Судья Рудь Г.Н. Дело № 22-2412/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 25 июня 2019 года
Судебная коллегия по уголовным делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Макушенко М.Ф.
судей Лазаревой А.В., Заевой Т.М.
с участием прокурора Шевяко Д.А.
осужденного Миронова В.В.
адвоката Кондуковой Л.А.
при секретаре Богачевой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы осужденного Миронова В.В., адвоката Марковой О.Б. на приговор Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 18 апреля 2019 года, которым
Миронов Вадим Владимирович, <данные изъяты>, несудимый,
осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к лишению свободы на срок 9 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчислен с 18 апреля 2019 года.
Зачтено в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 7 декабря 2018 года до 18 апреля 2019 года, с 18 апреля 2019 года и до вступления приговора в законную силу в соответствии с п. «а» ч. 3.1. ст. 72 УК РФ из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима, с учетом положений ч. 3.3 ст. 72 УК РФ.
Мера пресечения оставлена прежней – заключение под стражу.
Вопрос в отношении вещественных доказательств разрешен.
Заслушав доклад судьи Макушенко М.Ф., пояснения осужденного Миронова В.В., адвоката Кондуковой Л.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, мнение прокурора Шевяко Д.А., полагавшей необходимым приговор суда оставить без изменения, в удовлетворении доводов апелляционных жалоб отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миронов В.В. осужден за убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В апелляционных жалобах (основной и дополнительной) осужденный Миронов В.В. выражает несогласие с приговором суда, считает назначенное наказание чрезмерно суровым.
Указывает, что суд не учел обстоятельства, которые могли повлиять на выводы суда. Так, суд в приговоре указал на то, что преступление им совершено в алкогольном опьянении, однако экспертиза на предмет алкогольного либо наркотического опьянений при его задержании проведена не была.
Обращает внимание на то, что явка с повинной и его первичные показания были даны им в состоянии психологического дисбаланса, а потому не являются правильными, имеют неточности. Суд же постановил приговор, положив в основу приговора первичные показания, считая их достоверными, тогда как данные показания противоречат протоколу осмотра места происшествия. По делу отсутствуют свидетели, которые присутствовали при совершении преступления.
Указывает на отсутствие у него умысла на убийство потерпевшей. Он разозлился, поскольку потерпевшая находилась в состоянии алкогольного опьянения, вела себя неадекватно (бегала по коридору, шумела). Обращает внимание на то, что он не вставал с дивана, как указано в приговоре, чтобы взять нож, а взял с тумбочки первое, что попалось ему под руку, это был нож. Данные противотечения не были устранены.
Также обращает внимание, что, по его мнению, он нанес два удара ножом, а не шесть, как указано в заключении экспертов. При этом нож он использовал ни как орудие убийства, а он просто хотел, чтобы потерпевшая успокоилась.
Не согласен с выводом суда, что убийство произошло, когда потерпевшая спала. После нанесения ударов потерпевшей, она выбежала в коридор, при этом она не кричала, а он лег спать. Он не мог рассчитывать, что удар <данные изъяты>, от которого и наступит смерть.
В обвинительном заключении указано, что по возвращении потерпевшей в комнату, он (Миронов В.В.) проснулся, однако это противоречит действительности, поскольку он более не просыпался до утра. Когда проснулся увидел потерпевшую мертвой, вызвал скорую помощь и полицию. Он раскаивается, осознает всю тяжесть содеянного, добровольно сообщил о совершении преступления в правоохранительные органы, оказывал содействие следствию по раскрытию и расследованию преступления, представлял правдивую информацию.
В апелляционной жалобе адвокат Маркова О.Б. в защиту интересов осужденного Миронова В.В. не согласна с приговором в части квалификации действий осужденного Миронова В.В. по ч. 1 ст. 105 УК РФ, считая его незаконным и необоснованным, полагая, что виновность Миронова В.В. в совершении данного преступления не установлена, а потому приговор подлежит отмене.
Считает, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суд в приговоре привел исследованные доказательства, посчитал их согласующимися между собой, достоверными, а в совокупности достаточными для вывода о виновности Миронова В.В. в совершении убийства. Однако, Миронов В.В., признавая себя виновным в причинении смерти потерпевшей, на протяжении всего времени утверждал, что смерти ей не желал. Удары ножом наносил, чтобы потерпевшая прекратила свои неадекватные действия, которые он описывает неодинаково.
Приводит показания осужденного Миронова В.В., данные им в качестве подозреваемого 7 декабря 2018 года, показания при проверки оказаний на месте от 28 декабря 2018 года, показания в качестве обвиняемого от 17 января 2019 года, а также указывает на то, что в судебном заседании Миронов В.В. подтвердил свои показания, данные им при проверки показаний на месте, согласно которым потерпевшая при нанесении ей ударов ножом не спала, навалилась на него, бормотала оскорбительные слова, в связи с чем он хотел ее утихомирить и успокоить. О том, что Миронов В.В. действовал в состоянии обороны, речи не было.
Указывает, что суд признал достоверными показания осужденного от 7 декабря 2018 года, исходя из того, что данные показания им даны после совершения преступления, получены с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства и в присутствии защитника. При этом, последующие показания, данные осужденным также в присутствии защитника и без нарушения норм УПК РФ, суд расценил как способ защиты от предъявленного обвинения.
Считает, что Миронов в силу эмоционального и психического состояния не указал в первичных своих показаниях о широком спектре действий ФИО1, вспомнив лишь о храпе, а суд, принимая данные показания как достоверные, не дал оценки недостоверным сведениям о том, что нож Миронов В.В. взял с подставки, которая стояла на шкафу, для чего ему пришлось встать с кровати. При этом в протоколе осмотра места происшествия отсутствует описание шкафа, на котором стояла подставка с ножами. Кроме того, при проверке показаний на месте Миронов В.В. показал, как достал нож с тумбочки возле дивана, не вставая с дивана.
По мнению защитника, наличие в действиях прямого умысла на причинение смерти потерпевшей стороной обвинения не доказано. Применение ножа для нанесения ударов не дает оснований утверждать о наличии умысла на убийство.
Полагает, что действия Миронова В.В. следует квалифицировать по ч. 4 ст. 111 УК РФ.
Просит приговор отменить, вынести новый приговор.
В возражении на апелляционные жалобы государственный обвинитель предлагает отказать в их удовлетворении.
Судебная коллегия, проверив материалы уголовного дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы жалоб, приходит к следующему.
В судебном заседании Миронов В.В. виновным себя признал, при этом пояснил, что умысла на убийство ФИО1 у него не было, он хотел ее успокоить, удары наносил, когда ФИО1 не спала.
Вместе с тем, выводы суда о доказанности виновности Миронова В.В. в совершении убийства ФИО1, то есть умышленном причинении смерти последней при обстоятельствах, указанных в приговоре, соответствуют фактическим обстоятельствам, являются правильными и основаны на анализе совокупности доказательств, исследованных в судебном заседании и получивших обоснованную оценку в приговоре.
Виновность осужденного подтверждается показаниями свидетелей ФИО4, ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО3, ФИО5, показаниями самого осужденного в ходе предварительного расследования, данными им в качестве подозреваемого и обвиняемого, протоколом осмотра места происшествия, заключениями судебно-медицинских экспертиз, протоколом проверки показаний на месте и другими материалами уголовного дела, надлежащим образом исследованных в судебном заседании.
Так, виновность осужденного Миронова В.В. в совершении убийства ФИО1 подтверждается:
показаниями свидетеля ФИО4, из которых следует, что Миронов В.В. позвонил ей и сказал, что убил ФИО1 Когда она пришла к нему за ключами, увидела на диване простынь, на которой была кровь. Конфликтов между ними не было;
показаниями свидетеля ФИО7, показавшего, что он слышал разговор Миронова В.В. и ФИО6 на кухне, в ходе которого Миронов В.В. сказал, что его супруга умерла, в связи с чем они вызвали скорую помощь. Также Миронов В.В. рассказал, что, когда он проснулся, увидел лежащую на полу супругу, вызвал скорую помощь. Он (ФИО7) из коридора видел лежащую на полу женщину, кровь не заметил. Ему известно, что когда Миронов В.В. и ФИО1 употребляли спиртное, то начинали ругаться;
показаниями свидетеля ФИО6 в ходе предварительного расследования, оглашенными в порядке ст. 281 УПК РФ, согласно которым 7 декабря 2018 года со слов соседа из секции № ему стало известно, что в секции № найден труп ФИО1, после чего решили вызвать скорую помощь и полицию;
показаниями свидетеля ФИО8, данными в ходе предварительного следствия и оглашенными в порядке ст. 281 УПК РФ, из которых следует, что 7 декабря 2018 года ей от сотрудников полиции стало известно, что в комнате общежития по адресу: <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности, произошло убийство;
показаниями свидетеля ФИО3, которые были оглашены в порядке ст. 281 УПК РФ, и из которых следует, что она работает в ГБУЗ <данные изъяты> медицинским регистратором, 7 декабря 2018 года к ним поступил труп ФИО1, вскрытие трупа было произведено экспертом ФИО2;
показаниями самого осужденного Миронова В.В., данными в ходе предварительного следствия и оглашенными в порядке п. 1 ч. 1 ст. 276 УПК РФ, из которых следует, что вечером 6 декабря 2018 года он и ФИО1 находились дома, около 00.00 часов между ними произошел конфликт из-за храпа ФИО1, после чего последняя выбежала из квартиры, он выбежал за ней. На кухне произошел конфликт с соседом, который сказала, что ему надоели их бесконечные скандалы, при этом сосед нанес ему удар кулаком в область правого глаза. Затем он и ФИО1 легли спать. Около 02.00 часов он опять проснулся от храпа ФИО1, она его сильно разозлила, потому что он хотел спать, взял нож и хотел ткнуть Бирюкову, чтобы она не мешала ему спать, нанес удар в в область спины, а затем с силой еще раз ножом в тоже место;
рапортом от 7 декабря 2018 года, согласно которому 7 декабря 2018 года поступило сообщение об обнаружении трупа ФИО1 с признаками насильственной смерти в квартире по адресу: <адрес>;
протоколом осмотра места происшествия от 7 декабря 2018 года;
протоколом осмотра трупа от 7 декабря 2018 года - осмотрен труп женщины, расположенный на полу в комнате на животе возле левой входной двери стенки в <адрес>;
протоколом проверки показаний на месте от 20 декабря 2018 года, из которого следует, что Миронов В.В. указал, где произошло убийство, на манекене показал нанесение удара ножом в область спины ФИО1, послед которого потерпевшая встала и ушла в коридор;
заключением эксперта № от 28 декабря 2018 года, которым установлена причина смерти потерпевшей ФИО1
Совокупность приведенных в приговоре доказательств проверена и исследована в ходе судебного следствия, суд дал им надлежащую оценку и привел мотивы, по которым признал их достоверными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела, а также указал мотивы, почему принимает одни доказательства и отвергает другие.
Все изложенные в приговоре доказательства суд, в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ, проверил, сопоставив их между собой, и каждому из них дал оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности.
Фактические обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в приговоре.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционных жалоб о том, что у Миронова В.В. отсутствовал умысел на убийство ФИО1
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2018 ░░░░. ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░. 1 ░░. 105 ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 4 ░░. 111 ░░ ░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 6 ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░), ░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░. ░░. 64, 73 ░░ ░░. ░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 6 ░░. 15 ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. «░» ░. 1 ░░. 58 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░.░. ░░░░░