестве третьего лица либо заинтересованного лица к участию в деле; для лица, не участвовавшего в деле, но обжаловавшего принятый в отношении его прав и обязанностей судебный акт, - определения о принятии апелляционной (кассационной) жалобы, определения о передаче кассационной, надзорной жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании).

Информация о принятии обращения в суд к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в сети "Интернет" с учетом сроков, предусмотренных процессуальным законодательством (часть 3 статьи 113 ГПК РФ).

Документами, подтверждающими размещение судом на его официальном сайте в сети "Интернет" сведений о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, в том числе дату размещения указанных сведений, являются: отчет системы автоматизации судопроизводства о публикации судебного акта на официальном сайте суда в сети "Интернет", изготовленные на бумажном носителе копии страниц официального сайта суда, в которых содержится дата размещения информации и сама информация о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия. Изготовленные на бумажном носителе копии страниц официального сайта суда, подтверждающие размещение судом указанных сведений, приобщаются к материалам дела (пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017г. N 57).

Из материалов дела видно, что рассмотрение заявления Министерства рассмотрено 29 мая 2023г. в 14.00. Вынося оспариваемое определение, суд первой инстанции указал на надлежащее извещение прокурора, выступающего в качестве взыскателя.

В деле имеется уведомление, адресованное прокурору (л.д. 76), однако сведений о его фактическом направлении отсутствуют. Проверить достоверность направления судебного уведомления не представляется возможным, поскольку реестры заказной корреспонденции либо расписка с указанием фамилии и должности принявшего его работника прокуратуры к материалам дела не приобщены.

Изготовленные на бумажном носителе копии страниц официального сайта суда, в которых содержится дата размещения информации и сама информация о времени и месте судебного заседания, в деле также не имеется.

При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что само по себе размещение соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в отсутствие направления и получения первого судебного извещения или первого судебного акта лицом, участвующим в деле, надлежащим его извещением не является.

При указанных обстоятельствах, в силу вышеприведенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ прокурор не может считаться извещенным о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с чем определение от 29 мая 2023 г. подлежит отмене на основании пункта 2 части 4 статьи 330 ГПК РФ с рассмотрением заявления Министерства по существу.

В соответствии с частью 1 статьи 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02 октября 2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий.

По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.

Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.

При этом, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 28 марта 2017 г. N 704-О (по жалобам граждан Павлюка А.С. и Салдина Р.П.) изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении конкретного дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного постановления не может являться основанием для прекращения соответствующего исполнительного производства по мотивам невозможности исполнения судебного решения, поскольку такое изменение не отменяет свойство исполнимости указанного судебного постановления, которому корреспондирует обязанность судебного пристава-исполнителя обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающими общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

В соответствии с распоряжением Губернатора края от 27 февраля 2020 г. №73-р "О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края" Управление лесами реорганизовано путем преобразования в Комитет лесного хозяйства Правительства края, являвшийся его правопреемником.

Распоряжением Губернатора края от 29 сентября 2021г. №610-р Комитет переименован в Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.

В силу ранее действовавшего правового регулирования (пункт 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ) осуществление полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 указанного Кодекса, было передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ.

С 01 января 2022г. полномочия по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены особо охраняемые природные территории федерального значения, переданы органам государственной власти РФ (пункт 22 статьи 81 Лесного кодекса РФ).

То есть, со дня вступления в силу Федерального закона от 02 июля 2021 г. N304-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и статьи 14 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" произошло перераспределение полномочий по осуществлению мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что является основанием для рассмотрения вопроса о функциональном правопреемстве.

Обязанности, вытекающие из осуществления соответствующей функции, в том числе наложенные по решению суда, также следуют такой передаче полномочий в порядке их перераспределения. Данное обстоятельство является основанием для правопреемства на стадии исполнительного производства. Иное означало бы отсутствие у первоначального должника определенных законодательством в отношении органов государственной власти субъектов РФ полномочий, функций и средств для исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем решение суда осталось бы неисполненным. Указанное противоречило бы требованиям статьи 13 ГПК РФ, устанавливающей обязательность судебных постановлений и их неукоснительное исполнение.

При таких обстоятельствах доводы Министерства о том, что исполнительное производство должно быть прекращено, являются несостоятельными, в связи с чем в удовлетворении его заявления следует отказать.

Руководствуясь статьями 333,334 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 29 мая 2023г. отменить и рассмотреть вопрос по существу.

В удовлетворении заявления Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края о прекращении исполнительного производства отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья

33-5324/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Хабаровского района
Ответчики
Федеральное агентство лесного хозяйства
Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края
Другие
ОСП по Хабаровскому району
Суд
Хабаровский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
06.07.2023Передача дела судье
20.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2023Передано в экспедицию
20.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее