Дело № 2а-1515/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 09 декабря 2021 года
Ленинский районный суд г.Кемерово
в составе председательствующего судьи Большаковой Т.В.,
при секретаре Пащенко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к призывной комиссии Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области, военному комиссариату Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области – Кузбасса, Военному комиссариату Кемеровской области – Кузбасса, призывной комиссии Кемеровской обласи-Кузбасса об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к призывной комиссии Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области, военному комиссариату Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области – Кузбасса, Военному комиссариату Кемеровской области – Кузбасса, призывной комиссии Кемеровской области-Кузбасса об оспаривании решения призывной комиссии, мотивировав свои требования тем, что он стоит на учете в военном комиссариате Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области. По результатам проведенного медицинского освидетельствования **.**,** решением призывной комиссии Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области он был признан ограниченно годным к прохождению срочной службы с присвоением категории годности в. В дальнейшем он был вызван на контрольное медицинское освидетельствование в Военный комиссариат Кемеровской области, где ему указали, что категория годности ему будет определена как Б-3 и решением призывной комиссии Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области от **.**,** ему была присвоена эта категория, а также выдана повестка на отправку на **.**,**.
С данным решением он не согласен. Во время медицинского освидетельствования он сообщил врачам свои жалобы по состоянию здоровья: кифоз 3ст., что соответствует п.в ст.66 расписания болезней, утв. Постановление Правительства от 04.07.2013 №565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе». Считает, что при определении ему категории годности нарушено соблюдение норм законодательства, а именно постановления Правительства от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», что привело к нарушению его прав на получение освобождения от призыва на военную службу в ВС РФ и зачисление в запас. Пунктом 20 указанного Положения определено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданина на основании решения комиссии по постановке гражданина на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принято по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При прохождении медицинского освидетельствования он просил выдать ему направление на обследование в медицинское учреждение, предусмотренное п. 20 «Положения о военно – врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, для уточнения имеющегося у него диагноза, но ему было отказано в выдаче направления и он был признан годным к военной службе.
Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области о призыве его на военную службу от **.**,**.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины не явки суду неизвестны и признаны судом не уважительными.
В судебном заседании представитель административных ответчиков возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации).
Анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что нарушение прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении является обязательным основанием для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконным решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
По данному делу таких обстоятельств судом не установлено.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Губернатором Кемеровской области-Кузбасса 30.03.2021 было вынесено постановление «Об организации проведения призыва в апреле-июле 2021г. граждан 1994-2003 года рождения на военную службу и утверждении состава призывной комиссии Кемеровской области-Кузбасса и составов призывной комиссии муниципальных образований Кемеровской области-Кузбасса».
Согласно преамбуле Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
Пунктом 13 указанного Положения установлено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника (п.14).
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п.15).
В силу ст. 5.1 Закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
На основании пункта 6 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, годность к военной службе граждан при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно Приложению, которое включает в себя требования к состоянию здоровья граждан, расписание болезней, а также дополнительные требования к состоянию здоровья граждан.
Исходя из норм, содержащихся в пункте 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе (приравненной службе), о годности к обучению (военной службе) по конкретной военно-учетной специальности, обучению (службе) по специальности в соответствии с занимаемой должностью действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в этом заключении. Повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее (за исключением заключения военно-врачебной комиссии о временной негодности к военной службе (приравненной службе) и причинной связи увечий, заболеваний). Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
Пунктом 15 Положения установлено, что освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе ( п.18).
Из п.20 Положения следует, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
В соответствии с пунктами 5, 27 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240, Минздрава Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Военный комиссар обязан обеспечить явку такого призывника на контрольное медицинское освидетельствование. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования осуществляется врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации из состава военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, личным делом призывника, что ФИО1 **.**,**. поставлен на воинский учет военного комиссариата Мариинского и ...ов ..., где ему определена категория годности «Б3» - годен к военной службе с незначительными нарушениями, степень предназначения - 3. Диагноз: С – <данные изъяты> Постановления правительства РФ от 04.07.2013г. №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (л.д.43,46-47).
09**.**,**. поставлен на учет в военный комиссариат Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области, определена категория годности «Б3» - годен к военной службе с незначительными нарушениями, степень предназначения - 3. Диагноз: С – <данные изъяты> Постановления правительства РФ от 04.07.2013г. №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»
**.**,**. призывной комиссией Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области предоставлена отсрочка по учебе в ФГБО ВО «КемТИПП» на основании п.п.а п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до **.**,**. Диагноз: С – <данные изъяты> Постановления правительства РФ от 04.07.2013г. №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (л.д.48-49).
**.**,** призывной комиссией Ленинского, Заводского и Центрального районов г. Кемерово Кемеровской области направлен на дополнительное обследование к врачу хирургу (жалобы на <данные изъяты>) (л.д. 54-55).
С **.**,** по **.**,** прошел медицинское обследование в амбулаторных условиях (С-<данные изъяты>). **.**,** прошел <данные изъяты> в ГАУЗ «ККДЦ» (л.д.56-58,61-62).
**.**,** на основании п.а ч.1 ст.23 ФЗ №53 решением призывной комиссии Ленинского, Заводского и Центрального районов г. Кемерово Кемеровской области зачислен в запас. Данное решение призывная комиссия субъекта не утвердила.
**.**,** на основании п. «а» ч.1 ст.23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывной комиссией Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области ФИО1 зачислен в запас. Диагноз: С – <данные изъяты> Постановления правительства РФ от 04.07.2013г. №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (л.д. 37).
**.**,** на основании п.3 ст29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия Кемеровской области решение призывной комиссии Кемеровской области решение призывной комиссии Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области от **.**,** отменила, ФИО1 призван на военную службу. Ст.66в (В) изменена на ст. 66д (Б3) поскольку нарушение функции не установлено. ФИО1 вручена повестка о обязанности явится **.**,** к 07:00 часам в военный комиссариат Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области для отправки к месту прохождения службы (л.д.38-41,59-60,63-65).
Проанализировав приведенные положения закона и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о законности решения об установлении категории годности истца к военной службе и о его призыве на военную службу.
Так, административный истец **.**,** прошел медицинское освидетельствование, в том числе был освидетельствован врачом хирургом, и по итоговому заключению врача, руководящего работой врачей специалистов, был признан годным к военной службе с определением категории годности Б-3.
Определением Ленинского районного суда г.Кемерово по указанному административному делу была назначена экспертиза, однако экспертами материалы административного дела возвращены в адрес суда без исполнения в связи с неявкой ФИО1 для проведения экспертизы (л.д. 85).
Согласно ч. 5 ст. 77 КАС РФ в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
В ходе рассмотрения дела истцом суду не было представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы. О наличии таких доказательств истцом также не заявлено.В связи с изложенным, суд полагает возможным применить положения ч. 5 ст. 77 ГПК РФ и считать доказанными доводы административного ответчика.
Установленное в ходе освидетельствования состояние здоровья административного истца не давало призывной комиссии оснований для возникновения сомнений при определении категории годности административного истца к военной службе.
Призывной комиссией не совершалось никаких незаконных действий в отношении административного истца, как не выносилось незаконных решений, прав его не нарушалось.
Кроме того, из материалов дела и пояснений представителей ответчиков следует, что решение о призыве административного истца призывной комиссией Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области **.**,** на военную службу не принималось.
Учитывая данный факт, суд также считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, в том числе, в связи с фактическим отсутствием предмета спора и, соответственно, каких-либо оснований для вывода о нарушении ответчиками прав административного истца
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении административного иска к призывной комиссии Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области, военному комиссариату Ленинского, Заводского и Центрального районов г.Кемерово Кемеровской области – Кузбасса, Военному комиссариату Кемеровской области – Кузбасса, призывной комиссии Кемеровской области- Кузбасса о признании решения незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда путём принесения апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Кемерово в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья Большакова Т.В.
Изготовлено 23.12.2021 года.