Судья Сайфуллин М.Ш. УИД 16RS0046-01-2022-012427-40
Дело № 2-8187/2022
№ 33-6943/2023
Учёт № 129г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2023 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М.,
судей Абдуллиной Г.А. и Габидуллиной А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Верховного Суда Республики Татарстан по докладу судьи Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Трифонова А.В. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 23 декабря 2022 года, которым постановлено:
исковые требования Трифонова Алексея Владимировича к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании действий МВД по Республике Татарстан по снятию с учёта нуждающихся в предоставлении жилья, незаконными и возложении обязанности восстановить на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Трифонова А.В. – адвоката Улаховича С.Н., поддержавшего доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Шагиева Р.Ф., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Трифонов А.В. обратился к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан (далее МВД по РТ) с иском о признании незаконным решения о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить на учёте. В обоснование требований указано, что истец с 21 марта 1997 года состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту прохождения службы в аппарате МВД по РТ. Решением центральной жилищной комиссии МВД по РТ от 26 августа 2021 года истец с семьёй в составе трёх человек был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях. Указывая, что до настоящего времени его обеспеченность общей площадью жилого помещения не превышает 15 кв.м, Трифонов А.В. просил признать названное решение незаконным и обязать ответчика восстановить его с семьёй в составе трёх человек на указанном учёте.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, приняв решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Апеллянт повторяет доводы иска о том, что его обеспеченность общей площадью жилого помещения не превышает 15 кв.м, что в силу положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 247-ФЗ) даёт истцу право состоять на соответствующем учёте. Заявитель жалобы полагает, что вопреки выводам суда первой инстанции правоотношения сторон не регулируются положениями статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР и статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Податель жалобы указывает, что он проживает в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан, в связи с чем полагает ошибочным применение учётной нормы, установленной в г. Казани.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно положениям части 1 статьи 6 Закона № 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В силу положений статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжёлыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищностроительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. Граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Частью 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учётной нормой площади жилого помещения (далее - учётная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с положениями части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
По делу установлено, что истец Трифонов А.В., в настоящее время являющийся пенсионером МВД России, с 21 марта 1997 года с семьёй в составе супруги Трифоновой Н.В. и дочери Трифоновой А.А. состоял на учёте нуждающихся в жилом помещении по месту прохождения службы.
Решением центральной жилищной комиссии МВД по РТ от 26 августа 2021 года истец с семьёй был снят с указанного учёта со ссылкой на утрату оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истец утратил право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
На дату принятия жилищной комиссией оспариваемого решения действовала Инструкция о порядке учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчинённых Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утверждённая приказом МВД Российской Федерации от 18 марта 2003 года № 169. Пунктом 16.1 названной Инструкции было установлено, что сотрудники (работники) снимаются с учёта в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно пункту 15 действующего в настоящее время Порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 9 июня 2022 года № 405, очередник снимается с учёта по решению жилищно-бытовой комиссии по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Подпунктом «а» пункта 7 действовавших на дату принятия истца на учёт Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Татарстан, утверждённых Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан и Татарского Республиканского Совета профсоюзов от 24 января 1992 года № 28, было установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью, пригодной для постоянного проживания, на одного члена семьи менее 7 квадратных метров (учётная норма).
Из материалов дела следует, что основанием для принятия истца на учёт нуждающихся в 1997 году послужил факт его проживания с семьёй в комнате площадью 12,7 кв.м, расположенной в общежитии (пункты 1, 5 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР).
3 июня 1997 года истец зарегистрировался по месту жительства в квартире общей площадью 40,9 кв.м, расположенной по адресу <адрес> В указанной квартире также был зарегистрирован отец истца Трифонов В.М.
24 апреля 2001 года в названной квартире зарегистрировалась дочь истца Трифонова А.А. (л.д. 38).
7 мая 2008 года было зарегистрировано право собственности Трифоновой Н.В., бывшей на указанную дату супругой истца, на жилое помещение по адресу <адрес> (л.д. 63). Согласно общедоступным сведениям официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии общая площадь названного помещения составляет 18 кв.м. С этой даты обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения составила по 14,73 кв.м ((40,9 кв.м + 18 кв.м) / 4 членов семьи).
Отец истца умер в 2013 году, после чего обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения составила по 19,63 кв.м ((40,9 кв.м + 18 кв.м) / 3 членов семьи).
Брак истца и Трифоновой Н.В. прекращён 3 декабря 2014 года (л.д. 66). С этой даты Трифонова Н.В. перестала быть членом семьи истца, а обеспеченность истца общей площадью жилого помещения с учётом регистрации в квартире в пос. Васильево его дочери составила 20,45 кв.м (40,9 кв.м / 2 членов семьи).
20 июля 2015 года было зарегистрировано право собственности истца Трифонова А.В. на названную квартиру в пос. Васильево (л.д. 55).
12 декабря 2019 года в указанной квартире был зарегистрирован внук истца Есипенко Я.Е.; обеспеченность истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения составила по 13,63 кв.м (40,9 кв.м / 3 членов семьи).
Постановлением Руководителя Исполнительного комитетаЗеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 3 августа 2006 года № 481 «Об учётной норме и норме предоставления жилого помещения в Зеленодольском муниципальном районе» учётная норма площади жилого помещения была установлена в размере 12 кв.м. Аналогичная учётная норма в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан установлена постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 23 апреля 2021 года № 897 «Об установлении учётной нормы площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма».
Таким образом, истец как на дату снятия его с учёта нуждающихся, так и длительный период времени до того был обеспечен общей площадью жилого помещения свыше учётной нормы. Тем самым Трифонов А.В. утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договору социального найма, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал законным решение жилищной комиссии о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Довод апелляционной жалобы о том, что правоотношения сторон не регулируются положениями статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР и статьи 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», основан на неверном толковании норм материального права и прямо противоречит приведённому выше правовому регулированию.
Довод апеллянта об ошибочности применения учётной нормы, установленной в г. Казани, не может служить основанием для отмены правильного по существу решения суда, поскольку обеспеченность истца общей площадью жилого помещения превышала и учётную норму, установленную в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что в данном случае должна быть применена учётная норма в размере 15 кв.м, установленная частью 2 статьи 4 Закона № 247-ФЗ. Указанная учётная норма установлена исключительно для определения круга лиц, имеющих право на предоставление иной меры социальной поддержки – права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, установлена в 2012 году со вступлением в силу Закона № 247-ФЗ и не распространяет своё действие на лиц, принятых на учёт для предоставления жилого помещения по договору социального найма до указанной даты. Наличие у этой категории граждан права получить вместо жилого помещения единовременную социальную выплату (часть 2 статьи 6 Закона № 247-ФЗ) не свидетельствует о распространении на них положений части 2 статьи 4 того же Закона, устанавливающих общие условия приобретения права на такую выплату. Более того, как было отмечено выше, истец длительное время был обеспечен общей площадью жилого помещения свыше 15 кв.м.
Иных доводов к отмене оспариваемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 23 декабря 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Трифонова А.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трёхмесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное определение суда апелляционной инстанции изготовлено в окончательной форме 2 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи