Дело № 2-2255/2021
Уникальный идентификатор дела 27RS0006-01-2021-002941-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2021 года г. Хабаровск
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе
единолично судьи Хальчицкого А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Муховиковой Т.А.,
с участием:
- представителя истца прокурора Хабаровского района – старшего помощника прокурора Хабаровского района Васильевой Н.В.,
- представителя ответчика администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Закировой Н.Ю.,
- представителя ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Марковой Г.В.,
- третьего лица Тарасевич В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хабаровского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности.
Исковые требования мотивировал следующим.
Прокуратурой Хабаровского района по результатам рассмотрения обращения главы Мичуринского сельского поселения по вопросу бездействия администрации Хабаровского муниципального района по принятию в собственность имущества, установлено, что на территории Мичуринского сельского поселения расположен жилой дом по адресу: <адрес>, в котором имеется <адрес>.
По информации главы Мичуринского сельского поселения данная квартира является заброшенной и находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, что создает угрозу для проживающих в доме жильцов.
При этом, установлено, что право собственности на объект недвижимости не оформлено, сведения о собственнике указанного имущества отсутствуют, содержание данного имущества не осуществляется.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №-Ф3) мероприятия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществлением муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения администрации Хабаровского муниципального района.
В связи с тем, что объект недвижимости - жилой <адрес> в <адрес>, территориально расположен в границах Мичуринского сельского поселения Хабаровского района, он в силу закона подлежит включению в реестр муниципальной собственности.
Однако до настоящего времени указанный жилой дом не состоит в реестрах муниципальной собственности и фактически остается бесхозяйным.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Особенности внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей при принятии на учет и снятии с учета бесхозяйственного имущества определены в разделе VI утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 Правил ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Вместе с тем, администрацией Мичуринского сельского поселения, до настоящего времени меры по постановке на учет <адрес>, жилого <адрес>, в <адрес> в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, вопреки требованиям законодательства, не приняты.
Отсутствие сведений о жилом доме в реестре муниципальной собственности Мичуринского сельского поселения препятствует осуществлению процедуры по передаче данного имущества для осуществления полномочий по содержанию муниципального жилищного фонда, что, в свою очередь, лишает граждан права на заключение договора социального найма, оформление жилых помещений в собственность в порядке приватизации и т.п.
Кроме того, 24.05.2021 прокуратурой района в адрес главы администрации Мичуринского сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений закона.
Однако, меры по постановке на учет бесхозяйного объекта не принимались.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор Хабаровского района просил суд возложить на администрацию Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района обязанность по постановке на учет <адрес>, жилого <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства по делу прокурор уточнил исковые требования. В уточнении исковых требований указал, что прокуратурой Хабаровского района по результатам рассмотрения обращения главы Мичуринского сельского поселения по вопросу бездействия администрации Хабаровского муниципального района по принятию в собственность имущества, установлено, что на территории Мичуринского сельского поселения расположен жилой дом по адресу: <адрес>, в котором имеется <адрес>.
По информации главы Мичуринского сельского поселения данная квартира является заброшенной и находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, что создает угрозу для проживающих в доме жильцов.
При этом, установлено, что право собственности на объект недвижимости не оформлено, сведения о собственнике указанного имущества отсутствуют, содержание данного имущества не осуществляется.
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ) мероприятия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществлением муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения администрации Хабаровского муниципального района.
В связи с тем, что объект недвижимости - жилой <адрес> в <адрес>, территориально расположен в границах Мичуринского сельского поселения Хабаровского района, он в силу закона подлежит включению в реестр муниципальной собственности.
Однако до настоящего времени указанный жилой дом не состоит в реестрах муниципальной собственности и фактически остается бесхозяйным.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. В перечень имущества приложения 3 Постановления включен жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной администрации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» в редакции от 27.03.2019 № 403, с 01.04.2019 полномочия по содержанию муниципального жилищного фонда переданы от сельских поселений муниципальным районам.
Таким образом, жилой фонд, расположенный на территории муниципальных образований, не является бесхозяйным имуществом, а в силу закона относится к объектам муниципальной собственности муниципальных районов.
Непринятие органом местного самоуправления мер к учету жилого помещения в качестве объекта муниципальной собственности в реестре муниципального имущества и регистрации прав на него в Едином государственном реестре прав указывает на нарушение администрацией Хабаровского муниципального района требований ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424.
До настоящего времени меры по принятию в собственность <адрес>, жилого <адрес>, в <адрес>, вопреки требованиям законодательства, не приняты.
Отсутствие сведений о жилом доме в реестре муниципальной собственности препятствует осуществлению процедуры по передаче данного имущества для осуществления полномочий по содержанию муниципального жилищного фонда, что, в свою очередь, лишает граждан права на заключение договора социального найма, оформление жилых помещений в собственность в порядке приватизации и т.п.
С учетом изложенного прокурор Хабаровского района просил суд возложить на администрацию Хабаровского муниципального района обязанность по принятию в муниципальную собственность <адрес>, жилого <адрес> в срок до 15.10.2021.
Уточнение исковых требований принято судом к производству.
С учетом уточнения исковых требований по ходатайству истца администрация Хабаровского муниципального района привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
В ходе судебного разбирательства по делу к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Тарасевич В.В..
В судебном заседании представитель истца прокурора Хабаровского района старший помощник прокурора Хабаровского района Васильева Н.В. заявленные исковые требования прокурора поддержала по основаниям, указанным в иске с учетом уточнения исковых требований.
Представитель ответчика администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Закирова Н.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требвоания не признала, полагала иск к администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района не подлежащм удовлетврению, так как речь идет о полномочии Хабаровского муниципального района.
Представитель ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Маркова Г.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на иск.
Третье лицо Тарасевич В.В. в судебном заседании полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, так как соседняя квартира продолжает разрушаться, разрушая жилое помещение, находящееся в собственности третьего лица.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав собраныне по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению за счет администрации Хабаровского муниципального района по следующим основаниям.
Прокуратурой Хабаровского района по результатам рассмотрения обращения главы Мичуринского сельского поселения по вопросу бездействия администрации Хабаровского муниципального района по принятию в собственность имущества, установлено, что на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального рйона расположен жилой дом по адресу: <адрес>, в котором имеется <адрес>.
Указанное жилое помещение учтено в ЕГРН в качестве объекта недвижимости. Права на указанный объект недвижимого имущества по сведениям ЕГРН, КГБУ «Хабкрайкадастр» ни за кем не зарегистрированы.
Спорный объект недвижимого имущества не числится в реестрах публичной собственности Российской Федерации, Хабаровского края, Хабаровского муниципального района, Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района.
В материалы дела не представлено сведений, что жилое помещение <адрес> имеет собственника гражданина, возводилось кем-либо из граждан, находится в частной собственности.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на жилище, обязывая органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).
Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" было установлено, что к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности - жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов.
Пунктом 1 Указа Президента РФ № 8 от 10.01.1993 года "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", установлено, что объекты жилищного фонда, до проведения процедуры разграничения собственности, относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения предприятия, в пользовании которых они находятся (Приложение N 3).
Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядок оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 года № 114-рп, было определено, что для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах), соответствующий Комитет по управлению имуществом города разрабатывает перечень объектов. В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, отнесенные к муниципальной собственности постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. № 3020-1.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 235 было утверждено "Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", в соответствии с которым передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежали объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального законом РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов" было установлено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями п. 6 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон № 131-ФЗ) мероприятия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществлением муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения Хабаровского муниципального района.
В связи с тем, что объект недвижимости - жилой <адрес> в <адрес>, территориально расположен в границах Мичуринского сельского поселения Хабаровского района, он в силу закона подлежит включению в реестр муниципальной собственности.
Однако до настоящего времени указанный жилой дом не состоит в реестре муниципальной собственности и фактически остается бесхозяйным.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Таким образом, жилой фонд, расположенный на территории муниципальных образований, не является по существу бесхозяйным имуществом, а в силу закона относится к объектам муниципальной собственности муниципальных районов.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района в силу положений п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-Фз относится к компетенци муниципального района.
Непринятие органом местного самоуправления мер к учету жилого помещения в качестве объекта муниципальной собственности в реестре муниципального имущества и регистрации прав на него в Едином государственном реестре прав свидетельствует об уклонении от реализации полномочий собственника, ведет к разрушению объекта недвижимого имущества, нарушению прав собственников соседних жилых помещений.
При таких обстоятелствах иск обоснован и подлежит удовлетврению.
Администрация Хабаровского муниципального района является надлежащим ответчиком по делу как исполнительный орган местного самоуправления Хабаровского муниципального района, уполномоченный, в том числе, на передачу сответствующих полномочий иным исполнительным органам местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает разумным срок исполнения ответчиком обязанности, возлагаемой настоящим решением суда, 31 декабря 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Хабаровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края принять в муниципальную собственность Хабаровского муниципального района жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> срок до 31 декабря 2021 года.
Исковые требования прокурора Хабаровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в девятый кассационный суд общей юрисдикции через Хабаровский районный суд в срок не превышающий трех месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Судья А.С.Хальчицкий
Мотивированное решение изготовлено 03 ноября 2021 года.