Дело № 2а-1528/2020
№...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сараевой Т.И.
при помощнике судьи Филаткиной Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 01 декабря 2020 г. дело по административному исковому заявлению Романовской Е.А., Глушковой О.В., Сокольниковой Л.В., Джуракуловой А.А. к администрации муниципального района **********» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности направить соглашение об изъятии недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Романовская Е.А., Глушкова О.В., Сокольникова Л.В., Джуракулова А.А. обратились в суд с иском к администрации МР «**********» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности немедленно направить в их адрес соглашения об изъятии (выкупе) земельного участка с кадастровым номером №..., площадью №... кв.м. по адресу: **********. В обоснование требований указали, что являются собственниками вышеуказанных квартир. Решением ********** городского суда от **.**.** по делу №... на администрацию МР **********» возложена обязанность по подготовке и принятию решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: ********** жилых помещений квартир №... в указанном доме. Распоряжением администрации МР «********** №...-р от **.**.** установлены сроки сноса и отселения данного дома до **.**.**. **.**.** многоквартирный дом был частично уничтожен в результате пожара, в настоящее время нахождение в жилом доме граждан невозможно, истцы не имеют иного пригодного для проживания жилья и фактически остались на улице. Администрацией МР **********» только **.**.** вынесено постановление №..., которым принято решение об изъятии квартир ********** без равноценного представления, что не соответствует закону. Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. До настоящего времени административный ответчика проект соглашения в адрес истцов не направил, указанные обстоятельства послужили поводом для обращения административных истцов в суд.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению муниципальной собственностью МР «**********», Выборнова К.А., Сахарова Т.А.
Дело рассматривается в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие административных истцов, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, с участием представителя Пашиной Т.В., действующей на основании ордера.
Дело рассматривается в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальной собственностью МР «********** заинтересованных лиц Выборновой К.А. Сахаровой Т.А., извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель административных истцов Пашина Т.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МР **********» Сахаров Е.В., действующий на основании доверенности, требования не признал в полном объеме.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело ****, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению частично.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Судом установлено, что по адресу: **********, находится деревянный восьмиквартирный жилой дом**.**.** года постройки.
Квартира 2 в ********** в ********** **********, общей площадью №... кв.м, принадлежит на праве общей долевой собственности Романовской (****) Е.А. (1/3 доля в праве на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от **.**.**) и Выборновой (****) К.А. (1/3 доля в праве на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от **.**.**, 1/3 доля в праве на основании свидетельства о праве на наследство по закону от **.**.**).
Квартира 3 в ********** в ********** **********, общей площадью №... кв.м, принадлежит на праве собственности Глушковой О.В. на основании договора купли-продажи квартиры от **.**.**.
Квартира 4 в ********** в ********** **********, общей площадью №... кв.м, принадлежит на праве общей долевой собственности Сокольниковой (****) Л.В. и Сахаровой (****) Т.А. (по №... доле в праве) на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от **.**.**.
Квартира 7 в ********** в ********** **********, общей площадью №... кв.м, принадлежит на праве собственности Джуракуловой А.А., на основании договора на передачу квартир в собственность граждан №... от **.**.**.
Распоряжением и.о.главы администрации МР **********» от **.**.**. №...-р определен срок сноса указанного дома и отселения физических лиц - до **.**.**.
Вступившим в законную силу решением ********** городского суда ********** от **.**.** по делу № **** частично удовлетворено административное исковое заявление Джуракуловой А.А. к администрации МР **********». Признано незаконным распоряжение администрации МР **********» **.**.**. №...-р в части установления сроков отселения физических лиц и сноса многоквартирного ********** в ********** до **.**.**.
Распоряжением администрации МР **********» от **.**.** №...-р «О внесении изменений в распоряжение администрации муниципального района «**********» от **.**.** №...-р. «О признании многоквартирных домов аварийными, подлежащими сносу» срок отселения и сноса многоквартирного ********** в ********** установлен – **.**.**.
Вступившим в законную силу Решением ********** городского суда от **.**.** по делу №... на администрацию МР **********» в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, возложена обязанность подготовить и принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу********** жилых помещений квартир №... в указанном жилом доме.
Постановлением и.о. главы муниципального района от **.**.** №... «Об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд МО МР ********** на основании которого земельный участок с кадастровым номером №... и жилые помещения, расположенные в многоквартирном ********** в ********** изъяты у собственников для муниципальных нужд.
Из ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.Копия постановления и.о. главы муниципального района от **.**.** №... была направлена административным истцам. При этом проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд в адрес административных истцов не направлялся, несмотря на то, что срок отселения аварийного дома установлен до **.**.**.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (ч. 3 ст. 279 ГК РФ). Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (ч. 6 ст. 279 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В силу пункта 2 указанной статьи при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 4 ст. 281 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества (п.п. 5 п. 1); осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии (п.п. 7 п. 1); направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания (п.п. 8 п. 1).
На основании пункта 2 статьи 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Таким образом, законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд направлять проект соглашения об изъятии недвижимости собственникам данного недвижимого имущества для подписания.
Сроки для направления проекта соглашения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в доме, расположенном на изымаемом земельном участке. Для муниципальных нужд нормами жилищного законодательства не установлены, однако с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки направления такого соглашения должны быть объективно обусловленными.
Вместе с тем, указанная обязанность администрацией МР ********** в объективные сроки не исполнена, доказательств обратного административный ответчик суду не представил.
В настоящее время ********** в **********, в котором **.**.** произошел пожар, отключен от внутренних систем водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и отопления. Жильцы указанного дома, в том числе истцы, были вынуждены выехать из квартир, другого жилья не имеют.
В нарушение ч.2 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательств законности оспариваемого бездействия, выражающегося в ненаправлении административным истцам соглашения об изъятии недвижимости, административным ответчиком суду не представлено.
Доводы административного ответчика об отсутствии финансовой возможности для выкупа недвижимости являются несостоятельными и не принимаются судом, поскольку затруднительное материальное положение административного ответчика как органа местного самоуправления не может являться основанием для отказа в иске и ограничении права административных истцов, предусмотренного законом.
На основании изложенного, учитывая фактические обстоятельства, принимая во внимание установленный срок отселения аварийного дома, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Вместе с тем, в целях надлежащего и своевременного исполнения решения, учитывая необходимость соблюдения требований ст. 32 Жилищного кодекса РФ, суд полагает возможным установить срок его исполнения – не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации МР **********» по ненаправлению Романовской Е.А., Глушковой О.В., Сокольниковой Л.В., Джуракуловой А.А. соглашения об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: **********, и жилых помещений - квартир №... в **********.
Обязать администрацию муниципального района «********** в срок, не превышающий шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить Романовской Е.А., Глушковой О.В., Сокольниковой Л.В., Джуракуловой А.А. соглашение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: **********, и жилых помещений - квартир №... в **********.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.И. Сараева
Мотивированное решение изготовлено 14.12.2020 года