Решение по делу № 3а-55/2021 от 30.12.2020

Дело № 3а -55/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2021 года                             г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Перепечиной В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по коллективному административному исковому заявлению Русаковой З.А., Гурмана Ю.А., Гразион Н.П., Клыковой А.В., Вараксиной Н.Ю., Бартель Г.М., Кадниковой Л.Ф., Нехорошкова В.М., Нехорошкова В.М., Нехорошковой З.Н., Орленко Т.В., Вараксиной З.П., Шаймухаметовой Г.Г., Тимофеевой Н.Н., Тимофеева В.А., Дурмановой И.Н., Гурмана К.Ю., Гурмана А.Л., Гурман Н.А., Пановой Н.В., Извековой Т.А., Рыжковой О.А., Гурмана А.А., Вараксина А.В., Гурман Н.Н., Болтушенко Т.Н., Болтушенко И.И. к Собранию депутатов Увельского муниципального района Челябинской области о признании не действующим в части нормативного правового акта,

установил:

Русакова З.А., Гурман Ю.А., Гразион Н.П., Клыкова А.В., Вараксина Н.Ю., Бартель Г.М., Кадникова Л.Ф., Нехорошков В.М., Нехорошков В.М., Нехорошкова З.Н., Орленко Т.В., Вараксина З.П., Шаймухаметова Г.Г., Тимофеева Н.Н., Тимофеев В.А., Дурманова И.Н., Гурман К.Ю., Гурман А.Л., Гурман Н.А., Панова Н.В., Извекова Т.А., Рыжкова О.А., Гурман А.А., Вараксин А.В., Гурман Н.Н., Болтушенко Т.Н., Болтушенко И.И. обратились в Челябинский областной суд с коллективным административным исковым заявлением к Собранию депутатов Увельского муниципального района Челябинской области о признании не действующим со дня принятия решения Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области от 26 января 2017 года № 4 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки сельских поселений Увельского муниципального района, утвержденные решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 17 октября 2013 года № 65» в части установления на карте градостроительного зонирования Хомутининского сельского поселения в границах кадастрового квартала № территориальной зоны СХ 4 (зона садоводства с основным видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства»).

В обоснование заявленных требований с учетом дополнения оснований иска указали, что решением Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области от 26 января 2017 года № 4 внесены изменения в правила землепользования и застройки сельских поселений Увельского муниципального района, утвержденные решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 17 октября 2013 года № 65. Полагают, что вышеуказанное решение противоречит нормам Конституции РФ, Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительному кодексу РФ, а также Уставу Увельского муниципального района и Генеральному плану муниципального образования «Хомутининское сельское поселение». Решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 13 декабря 2012 года № 80 были утверждены генеральные планы сельских поселений в составе схемы территориального планирования Увельского муниципального района, в том числе генеральный план Хомутининского сельского поселения. Генеральным планом определены в границах сельского поселения функциональные зоны. В пределах кадастрового квартала с номером определена функциональная зона земель общедолевой и частной собственности, не предусматривающая ведение дачного строительства. Обжалуемым Решением от 26 января 2017 года № 4, была изменена территориальная зона в пределах кадастрового квартала с номером и установлена территориальная зона СХ4 (зона садоводства с основным видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства»). Отнесение земельных участков к территориальной зоне СХ4 было осуществлено без учета Генерального плана Хомутининского сельского поселения, согласно которому названные земельные участка расположены в функциональной зоне, не предусматривающей дачное строительство, а следовательно Решение от 26 января 2017 года № 4 противоречит федеральному законодательству: а именно пунктам 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 3 ст. 9, частям 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ. Был существенно нарушен порядок проведения публичных слушаний. Кроме того, оспариваемое решение противоречит Своду правил 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Учитывая требования пунктов 4.9, 4.13, 14.4 СП 42.13330.2011 при внесении изменений в Правила землепользования и застройки, устанавливающих возможность массового дачного строительства в непосредственной близости от особо охраняемой природной территории – памятника природы озеро Горькое должны были быть соблюдены режимные требования такого памятника природы, должен был быть проведен комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, историко-культурных, этнографических и других местных особенностей, что выполнено не было. Запланированная массовая дачная застройки не была проанализирована с точки зрения обеспечения системами водоснабжения и канализации, выбор планируемого источника хозяйственно-питьевого водоснабжения не был осуществлен в соответствии с санитарными требованиями. Водоснабжение квартала дачной застройки за счет линзы минеральных вод приведет к истощению грунтовых вод на данной территории, осушению озера Горькое, оставлению жителей селе без водоснабжения. Использование септических устройств приведет к неблагоприятному антропогенному воздействию на озеро и утрату его рекреационных качеств (том 1, л.д. 3-15, том 2, л.д. 106-116, том 3, л.д. 161-165).

Административные истцы Гурман Ю.А., Русакова З.А., Дурманова И.Н., представитель административных истцов Васильков Г.А., допущенный к участию в деле определением суда, в ходе судебного разбирательства на удовлетворении административных исковых требованиях настаивали.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области, заинтересованного лица администрации Увельского муниципального района - Голова Н.Ю., действующая на основании доверенностей от 11 января 2021 года и 12 января 2021 года (том 2, л.д. 63-64), в судебном заседании в удовлетворении административных исковых требованиях просила отказать.

В письменных отзывах указала, что Правила землепользования и застройки соответствуют схеме территориального планирования Увельского муниципального района, поскольку функциональная зона ведения дачного хозяйства отражена в графической и текстовой части схемы территориального планирования. Правила землепользования и застройки соответствуют сведениям из ЕГРН и материалам информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Правила землепользования и застройки, утвержденные Решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 26 января 2017года № 4, вносили изменения в часть территории сельского поселения (в ПЗЗ была добавлена только зона VII.CX4 «Зона ведения дачного хозяйства»), следовательно, Правила землепользования и застройки могли готовиться при отсутствии генерального плана. Генеральный план Хомутининского сельского поселения, утвержденный Решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 13 декабря 2012 года №80, не устанавливал функциональные зоны на территории земель сельскохозяйственного назначения, поэтому Правила землепользования и застройки не могут не соответствовать функциональной зоне земель общедолевой и частной собственности, указанной административным истцом. Изначально данные участки были паевыми землями сельскохозяйственного назначения, находились в собственности коренных жителей с.Хомутинино и были проданы частным лицам. Администрация Увельского муниципального района не формировала и не продавала спорные участки. Публичные слушания были проведены согласно действующему законодательству. По заявлению административных истцов проведение данной процедуры неоднократно проверялось прокуратурой. Территориальная зона VII.CX4 «Зона ведения дачного хозяйства» и «Охранная зона особо охраняемого природного объекта оз.Горькое» зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Данные зоны не пересекаются. Кроме того, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта, однако в настоящее время действуют Правила землепользования и застройки Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района, утвержденные Решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 15 ноября 2018 года № 61. Оспариваемым нормативным правовым актом права административных истцов не нарушаются, поскольку земельных участков в границе указанной ими территориальной зоны они не имели. Предположения административных истцов о том, что садоводческое товарищество может нанести вред памятнику природы озеро Горькое являются необоснованными (том 2 л.д. 1-3, 4-6, том 3, л.д. 166-168).

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области Суркова И.Б., действующая на основании доверенности от 15 февраля 2021 года (том 3, л.д. 159), допущенная к участию в деле наряду с представителем, имеющим высшее профессиональное образование по специальности «юриспруденция», в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Административные истцы Гразион Н.П., Клыкова А.В., Вараксина Н.Ю., Вараксин Г.А., Бартель Г.М., Кадникова Л.Ф., Нехорошков В.М., Нехорошков В.М., Нехорошкова З.Н., Орленко Т.В., Вараксина З.П., Шаймухаметова Г.Г., Тимофеева Н.Н., Тимофеев В.А., Дурманова И.Н., Гурман К.Ю., Гурман А.Л., Гурман Н.А., Гурман К.Ю., Панова Н.В., Извекова Т.А., Рыжкова О.А., Гурман А.А., Вараксин А.В., Гурман Н.Н., Вараксин А.В., Болтушенко Т.Н, Болтушенко И.И, Панова Н.В., представители заинтересованных лиц Совета депутатов Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области, администрации Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области в судебном заседании участия не принимали при надлежащем извещении о дате и месте судебного разбирательства.

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении не явившихся участников процесса суд определил рассматривать дело в их отсутствие.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора прокуратуры Челябинской области, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В статье 1 ГрК РФ, содержащей основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, закреплено, что: территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение; градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со статьей 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения (часть 3).

В силу статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Согласно статье 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса (часть 1). Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в такие правила землепользования и застройки (пункт 1 части 2).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.

На основании статьи 1 ГрК РФ и пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статья 7 Закона № 131-ФЗ).

В соответствии с требованиями статей 30 и 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

В силу части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ.

Частью 15 статьи 31, частью 1 статьи 32 ГрК РФ предусмотрено, что обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки является протокол публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах публичных слушаний.

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения правил землепользования и застройки, вправе оспорить их в судебном порядке (часть 4 статьи 32 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела, административные истцы являются жителями села Хомутинино Хомутининского сельского поселения, зарегистрированы и проживают на территории данного муниципального образования.

В силу пункта 1 статьи 15 Устава Увельского муниципального района Челябинской области (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), Собрание депутатов Увельского муниципального района является представительным органом местного самоуправления (том 3 л.д. 169-199).

26 января 2017 года Собранием депутатов Увельского муниципального района Челябинской области принято решение № 4 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки сельских поселений Увельского муниципального района, утвержденные решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 17 октября 2013 года № 65», которым внесены изменения, в том числе, в правила землепользования и застройки Хомутининского сельского поселения (том 1 л.д. 45-116).

Изменения внесены органом, принявшим основной нормативный правовой акт.

В рассматриваемом административном споре административные истцы оспаривают положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривают сами основные нормативные положения.

Решение о подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки принято исполняющим обязанности Главы Увельского муниципального района в постановлении от 19 сентября 2016 года № 905 (в редакции постановления от 19 октября 2016 года № 1010) (том 3 л.д. 142-143, 139-141).

В соответствии с Справкой об обнародовании, постановление обнародовано в соответствии с решением Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области от 25 августа 2014 года (том 4 л.д. 1-4) в здании администрации Хомутининского сельского поселения (<адрес>). Дата обнародования 19 сентября 2016 года (том 1 л.д. 207).

Сведения о способах доведения до жителей Хомутининского сельского поселения информации о содержании выносимых на публичные слушания документов и проектов административным ответчиком представлена не была.

    

Согласно протоколу публичных слушаний и заключению о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки Хомутининского сельского поселения, публичные слушания признаны состоявшимися (том 3 л.д. 61-64).

    

Как следует из Справки № 1, оспариваемое решение было обнародовано 27 января 2017 года в здании администрации Хомутининского сельского поселения (<адрес>) (том 3 л.д. 208).

Административные истцы в ходе производства по делу последовательно поясняли, что информация о проведении публичных слушаний, выносимых на публичные слушания вопросах, результатах публичных слушаний, а также об оспариваемом решении до жителей села Хомутинино доведена не была.

Пунктом 6 статьи 10 Устава Увельского муниципального района предусмотрено, что порядок проведения публичных слушаний устанавливается Собранием депутатов.

Решением Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области от 28 сентября 2006 года № 132 «О порядке проведения публичных слушаний по документам градостроительного проектирования в Увельском муниципальном районе», утверждено Положение о порядке проведения публичных слушаний по документам в области градостроительной    деятельности в Увельском муниципальном районе, Положение об организации и порядке проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки поселения, входящего в состав Увельского муниципального района (том 1, л.д. 190-199).

В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке проведения публичных слушаний по документам в области градостроительной деятельности глава Увельского муниципального района, в ходе подготовки и проведения публичных слушаний, в том числе по Проекту правил землепользования и застройки поселения, входящего в состав Увельского муниципального района, и проект изменения в него, обеспечивает опубликование информации о времени и месте проведения публичных слушаний в районной газете «Настроение» и в иных местных средствах массовой информации по усмотрению уполномоченного органа, обеспечивает опубликование проекта, выносимого на публичные слушания, в районной газете «Настроение», обеспечивает опубликование заключения о результатах публичных слушаний в газете, являющейся официальным органом муниципального образования.

Согласно пункту 8 данного Положения в целях доведения до населения информации о содержании выносимых на публичные слушания документов и проектов в обязательном порядке организуются выставки, экспозиции демонстрационных материалов проектов, выступления представителей администрации муниципального района, разработчиков проектов на собраниях жителей, в иных местах, определенных уполномоченным органом, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению, на официальном сайте Администрации Увельского муниципального района в сети «Интернет».

Публичные слушания проводятся по нерабочим дням с 9до 21 часа по местному времени либо по рабочим дням начиная с 18 часов по местному времени (пункт 11).

Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в районной газете «Настроение» и может размещаться на официальном сайте администрации Увельского муниципального района (пункт 15).

Положением об организации и порядке проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки поселения, входящего в состав Увельского муниципального района предусмотрено, что решение о проведении публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаниях подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов (пункты 2.4., 3.9.).

Учитывая, что Положение об организации и порядке проведения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки принято в составе Положения о порядке проведения публичных слушаний по документам в области градостроительной деятельности, установленные им требования являются дополнительными к требованиям Положения о порядке проведения публичных слушаний по документам в области градостроительной деятельности.

В нарушение Положения о порядке проведения публичных слушаний по документам в области градостроительной деятельности правовые акты администрации Увельского муниципального района, принятые по вопросам проведения публичных слушаний по оспариваемому нормативному правовому акту в газете «Настроение» опубликованы не были.

Согласно пункту 4 статьи 20 Устава Увельского муниципального района Решения Собрания депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием решений Собрания депутатов считается публикация полного их текста в газете «Настроение».

Обнародованием решений Собрания депутатов считается размещение их полного текста на информационных стендах Увельского муниципального района.

Решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 25 августа 2014 года № 50 «Об утверждении Положения об обнародовании нормативных правовых актов органов местного самоуправления Увельского муниципального района», способом официального обнародования нормативных правовых актов органов местного самоуправления Увельского муниципального района является размещение их полного текста на информационных стендах Увельского муниципального района в местах, определенных настоящим положением. В отношении Хомутининского сельского поселения таким местом определено здание администрации Хомутининского сельского поселения (<адрес>) (пункт 4).

Текст документа должен находиться на специальных информационных стендах не менее 10 дней. В последующем граждане имеют возможность ознакомиться с нормативными правовыми актами в МБУК «Межпоселенческая Централизованная библиотечная система» Увельского муниципального района и на официальном сайте администрации Увельского муниципального района (том 4, л.д. 1-4).

Из представленных административным ответчиком Справок следует, что сведения о проведении публичных слушаний и оспариваемый в части нормативный правовой акт, в составе которого содержится заключение о результатах проведения публичных слушаний, обнародованы в здании администрации Хомутининского сельского поселения (<адрес>).

Допрошенная по ходатайству представителя ответчика в качестве свидетеля Жданова Е.Ю., суду показала, что о проведении публичных слушаний жители села Хомутинино были извещены путем размещения объявлений на стендах в различных местах, назвала несколько адресов местонахождения стендов. Пояснила также, что тексты нормативных правовых актов на стенде не размещаются, с ними знакомятся в библиотеке.

По мнению суда, к показаниям свидетеля следует отнестись критически, поскольку свидетель, являясь собственником земельного участка на спорной территории, имеет заинтересованность в исходе дела.

При этом из ответов главы Хомутининского сельского поселения на обращения депутата Русаковой З.А. следует, что администрация Хомутининского сельского поселения с 2014 года находится по адресу: <адрес> (том 4, л.д. 179-180).

Таким образом, совокупность доказательств, подтверждающих соблюдение административным ответчиком порядка проведения публичных слушаний, доведения до населения информации о месте и времени их проведения, содержании выносимых на публичные слушания документов и проектов, представлена не была.

Из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности. Правила землепользования и застройки в рамках установленных генеральным планом функциональных зон выделяют территориальные зоны и действующие в рамках каждой из них правила застройки, в том числе, устанавливаются ограничения и требования к характеристикам объектов капитального строительства.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Правила землепользования и застройки как документы по реализации генеральных планов не могут противоречить генеральному плану, а равно и применяться без учета содержания его положений.

В соответствии с Генеральным планом Хомутининского сельского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области от 13 декабря 2012 года № 80, кадастровый квартал относится к землям общедолевой и частной собственности, функциональные зоны на данной территории генеральным планом не устанавливались, развитие территории путем осуществления дачного строительства не предусмотрено.

Из отзывов ответчика и заинтересованного лица следует, что расположенные в кадастровом квартале земельные участки ранее были паевыми землями сельскохозяйственного назначения.

Согласно копиям реестровых дел на земельные участки, в отношении которых оспариваемым решением установлена территориальная зона СХ 4 (зона садоводства с основным видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства») земельные участки относились к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для передачи в аренду.

Как следует из ответа Управления Росреестра по Челябинской области на запрос суда, земельные участки сформированы на сельскохозяйственных угодьях.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1).

Согласно части 6 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.

Правилами землепользования и застройки в оспариваемой части часть земельных участков кадастрового квартала отнесена к территориальной зоне VII СХ4 – зона ведения дачного хозяйства, основными видами разрешенного использования в которой являются: выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, с правом возведения жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей), хозяйственных строений и сооружений.

Учитывая изложенное, установленная Правилами землепользования и застройки Хомутининского сельского поселения территориальная зона СХ4 в отношении земельных участков, расположенных в кадастровом квартале не соответствует территориальному планированию, установленному Генеральным планом Хомутининского сельского поселения, что противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вопросы соответствия параметров развития территории требованиям Сводов правил в области градостроительства, планировки и застройки территорий относятся к процедуре принятия документов территориального планирования и их согласования с соответствующими уполномоченными органами.

Суд не соглашается с доводами представителя административного ответчика об отсутствии нарушений прав административных истцов оспариваемым нормативным правовым актом.

В соответствии со статьей 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Правила землепользования и застройки Хомутининского сельского поселения в оспариваемой части нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, поскольку создают правовые основания для возведения на территории, расположенной в непосредственной близости от памятника природы озеро Горькое массовой жилой застройки, что нарушает их личное неимущественное право на благоприятные условия проживания.

С учетом вышеуказанного, принятие оспариваемого нормативного правового акта с нарушением установленного ГрК РФ порядка, установление Правилами землепользования и застройки Хомутининского сельского поселения территориальной зоны, не соответствующей территориальному планированию, предусмотренному генеральным планом Хомутининского сельского поселения, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, решение Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области от 26 января 2017 года № 4 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки сельских поселений Увельского муниципального района от 17 октября 2013 года № 65» в части установления на карте градостроительного зонирования Хомутининского сельского поселения в границах кадастрового квартала № территориальной зоны СХ 4 подлежат признанию недействующим.

В соответствии с пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что Правила землепользования и застройки применялись до вынесения решения суда, решение Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области в оспариваемой части следует признать не действующим со дня вступления в силу настоящего решения суда.

В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС Российской Федерации, согласно статье 20 Устава Увельского муниципального района, решение суда, или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Настроение» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180, 215 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Русаковой З.А., Гурмана Ю.А., Гразион Н.П., Клыковой А.В., Вараксиной Н.Ю., Бартель Г.М., Кадниковой Л.Ф., Нехорошкова В.М., Нехорошкова В.М., Нехорошковой З.Н., Орленко Т.В., Вараксиной З.П., Шаймухаметовой Г.Г., Тимофеевой Н.Н., Тимофеева В.А., Дурмановой И.Н., Гурмана К.Ю., Гурмана А.Л., Гурман Н.А., Пановой Н.В., Извековой Т.А., Рыжковой О.А., Гурмана А.А., Вараксина А.В., Гурман Н.Н., Болтушенко Т.Н., Болтушенко И.И. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области от 26 января 2017 года № 4 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки сельских поселений Увельского муниципального района, утвержденные решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 17 октября 2013 года № 65» в части установления на карте градостроительного зонирования Хомутининского сельского поселения в границах кадастрового квартала № территориальной зоны СХ 4 (зона садоводства с основным видом разрешенного использования «ведение дачного хозяйства»).

Обязать Собрание депутатов Увельского муниципального района Челябинской области опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в газете «Настроение» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий                    Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2021 года

3а-55/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Тимофеев Владимир Алексеевич
Панова Наталья Владимировна
Гурман Артем Альбертович
Русакова Зоя Александровна
Парапсин Алексей Викторович
Шаймухаметова Галина Григорьевна
Бартель Галина Михайловна
Тимофеева Наталья Николаевна
Орленко Татьяна Вадимовна
Вараксина Зоя Петровна
Гурман Нина Афанасьевна
Нехорошков Василий Михайлович
Кадникова Любовь Федоровна
Гурман Альберт Лейбович
Болтушенко Татьяна Николаевна
Извекова Татьяна Александровна
Нехорошева Зинаида Николаевна
Дурманова И.Н.
Болтушенко Иван Иванович
Гурман Юрий Альбертович
Гризион Надежда Петровна
Прокуратура Челябинской области
Гурман Кондрат Юрьевич
Вараксина Надежда Юрьевна
Нехорошков Владимир Михайлович
Клыкова Антонина Викторовна
Гурман Наталья Николаевна
Дурманова Ирина Николаевна
Рыжкова Ольга Анатольевна
Ответчики
Собрание депутатов Увельского муниципального района Челябинской области
Другие
Васильков Григорий Александрович
Администрация Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области
Администрация Увельского муниципального района Челябинской области
Совет депутатов Хомутининского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области
Васильков Г.А.
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Феофилова Людмила Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
30.12.2020Регистрация административного искового заявления
30.12.2020Передача материалов судье
11.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.01.2021Предварительное судебное заседание
18.02.2021Предварительное судебное заседание
18.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее