Решение по делу № 2-195/2016 (2-4777/2015;) ~ М-4561/2015 от 02.12.2015

Дело № 2-195/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковров 18 февраля 2016 года    

Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Ивлиевой О.С., при секретаре Борисовой Я.С., с участием истца Чиндяевой Л.В., третьего лица Шубиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Чиндяевой Л. В. к Министерству Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, администрации <адрес>, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Чиндяева Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству Обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западного регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ, администрации <адрес>, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований истец Чиндяева Л.В. пояснила, что она и третьи лица Чиндяев А.С., Чиндяев В.А., Шубина А.А. и Щербакова Ю.А. зарегистрированы и проживают в <адрес> на основании обменного ордера <№> от <дата>. При обращении в администрацию <адрес> с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения ей было отказано, поскольку жилой фонд <адрес>-8 является собственностью Министерства обороны РФ и в муниципальную собственность <адрес> не передавался. Однако, по ее мнению, она имеет право на приватизацию занимаемой квартиры, поскольку последняя является федеральной собственностью, свое право на участие в приватизации жилых помещений она ранее не использовала. Зарегистрированные в квартире Чиндяев А.С., Чиндяев В.А., Шубина А.А., Щербакова Ю.А. от участия в приватизации спорной квартиры отказались.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Крылова Л.А. в суд не явилась, о месте и времени которого извещена заблаговременно надлежащим образом, направила письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении исковых требованиях и рассмотреть дело без своего участия. Указала, что вселение в спорное жилое помещение осуществлено на основании ордера <№> от <дата>, выданного исполнительным комитетом Ковровского городского Совета депутатов трудящихся. На момент предоставления спорная квартира располагалась в военном городке на территории воинской части и предоставлялась в качестве служебного жилого помещения, в связи с чем приватизации не подлежит. Решение об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда компетентным органом не принималось. Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо.

Представитель ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Забиралова С.В. в суд не явилась, о месте и времени которого извещена заблаговременно надлежащим образом, направила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело без своего участия. Указала, что на ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ возложены полномочия по вопросам предоставления военнослужащим – гражданам РФ, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, а также заключения, изменения, расторжения договоров социального найма жилых помещений, договоров найма специализированных жилых помещений и договоров о пользовании жилыми помещениями.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны Р. В. И.А., в суд не явилась, о месте и времени которого извещена заблаговременно надлежащим образом, направила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело без своего участия, оставила решение на усмотрение суда, указав, что у Министерства обороны РФ отсутствуют полномочия по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц.

Представители ответчиков Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в суд не явились, о месте и времени которого извещены заблаговременно надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, возражений на иск не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Представитель ответчика администрации <адрес> Маланина Н.В. в суд не явилась, направила письменный отзыв на исковое заявление, в котором просила принять решение на усмотрение суда и рассмотреть дело в свое отсутствие.

Третье лицо Шубина А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, отказалась от участия в приватизации спорной квартиры в пользу матери Чиндяевой Л.В.

Третьи лица Чиндяев А.С., Чиндяев В.А. и Щербакова Ю.А. в суд не явились, о месте и времени которого извещены заблаговременно надлежащим образом, ранее в адрес суда направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд. Об отложении судебного разбирательства ходатайств не поступило, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона РФ от <дата> <№>-I «О приватизации жилищного фонда в РФ» (далее - Закон) граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, на условиях социального найма, вправе приобрести эти жилые помещения в собственность.

Статьей 4 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат. К числу исключений относятся, в том числе, служебные жилые помещения.

Исходя из содержания изложенных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.

Судом установлено, что истец Чиндяева Л.В. и третьи лица Чиндяев А.С., Чиндяев В.А., Шубина А.А. и Щербакова Ю.А. зарегистрированы и проживают в <адрес> (л.д.11).

Вышеуказанная квартира предоставлена семье Чиндяева А.С., состоящей из пяти человек, на основании обменного ордера <№> от <дата> (л.д.12).

Согласно архивной выписке из решения исполнительного комитета Ковровского городского Совета народных депутатов от <дата> <№> «Об утверждении выписки из протокола комиссии по обмену жилыми помещениями в <адрес>» в прилагаемом к решению списке по обмену жилыми помещениями граждан города по <данные изъяты>

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от <дата> №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В связи с этим, при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.

В силу статьи 47 ЖК РСФСР единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, выдаваемый уполномоченным исполнительным органом государственной власти на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного жилищного фонда.

Согласно ст. ст. 50, 51 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

На основании статьи 104 ЖК РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом М. С., служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от <дата> <№> "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от <дата> <№> "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива) (п. 20).

Анализируя указанные правовые нормы жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР, можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.

Распоряжением Правительства РФ от <дата> <№><адрес>-8 исключен из перечня фонда закрытых военных городков вооруженных сил РФ,

Ответчиками, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлено суду допустимых доказательств присвоения спорной квартире служебного статуса в установленном статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР порядке. Ордер на <адрес> от <дата> отметку о ее служебном статусе также не содержит.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что статьей 67 ЖК РСФСР гарантировалось право нанимателя жилого помещения произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем или членом жилищно-строительного кооператива. Соглашение об обмене жилыми помещениями вступает в силу с момента получения ордеров, выдаваемых исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов (ст.71 ЖК РСФСР). При этом в п. 5 ст. 73 ЖК РСФСР содержался прямой запрет на обмен жилого помещения, являющегося служебным.

    Доводы представителя ответчика о том, что наделение военного городка статусом закрытого автоматически влечет изменение правового режима находящихся в нем жилых помещений на служебные, суд находит не основанными на нормах закона.

    Кроме того, приказом М. обороны РФ <№> от <дата> прекращено право оперативного управления ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на жилой <адрес>, за исключением поименованных в нем служебных и приватизированных квартир, и он передан в собственность муниципального образования <адрес>.

Спорная <адрес> не указана в числе служебных жилых помещений, что объективно подтверждает, что она не имеет статуса специализированного жилого помещения. Не выполнение государственными и муниципальными органами власти требований указанного распорядительного документа М. обороны РФ в части утверждения передаточного акта, не может служить основанием для отказа в защите прав истца на приватизацию жилого помещения.

Отсутствие заключенного в письменной форме с соблюдением положений статьей 60, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договора социального найма, также не может препятствовать осуществлению Чиндяевой Л.В. прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма государственного жилищного фонда, в том числе права на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченным органом этого документа.

Кроме того, исходя из положений Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения, заключение договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> <№> "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Администрация <адрес> отказала в приватизации жилого помещения, поскольку занимаемая истцом квартира муниципальной собственностью <адрес> не является (л.д.9).

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Таким образом, занимая фактически на условиях социального найма жилое помещение, находящееся в собственности государства, Чиндяева Л.В. имеет бесспорное право на его приватизацию.

Препятствий для ее участия в приватизации жилого помещения не имеется, ранее она данным правом не пользовалась, что подтверждается справкой отдела по обеспечению права граждан на жилище администрации <адрес>.

Третьи лица Чиндяев А.С., Чиндяев В.А., Шубина А.А. и Щербакова Ю.А., зарегистрированные по постоянному месту жительства в спорном жилом помещении, отказались от участия в его приватизации, что не противоречит ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ».

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

     На основании исследованных доказательств, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чиндяевой Л. В. удовлетворить.

Признать за Чиндяевой Л. В. право собственности на <адрес> в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья               О.С.Ивлиева

Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2016 года.

2-195/2016 (2-4777/2015;) ~ М-4561/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чиндяева Л.В.
Ответчики
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Департамент Жилищного обеспечения Министерства обороны РФ
Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации
Федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
Администрация г. Ковров Владимирской области
Министерство обороны РФ
Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения"
Другие
ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации
Чиндяев А.С.
Щербакова Ю.А.
Чиндяев В.А.
Шубина А.А.
Суд
Ковровский городской суд
Судья
Ивлиева Оксана Сергеевна
02.12.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2015[И] Передача материалов судье
03.12.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2015[И] Судебное заседание
28.01.2016[И] Судебное заседание
18.02.2016[И] Судебное заседание
24.02.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2016[И] Дело оформлено
25.03.2016[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее