Решение по делу № 2-236/2020 от 28.02.2020

Мотивированное решение составлено 08 июля 2020 года.

Дело № 2-236/2020

УИД 66RS0036-01-2020-000194-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2020 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Сединкина Ю.Г.,

при секретаре Матвеевой А.А.,

с участием старшего помощника прокурора г. Кушва Певцовой Т.Х.,

представителя ответчика Администрации Кушвинского городского округа Шариповой Э.К.,

представителя ответчика МКУ КГО «КЖКС» Питиримовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации Кушвинского городского округа, Муниципальному казенному учреждению Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации Кушвинского городского округа, Муниципального казенного учреждения Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» о возложении обязанности об устранении нарушений экологического законодательства.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой по заданию прокуратуры Свердловской области по информации СМИ под заголовком «На Урале после мусорной реформы кладбища превратились в помойки» установлено следующее. В северо-восточной части города Кушва рядом с территорией коллективного сада «Металлург-2» на земельном участке с кадастровым номером расположено мусульманское кладбище. Земельный участок предоставлен в бессрочное пользование МКУ КГО «Комитет жилищно - коммунальной сферы» на основании постановления Администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ . На момент осмотра оборудованные площадки для сбора ТКО отсутствовали, сброс отходов на почву не выявлен (фотография , скрин-шот ). В северо-западной части города Кушва в 135 м. севернее жилого <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами и расположено кладбище. Земельные участки предоставлены в бессрочное пользование МКУ КГО «Комитет жилищно - коммунальной сферы» на основании постановлений Администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ . На момент осмотра оборудованные площадки для сбора ТКО отсутствовали. Сброс твердых коммунальных отходов на почву выявлен в следующих местах: в точке с географическими координатами ° выявлен сброс отходов от уборки территорий кладбищ, колумбариев на почву (далее свалка ) объемом не менее 6,5 куб.м на площади не менее 20 кв.м; в точке с географическими координатами выявлен сброс отходов от уборки территорий кладбищ, колумбариев на почву (далее - свалка ) объемом не менее 5,5 куб.м на площади не менее 30 кв.м (фотография ); в точке с географическими координатами ° выявлен сброс отходов от уборки территорий кладбищ, колумбариев на почву (далее - свалка ) объемом не менее 1,5 куб.м на площади не менее 3 кв.м (фотография ); в точке с географическими координатами ° выявлен сброс отходов от уборки территорий кладбищ, колумбариев на почву (далее - свалка ) объемом не менее 2,5 куб.м на площади не менее 7 кв.м (фотография ).

При нанесении географических координат на Публичную кадастровую карту установлено, что свалка находится в кадастровом квартале , категория земель не установлена. Свалки и находятся на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбищ, по документу: для размещения мест захоронения (кладбище). Свалка находится на земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения кладбищ, по документу: ритуальная деятельность. Расположение свалок указано на скрин-шоте . В ходе обследования лица, допустившие сброс отходов на почву, не установлены.

    В северо-западной части города Кушва в районе существующего кладбища на земельном участке с кадастровым номером расположено кладбище. Земельный участок предоставлен в бессрочное пользование МКУ КГО «Комитет жилищно-коммунальной сферы» на основании постановления Администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ . На момент осмотра оборудованные площадки для сбора ТКО отсутствовали, сброс отходов на почву не выявлен (фотография , скрин-шот ).

    В западной части поселка Азиатская Кушвинского городского округа в районе улицы Уральская на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0202001:368 расположено кладбище. Земельный участок предоставлен в бессрочное пользование МКУ КГО «Комитет жилищно-коммунальной сферы» на основании постановления Администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ . На момент осмотра оборудованные площадки для сбора ТКО отсутствовали, в точке с географическими координатами N 58,3526°, Е 59,5230° выявлена снежная насыпь на площади не менее 7 кв.м с включениями отходов от уборки территорий кладбищ, колумбариев, установить объемом отходов не представилось возможным из-за снежного покрова (фотография , скрин-шот ).

    В северо-восточной части поселка Баранчинский Кушвинского городского округа в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером расположено кладбище. Земельный участок предоставлен в бессрочное пользование МКУ КГО «Комитет жилищно- коммунальной    сферы» на основании постановления    Администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ . На момент осмотра оборудованные площадки для сбора ТКО отсутствовали. Сброс твердых коммунальных отходов на почву выявлен в следующих местах: в точке с географическими координатами N 58,1691°, Е 59,7191° выявлен сброс отходов от уборки территорий кладбищ, колумбариев на почву (далее - свалка ) объемом не менее 7 куб.м на площади не менее 20 кв.м (фотография ); в точке с географическими координатами N 58,1690°, Е 59,7200° выявлен сброс отходов от уборки территорий кладбищ, колумбариев на почву (далее - свалка ) объемом не менее 7 куб.м на площади не менее 12 кв.м (фотография ); в точке с географическими координатами N 58,1691°, Е 59,7211° выявлен сброс отходов от уборки территорий кладбищ, колумбариев на почву (далее - свалка ) объемом не менее 4 куб.м на площади не менее 15 кв.м (фотография ); В северо-восточной части поселка Баранчинский Кушвинского городского округа на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0105001:0027 расположено кладбище. Земельный участок предоставлен в бессрочное пользование МКУ КГО «Комитет жилищно-коммунальной сферы» на основании постановления Администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ . На момент осмотра оборудованные площадки для сбора ТКО отсутствовали, сброс отходов на почву не выявлен (фотография , скрин-шот ).

Земельные участки, занятые кладбищами, предоставлены в бессрочное пользование МКУ КТО «Комитет жилищно-коммунальной сферы». В нарушение требований закона и санитарных норм и правил на территории количество кладбищ расположены несанкционированные свалки отходов, количество кладбищ не оснащены контейнерными площадками и бункерами для сбора отходов.

Одновременно установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ между МКУ КГО «Комитет жилищно-коммунальной сферы» и региональным оператором был заключен договор на оказание услуг по обращения с ТКО на территории кладбищ. В настоящее же время договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с территории вышеуказанных кладбищ с региональным оператором не заключен.

Согласно п. 1.5. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Кушвинского городского округа, утвержденных решением Думы Кушвинского ГО от ДД.ММ.ГГГГ , организация работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территорий возлагается на организации жилищно - коммунальной сферы, балансодержателей, владельцев и арендаторов земельных участков, зданий и сооружений.

Согласно п. 1.9. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Кушвинского городского    округа, контроль за исполнением требований настоящих Правил осуществляют: первый заместитель главы администрации Кушвинского городского округа; отдел градостроительства и архитектуры администрации Кушвинского городского округа; отдел по развитию потребительского рынка, предпринимательства, транспорта и экологии администрации Кушвинского городского округа; муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы».

Согласно п. 3.1. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Кушвинского городского    округа предприятия,    учреждения, организации, независимо от правового статуса, формы хозяйственной деятельности в собственности или полном хозяйственном ведении (оперативном управлении), аренде, которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане - владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также те, чья деятельность, которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны самостоятельно обеспечить или заключить договоры с уполномоченными организациями на: п. 3.1.1. устройство контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов и другого мусора, размещаемых в соответствии с действующими нормами и требованиями на специально отведенных площадках, соблюдение режимов их уборки, мытья и дезинфекции; п. 3.1.2 своевременный вывоз коммунального, природного и строительного мусора, пищевых отходов, металлолома, тары и других загрязнителей, не допуская сжигания горючих остатков во дворах, на территории жилых домов, строительных площадок и на уличной территории, а также заключение договоров на прием ТКО, КГМ и других видов мусора со специализированными организациями, имеющими лицензию на их обезвреживание и размещение; п. 3.1.8 соблюдение установленных санитарных норм в парке, на пляже, рынках, лечебно-профилактических учреждениях, местах погребения.

Согласно п. 4.1 этих же Правил физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать санитарное состояние, своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами. В целях эффективного взаимодействия субъектов, участвующих в содержании территории Кушвинского городского округа, соответствующее структурное подразделение администрации Кушвинского городского округа на сновании постановления администрации Кушвинского городского округа осуществляют контроль за согласованным выполнением работ по содержанию территории Кушвинского городского округа.

Уборка прилегающей территории осуществляется физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм, в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 15.8 Правил содержание кладбищ должно содержаться в чистоте. На территории кладбищ запрещается: хранить мусор на территории кладбища; загромождение и засорение территории металлическим ломом, строительными материалами и коммунальными отходами.

Согласно п. 15.9 Правил вывоз мусора должен осуществляться по мере накопления на полигон по договору со специализированными организациями. ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес главы Кушвинского городского округа вынесено представление об устранении выявленных нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ из ответа главы Кушвинского городского округа следует, что в настоящее время отсутствие финансирования не позволяет устранить выявленные нарушения.

При таких обстоятельствах наличие судебного решения с четко обозначенными сроками его исполнения позволит добиться реального устранения выявленных нарушений законодательства.

В силу ст. 76 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, принуждения к исполнению обязанностей в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Прокурор просил суд возложить на МКУ КТО «Комитет жилищно-коммунальной сферы» обязанность: в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить с региональным оператором договор на вывоз твердых коммунальных отходов с кладбищ городского округа. Возложить на администрацию Кушвинского городского округа и МКУ КГО «Комитет жилищно-коммунальной сферы» обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки твёрдо-бытовых отходов:

в северо-восточной части <адрес> рядом с территорией коллективного сада «Металлург-2» на земельном участке с кадастровым номером ;

в северо-западной части <адрес> в 135 м севернее жилого <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами и

в точке с географическими координатами N 58,2947°, Е 59,7277° объемом не менее 6,5 куб.м на площади не менее 20 кв.м;

-в точке с географическими координатами N 58,2955°, Е 59,7257° объемом не менее 5,5 куб.м на площади не менее 30 кв.м;

-в точке с географическими координатами N 58,2951°, Е 59,7219° объемом не менее 1,5 куб.м на площади не менее 3 кв.м;

-в точке с географическими координатами N 58,2953°, Е 59,7238° объемом не менее 2,5 куб.м на площади не менее 7 кв.м.;

в западной части поселка Азиатская Кушвинского городского округа в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0202001:368 в точке с географическими координатами N 58,3526°, Е 59,5230° выявлена снежная насыпь на площади не менее 7 кв.м.

в северо-восточной части поселка Баранчинский Кушвинского городского округа в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0601010:27:

-в точке с географическими координатами N 58,1691°, Е 59,7191° объемом не менее 7 куб.м на площади не менее 20 кв.м;

-в точке с географическими координатами N 58,1690°, Е 59,7200° объемом не менее 7 куб.м на площади не менее 12 кв.м;

-в точке с географическими координатами N 58,1691°, Е 59,7211° объемом те менее 4 куб.м на площади не менее 15 кв.м;

Также возложить на администрацию Кушвинского городского округа и МКУ КГО «Комитет жилищно-коммунальной сферы» обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обустроить отвечающим требованиям СанПин 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования содержанию территорий муниципальных образований» и СанПиН 2.1.2882-11 Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» площадки для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, расположенные:

-в северо-восточной части города Кушва рядом с территорией коллективного сада «Металлург-2» на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0303001:158;

в северо-западной части города Кушва в 135 м севернее жилого <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами 66:53:0305001:182 и 66:53:0305091:512;

в северо-западной части города Кушва в районе существующего кладбища на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0104001:0408;

в западной части поселка Азиатская Кушвинского городского округа в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0202001:368;

в северо-восточной части поселка Баранчинский Кушвинского городского округа в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0601010:27;

в северо-восточной части поселка Баранчинский Кушвинского городского округа на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0105001:0027.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истцом дважды были уточнены исковые требования. В заявлении об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 96-99) прокурор просил возложить обязанность на ответчиков заключить с региональным оператором договор на вывоз твердых коммунальных отходов с кладбищ городского округа в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения в законную силу. А также, учитывая изменившиеся погодные условия на момент вынесения судебного решения, исключить из объема требований ликвидацию снежной насыпи на площади не менее 7 кв.м. в западной части поселка Азиатская Кушвинского городского округа в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0202001:368 в точке с географическими координатами N 58,3526°, Е 59,5230°.

Согласно заявлению об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108-111) Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, с учетом исполнения ответчиками п. 1 исковых требований, а именно факта заключения договора на вывоз ТКО с кладбищ городского округа между МКУ КГО «КЖКС» и ООО «Компания «Рифей», просит суд:

Возложить на Администрацию Кушвинского городского округа и Муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» обязанность: в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов:

- в северо-восточной части <адрес> рядом с территорией коллективного сада «Металлург-2» на земельном участке с кадастровым номеров 66:53:0303001:1582;

- в северо-западной части <адрес> в 135 м. севернее жилого <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами 66:53:0305001:182 и 66:53:0305091:512;

- в точке с географическими координатами ,2947, Е 59,7277 объемом не менее 6,5 куб.м. на площади не менее 20 кв.м.;

- в точке с географическими координатами ,2955, Е 59,7257 объемом не менее 5,5 куб.м. на площади не менее 30 кв.м.;

- в точке с географическими координатами ,2951, Е 59,7219 объемом не менее 1,5 куб.м. на площади не менее 3 кв.м.;

- в точке с географическими координатами ,2953, Е 59,7238 объемом не менее 2,5 куб.м. на площади не менее 7 кв.м.;

- в северо-восточной части поселка Баранчинский Кушвинского городского округа в районе <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0601010:27;

- в точке с географическими координатами ,1691, Е 59,7179 объемом не менее 7 куб.м. на площади не менее 20 кв.м.;

- в точке с географическими координатами ,1690, Е 59,7200 объемом не менее 7 куб.м. на площади не менее 12 кв.м.;

- в точке с географическими координатами ,1691, Е 59,7211 объемом не менее 4 куб.м. на площади не менее 15 кв.м.

Возложить на Администрацию Кушвинского городского округа и Муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обустроить отвечающим требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» и СанПин ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» площадки для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, расположенные:

- в северо-восточной части города Кушва на земельном участке с кадастровым номеров 66:53:0303001:158;

- в северо-западной части города Кушва на земельных участках с кадастровыми номерами 66:53:0305001:182 и 66:53:0305091:512;

- в северо-западной части города Кушва на земельных участках с кадастровым номером 66:53:0104001:0408;

- в западной части поселка Азиатская Кушвинского городского округа на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0202001:368;

- в северо-восточной части поселка Баранчинский Кушвинского городского округа на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0601010:27;

- в северо-восточной части поселка Баранчинский Кушвинского городского округа на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0105001:0027.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Компанию «Рифей».

    До судебного заседания администрация КГО представила возражения на исковое заявление, в котором указала следующее. ООО «Компания «Рифей» оказывает услуги по вывозу ТКО с мест захоронений расположенных на территории Кушвинского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ, договор с протоколом разногласий находится в стадии подписания, подписан и направлен в ООО «Компанию «Рифей» для подписания с их стороны. Также размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки от ДД.ММ.ГГГГ наименованием объекта данной закупки является организация содержания мест захоронений на территории Кушвинского городского округа. Дата и время окончания подачи заявок планируется на ДД.ММ.ГГГГ.

Размещены закупки на проведение аукциона и подведены итоги по проведению работ на устройство площадок для контейнеров (бункеров) на местах захоронений по координатам, обозначенным в иске, а также на поставку металлических бункеров и контейнеров.

Администрация КГО является органом местного самоуправления, осуществляющим свою деятельность на основании Устава Кушвинского городского округа, которым установлено, что расходы на обеспечение деятельности администрации городского округа осуществляются в соответствии с бюджетной сметой.

Как следует из п. 1.1. Положения «Об администрации Кушвинского городского округа», утвержденного Решением Думы Кушвинского городского округа от 19 мая 2011 года № 558 (далее - Положение) администрация КГО в соответствии с Уставом является исполнительно - распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ей федеральными законами и законами Свердловской области.

Согласно п.п. 6.6., 6.7. Положения финансовое обеспечение деятельности -администрации КГО осуществляется по бюджетной смете в пределах средств на содержание администрации КГО, утвержденных решением Думы Кушвинского городского округа о местном бюджете на соответствующий финансовый год. При этом администрация КГО отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами.

Как следует из пп. 1 п. 1 ст. 5 Устава, составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета относятся к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п. 1 ст. 20 Устава, Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Таким образом Дума Кушвинского городского округа - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Согласно пп. 1, п. 1 ст. 21 Устава, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении относятся к исключительной компетенции Думы Кушвинского городского округа.

Администрация КГО не вправе самостоятельно решать вопросы, связанные с финансированием мероприятий обустройству контейнерных площадок, приобретению контейнеров, поскольку решение о выделении денежных средств на эти цели принимается Думой Кушвинского городского округа.

Администрация Кушвинского городского округа лишь вправе внести в Думу проект решения о внесении изменений в решение о бюджете на текущий финансовый год, предусматривающий выделение денежных средств на выполнение работ по обустройству контейнерных площадок, приобретение контейнеров.

Таким образом, вины администрации КГО в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не имеется, факт бездействия администрации не усматривается, напротив указанные выше обстоятельства подтверждают факт исполнения требований природоохранной прокуратуры. Оснований для удовлетворения иска не имеется (л.д. 113-115).

МКУ КГО «КЖКС» в отзыве на иск указало, что учреждение является муниципальным казенным учреждением, которому переданы полномочия органов местного самоуправления, в том числе по обеспечению организации деятельности по сбору, вывозу, утилизации, и переработке бытовых и промышленных отходов, которое заключается в осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг строго в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, с целью содержание мест захоронений в 2019 году, в том числе Кушвинского кладбища, заключен муниципальный контракт /Р от ДД.ММ.ГГГГ, в 2020 году с целью обеспечения содержаний мест захоронений решением Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ выделены денежные средства в размере 1000000 рублей на ликвидацию свалок, 1441760,06 рублей на вывоз и утилизацию с мест захоронений, 3847950,00 рублей для установки бункеров и контейнерных площадок на местах захоронений. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО на 2020 год № находится в стадии заключения. Закупку на устройство площадок для контейнеров (бункеров) на местах захоронений на территории КГО, опубликована данная закупка находится в стадии подачи заявок, после их рассмотрения планируется заключение контракта с победителем. В рамках муниципальных контрактов, подрядчик осуществляет работы по содержанию мест захоронений, в том числе осуществляет вывозку мусора после такой уборки с предоставлением копии договоров с балансодержателем полигона, имеющим лицензию на данный вид деятельности, которые подрядчиками выполнено, т.е. представлены договоры с указанием класса опасности отходов.

Что касаемо контейнерных площадок, и расположенных на них бункеров (контейнеров), то распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ определен уполномоченный орган по ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кушвинского городского округа - администрация КГО в лице начальника отдела по развитию потребительского ранка, предпринимательства, транспорта и экологии администрации КГО /-/

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, при этом финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В рамках бюджетного законодательства МКУ КГО «КЖКС» инициирует обращение главному распорядителю бюджетных средств - администрации КГО с просьбой выделить бюджетные ассигнования, решения о выделении или не выделении которых осуществляется решением Думы Кушвинского городского круга через финансовый орган - Финансовое управление в Кушвинском городском округе.

Факт выполнения всех зависящих мероприятий МКУ КГО «КЖКС» также подтверждено в рамках дела , по которому Кушвинским городским судом вынесено решение.

Вины МКУ КГО «КЖКС» в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушениях действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, не выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий не имеется. Просит в иске отказать (л.д. 76-77, 171-172).

     Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Представители третьих лиц – КУМИ КГО и ООО «Компания Рифей» в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены также с учетом положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации путем направления почтовой корреспонденции (л.д. 106). О причинах неявки суд не уведомили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей третьих лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кушва Певцова Т.Х. доводы, изложенные в исковом заявлении, с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала. Уточненные исковые требования просила удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель МКУ КГО «КЖКС» Питиримова А.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 92), доводы, изложенные в отзывах на исковое заявление, поддержала. Суду дополнительно пояснила, что договор в настоящее время подписан двумя сторонами, протокол разногласий, в котором указаны наименования мест захоронений, направлен в адрес ООО «Компания Рифей» ДД.ММ.ГГГГ. Ответ не поступил. По обустройству площадок заключен контракт по указанным в иске территориям кладбищ всего на 6 площадок, контракт подписан ДД.ММ.ГГГГ. Срок исполнения по обустройству оговорен до ДД.ММ.ГГГГ. В иске просила отказать.

Представитель администрации КГО Шарипова Э.К., действующая на основании доверенности (л.д. 92), в судебном заседании исковые требования не признала. Доводы, изложенные в отзыве, поддержала. Суду дополнила, что факта бездействия администрации не имеется, напротив выполнены все действия. Заключен контракт, в настоящее время выделены бюджетные денежные средства согласно счету, установлены баки и контейнера, по мере накопления ТКО вывозит ООО «Компания Рифей» со всех кладбищ. Исполнение контракта также осуществляет и коммунальная служба. Между тем договор ООО «Компания Рифей» так и не подписан, ООО «Компания Рифей» уклоняется от подписания, никто не может воздействовать на него. ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения контракта истекает, ДД.ММ.ГГГГ был конечный срок предоставления заявок по ликвидации свалок. Подана только одна заявка ООО «Спецтранскар», договор еще не заключен, работы фактически не проводятся. По контейнерным площадкам будет утверждена схема Роспотребнадзором в соответствии с санитарными требованиями.

Выслушав доводы старшего помощника прокурора, возражения представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела, дав в совокупности им оценку с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положениями п. 2 ст. 13 названного Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством участвуют в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Полномочие по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуется посредством функций по принятию соответствующих правовых актов и реализации фактической деятельности органами местного самоуправления, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13.10.2015 № 26-П «По делу о проверке конституционности п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С учетом приведенных выше правовых норм суд приходит к выводу о том, что обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, а в случае неисполнения законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно орган местного самоуправления.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что на указанных в исковом заявлении земельных участках, занятых кладбищами, в нарушение требований закона и санитарных норм и правил расположены несанкционированные свалки отходов, кладбища не оснащены контейнерными площадками и бункерами для сбора отходов.

Указанные спорные земельные участки, занятые кладбищами, предоставлены в бессрочное пользование МКУ КТО «Комитет жилищно-коммунальной сферы».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ между МКУ КГО «Комитет жилищно-коммунальной сферы» и региональным оператором был заключен договор на оказание услуг по обращения с ТКО на территории кладбищ. На дату вынесения судебного решения по настоящему спору договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с территории вышеуказанных кладбищ с региональным оператором также был заключен.

Согласно п. 1.5. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Кушвинского городского округа, утвержденных решением Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ , организация работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территорий возлагается на организации жилищно - коммунальной сферы, балансодержателей, владельцев и арендаторов земельных участков, зданий и сооружений.

Согласно п. 1.9. Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Кушвинского городского    округа, контроль за исполнением требований настоящих Правил осуществляют:

первый заместитель главы администрации Кушвинского городского округа;

отдел градостроительства и архитектуры администрации Кушвинского городского округа;

отдел по развитию потребительского рынка, предпринимательства, транспорта и экологии администрации Кушвинского городского округа;

- муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы».

С учетом изложенного выше суд приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на орган местного самоуправления и МКУ КГО «КЖКС».

Как следует из ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Также к твердым коммунальным отходам относятся, в соответствии с Письмом Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06, отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений: мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие.

Как следует из представленных фотоматериалов, несанкционирвоанные свалки включают в себя мусор от уборки территорий кладбищ. Данное обстоятельство стороной ответчиков не опровергнуто.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Согласно ч. 1 ст. 20 указанного Федерального закона государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

Доводы администрации Кушвинского городского округа о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на регионального оператора, при этом орган местного самоуправления не несет какой-либо обязанности по их ликвидации, а только обследует территории, решает вопрос о выделении бюджетных ассигнований и проводит торги, судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.

При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, учитывается также компетенция иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота.

К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований.

Согласно ст. 4 Областного закона «Об отходах производства и потребления» в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области определены следующие уполномоченные органы: уполномоченный орган государственной власти Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, уполномоченный орган государственной власти Свердловской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, уполномоченный орган государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченный орган государственной власти Свердловской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуется посредством функций по принятию соответствующих правовых актов, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13.10.2015 № 26-П, вместе с тем перераспределение полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти в части организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Поскольку земельный участок, на котором расположены несанкционированные свалки, находится в границах города Кушвы и предоставлены в бессрочное пользование МКУ КТО «Комитет жилищно-коммунальной сферы», то есть право распоряжения участком в соответствии с действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления Кушвинского городского округа, то обязанность по ликвидации свалок должна быть возложена на ответчика – администрацию Кушвинского городского округа и МКУ КТО «Комитет жилищно-коммунальной сферы».

С учетом обстоятельств дела, принимая во внимание характер допущенного нарушения, а также то, что нахождение несанкционированных свалок на территории муниципального образования нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд считает возможным установить срок для ликвидации несанкционированных свалок – в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае освобождения истца от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, являясь органом местного самоуправления, выступая в суде в качестве ответчика, также освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, к администрации Кушвинского городского округа, Муниципальному казенному учреждению Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.

Возложить на Администрацию Кушвинского городского округа и Муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» обязанность: в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки твердо-бытовых отходов:

- в северо-восточной части города Кушва рядом с территорией коллективного сада «Металлург-2» на земельном участке с кадастровым номеров 66:53:0303001:1582;

- в северо-западной части города Кушва в 135 м. севернее жилого <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами 66:53:0305001:182 и 66:53:0305091:512;

- в точке с географическими координатами № 58,2947, Е 59,7277 объемом не менее 6,5 куб.м. на площади не менее 20 кв.м.;

- в точке с географическими координатами № 58,2955, Е 59,7257 объемом не менее 5,5 куб.м. на площади не менее 30 кв.м.;

- в точке с географическими координатами № 58,2951, Е 59,7219 объемом не менее 1,5 куб.м. на площади не менее 3 кв.м.;

- в точке с географическими координатами № 58,2953, Е 59,7238 объемом не менее 2,5 куб.м. на площади не менее 7 кв.м.;

- в северо-восточной части поселка Баранчинский Кушвинского городского округа в районе улицы Труда на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0601010:27;

- в точке с географическими координатами № 58,1691, Е 59,7179 объемом не менее 7 куб.м. на площади не менее 20 кв.м.;

- в точке с географическими координатами № 58,1690, Е 59,7200 объемом не менее 7 куб.м. на площади не менее 12 кв.м.;

- в точке с географическими координатами № 58,1691, Е 59,7211 объемом не менее 4 куб.м. на площади не менее 15 кв.м.

Возложить на Администрацию Кушвинского городского округа и Муниципальное казенное учреждение Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда обустроить отвечающим требованиям СанПин 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» и СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» площадки для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, расположенные:

- в северо-восточной части города Кушва на земельном участке с кадастровым номеров 66:53:0303001:158;

- в северо-западной части города Кушва на земельных участках с кадастровыми номерами 66:53:0305001:182 и 66:53:0305091:512;

- в северо-западной части города Кушва на земельных участках с кадастровым номером 66:53:0104001:0408;

- в западной части поселка Азиатская Кушвинского городского округа на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0202001:368;

- в северо-восточной части поселка Баранчинский Кушвинского городского округа на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0601010:27;

- в северо-восточной части поселка Баранчинский Кушвинского городского округа на земельном участке с кадастровым номером 66:53:0105001:0027.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через канцелярию Кушвинского городского суда.

Судья Ю.Г. Сединкин

2-236/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МКУ КГО "Комитет жилищно-коммунальной сферы"
Администрация Кушвинского городского округа
Другие
Комитет по управлению муниципальным имуществом КГО
Суд
Кушвинский городской суд Свердловской области
Судья
Сединкин Ю.Г.
Дело на сайте суда
kushvinsky.svd.sudrf.ru
28.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2020Передача материалов судье
04.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2020Подготовка дела (собеседование)
27.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.04.2020Предварительное судебное заседание
21.05.2020Производство по делу возобновлено
21.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2020Подготовка дела (собеседование)
05.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Судебное заседание
20.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее