Дело № 2а-385/022
УИД 44RS0013-01-2022-000498-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2022 года п. Красное-на-Волге
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Артимовской А.В.,
при секретаре Поленовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Журавлева А.Н. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Журавлев А. Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета в ЕГРН земельного участка с кадастровым номером №, предоставление которого в аренду сроком на 49 лет ему предварительно согласовано постановлением администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. Одновременно просит восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись о кадастровом учете этого земельного участка.
Свои требования Журавлев А. Н. мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красносельского муниципального района Костромской области ему было отказано в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Данный отказ им был обжалован в суд и признан решением Красносельского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красносельского района Костромской области было вынесено распоряжение № «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Журавлеву А.Н. на территории Боровиковского сельского поселения». ДД.ММ.ГГГГ данное распоряжение было отменено на основании распоряжения №. Это распоряжение он также обжаловал в суде и решением Красносельского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело № оно бы признано незаконным. По апелляционной жалобе администрации Красносельского муниципального района было вынесено апелляционное определение Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и данное решение было оставлено в силе. Таким образом, решение Красносельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № вступило в законную силу.
Журавлев А. Н. в соответствии с предписанием распоряжения администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № за свой счет провел работы по межеванию земельного участка и поставила земельный участок на кадастровый учет с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: местоположение <адрес>
Однако администрацией Красносельского муниципального района было подано заявление в Управление Росреестра по Костромской области о снятии этого земельного участка с кадастрового учета на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Журавлеву А.Н. на территории Боровиковского сельского поселения», которое судом признано незаконным.
Учитывая, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством, то действия администрации Красносельского района по его снятию с кадастрового учета, на основании не действующего распоряжения, являются незаконными и необоснованными и нарушают его права на получение этого земельного участка в аренду сроком на 49 лет.
В судебное заседание административный истец Журавлев А. Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя Кузнецовой Н. Б.
В судебном заседании представитель административного истца Кузнецова Н. Б. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Николаева Н. В. исковые требования не признала, обстоятельства, описанные истцом в иске не оспаривала, подтвердила, что с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета обратилась глава администрации Красносельского муниципального района К., поскольку решение о предварительном согласовании спорного земельного участка Журавлеву А. Н. было отменено.
Заинтересованное лицо - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в судебное заседание своего представителя не направили, надлежащим образом извещены о дате, месте и времени судебного заседания, направили в суд ходатайство, в котором просят дело рассмотреть в их отсутствие, указав, что филиал полномочиями по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними не обладает. Такие полномочия, согласно законодательства возложены на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области. Учитывая, что отсутствует материально-правовой интерес в споре, а также отсутствие нарушения прав истца с их стороны рассмотрение заявленных требований оставляют на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направили, надлежащим образом извещены о дате, месте и времени судебного заседания, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Решение оставили на усмотрение суда.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1), либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (пункт 2).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, абзац второй части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). На территории Красносельского района Костромской области таким органом является администрация Красносельского муниципального района.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Журавлев А. Н. обращался в администрацию Красносельского муниципального района <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка на территории Боровиковского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией было принято решение (исходящий № з) об отказе в таком согласовании. Решением Красносельского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный отказ был признан незаконным, на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Журавлева А.Н.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Красносельского муниципального района Костромской области повторно рассмотрела заявление Журавлева А.Н. по результатам чего издано распоряжение № ««О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Журавлеву А.Н. на территории Боровиковского сельского поселения» (л.д.45-46).
В соответствии с указанным распоряжением Журавлеву А. Н. предварительно согласовано предоставление в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью <данные изъяты>, местоположение: <адрес> Наименование вида разрешенного использования- ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Также была утверждена схема расположения данного земельного участка с указанием, что участок обременен: граница водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Горьковского водохранилища. Журавлеву А. Н. предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка, в соответствии со схемой расположения земельного участка. Так же указанным распоряжением администрация Красносельского муниципального района уполномочила Журавлева А. Н. обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области с заявлением о внесении сведений об испрашиваемом земельном участке в единый государственный реестр недвижимости без доверенности.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красносельского муниципального района Костромской области было вынесено распоряжение № об отмене распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ № ««О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Журавлеву А.Н. на территории Боровиковского сельского поселения».
Решением Красносельского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № об отмене распоряжения администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Журавлеву А.Н. на территории Боровиковского сельского поселения».
Согласно выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8,9) ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет был поставлен земельный участок с присвоением кадастрового номера №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Сведения об объекте недвижимости на эту дату имеют статус «актуальные».
Постановка на кадастровый учет данного земельного участка была осуществлена на основании заявления Журавлева А.Н., действующего в соответствии с распоряжением администрации Красносельского района от ДД.ММ.ГГГГ № без доверенности о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается предоставленными суду документами.
ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Красносельского муниципального района К. обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №
В настоящее время данный земельный участок снят с кадастрового учета, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 49-50).
Оценивая законность действий Администрации Красносельского муниципального района, по обращению в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» о снятии земельного участка с кадастрового учета, суд принимает во внимание следующее.
На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственной регистрации недвижимости.
На основании ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе. Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, в отношении которых непосредственно после образования возникают права или ограничения прав, обременения объекта недвижимости, подлежащие государственной регистрации;
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Статьей 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определены лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Согласно пункту 5.1. части 2 данной статьи к таким лицам отнесены: орган государственной власти или орган местного самоуправления - при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который не предоставлен гражданам или организациям и на котором отсутствуют здания, сооружения, либо при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который не предоставлен гражданам или организациям, при наличии на указанном земельном участке зданий, сооружений, принадлежащих на праве собственности или ином вещном праве гражданам или организациям, в случае, если границы такого земельного участка не соответствуют утвержденной документации по планировке территории, с согласия указанных лиц.
Таким образом, администрация вправе обратиться с заявлением о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета в двух случаях, а именно:
- когда земельный участок никому не предоставлен и на нем отсутствуют здания или сооружения (в то время, как на спорных земельных участках расположены здания/сооружения);
- в случае, если границы такого земельного участка не соответствуют утвержденной документации по планировке территории, с согласия собственников зданий/сооружений (в материалах дела отсутствуют сведения о согласии всех собственников, а также отсутствуют сведения, что границы такого земельного участка не соответствуют утвержденной документации по планировке территории.
В ходе судебного заседания нашел подтверждение тот факт, что в отношении спорного земельного участка уполномоченным органом - администрацией Красносельского муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в аренду административному истцу.
Согласно п. 6 ст. 39.18, п. 16 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Пунктом 14 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ определено, что срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
Административный истец, действуя правомерно в соответствии с предписанием распоряжения администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Журавлеву А.Н. на территории Боровиковского сельского поселения», предпринял меры по постановке земельного участка на кадастровый учет. Установленный Земельным кодексом РФ срок действия предварительного согласования предоставления земельного участка административному истцу не истек.
Администрация доказательств правомерности обращения в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета не представила. Ссылка представителя административного ответчика на отмену распоряжения администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка Журавлеву А.Н. на территории Боровиковского сельского поселения» несостоятельна, поскольку распоряжение администрации Красносельского муниципального района об отмене признано судом незаконным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, суд может признать незаконным аннулирование и исключение сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.
Учитывая, что административным истцом представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие ее право на получение спорного земельного участка в аренду, администрация Красносельского муниципального района не обосновала необходимость аннулирования и исключения сведений о спорном земельном участке из государственного кадастра недвижимости, суд приходит к выводу, что действия администрации нарушают законные права и интересы Журавлева А. Н. на завершение начатой процедуры по предоставлению земельного участка в аренду, являются недобросовестными и злоупотреблением права (статья 10 ГК РФ).
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о признании незаконными действий административного ответчика по обращению в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета.
Учитывая необходимость восстановления права истца, суд считает необходимым указать, что настоящее решение является основанием для восстановления сведений в государственном кадастре недвижимости об исключенном земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено <адрес>, категория земель: земли сельхозназначения; вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, с ранее присвоенным ему кадастровым номером.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 175, 180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Журавлева А.Н. удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Красносельского муниципального района Костромской области по обращению с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> местоположение установлено относительно ориентира, <адрес> категория земель: земли сельхозназначения; вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Настоящее решение является основанием для восстановления сведений в государственном кадастре недвижимости об исключенном земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, <адрес> категория земель: земли сельхозназначения; вид разрешенного использования: ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, с ранее присвоенным ему кадастровым номером.
Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: А.В. Артимовская.
Мотивированное решение изготовлено 08 сентября 2022 года
Судья: А.В. Артимовская.