Решение по делу № 16-7899/2021 от 08.10.2021

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

N 16-7899/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов                                                                                   16 декабря 2021 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "Транснефть-Приволга" Семерикова Е.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 9 апреля 2021 года, решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 1 июня 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 13 июля 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Транснефть-Приволга" (далее по тексту – АО "Транснефть-Приволга", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 9 апреля 2021 года оставленным без изменения решением судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 1 июня 2021 года, решением судьи Саратовского областного суда от 13 июля 2021 года, АО "Транснефть-Приволга" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции,                  защитник Общества Семериков Е.В. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении АО "Транснефть-Приволга" по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В силу статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", который определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (статья 1). Абзац пятнадцатый пункта 1 статьи 9 данного Федерального закона предусматривает обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, согласно выписке из ЕГРЮЛ АО "Транснефть-Приволга" является юридическим лицом, осуществляющим основной вид деятельности - транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов.

Обществу на праве собственности принадлежит линейное сооружение - магистральный нефтепровод "Куйбышев-Тихорецк", протяженность 1193000 м; общество осуществляет эксплуатацию данного магистрального нефтепровода.

20 марта 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям по сообщению о нефтеразливе на 176 км магистрального нефтепровода "Кубышев-Тихорецк" на основании приказа от 20 марта 2021 года осуществлено плановое (рейдовое) обследование территории земельного участка с кадастровым номером , расположенного в 6 км в северном направлении от села <адрес>.

Согласно акту обследования территории от 20 марта 2021 года N 19 (с приложенной фототаблицей вида и места разлива нефти) на поверхности земельного участка с кадастровым номером вблизи места с координатами допущено загрязнение земельного участка нефтью на площади 670 кв.м.

          Согласно заключению по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 25 марта 2021 года N 7-п, протоколам испытаний почвы (грунта) , от 25 марта 2021 года, установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ (нефтепродуктов) относительно фоновых точек в количествах, указанных в таблице N 1 (приложение к данному заключению).

В результате исследуемого нефтеразлива АО "Транснефть-Приволга" причинен вред почвам как объекту охраны окружающей среды.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО "Транснефть-Приволга" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения Общества к административной ответственности согласно названной норме.

Фактические обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29 марта 2021 года, оповещением от 20 марта 2021 года о разливе нефти, приказом от 20 марта 2021 года, актом обследования территории, протоколами испытаний почвы (грунта), заключением по результатам проведения лабораторных исследований и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы защитника об отсутствии указаний на нарушение конкретных экологических требований, не свидетельствуют о незаконности привлечения общества к административной ответственности.

Приведенными инкриминируемыми Обществу положениями действующего законодательства императивно предусмотрена экологическая безопасность при эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО "Транснефть-Приволга" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 9 апреля 2021 года, решение судьи Пугачевского районного суда Саратовской области от 1 июня 2021 года, решение судьи Саратовского областного суда от 13 июля 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Транснефть-Приволга" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Семерикова Е.В. – без удовлетворения.

Судья                                                                                                   Г.К.Шамшутдинова

16-7899/2021

Категория:
Административные
Статус:
Без изменения
Ответчики
АО "Транснефть-Приволга"
Другие
Семериков ЕВгений Викторович
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Статьи

8.1

Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
16.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее