Дело № 2-1940/2023 25RS0029-01-2023-001262-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2023 года г.Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Денисовой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Федосюк М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заруцкой А. А. к администрации Уссурийского городского округа в лице Управления жилищной политики администрации Уссурийского городского округа о признании жилого помещения непригодным для проживания и возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение,
выслушав представителя истца Куликову В.К., представителя ответчика Лиховид Ю.С.,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с настоящим иском, мотивируя свои требования тем, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ находилась на полном государственном обеспечении, за ней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX по договору социального найма. Накануне достижения 23 лет ДД.ММ.ГГ истец обратилась в Управление жилищной политики администрации УГО с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением (далее по тексту – Список). К указанному заявлению были приложены все документы, в нём указано, что проживание в занимаемом жилом помещении невозможно. ДД.ММ.ГГ истец повторно обратилась с заявлением, приложив документы в отношении малолетних детей. На заявление истцом было получено постановление XXXX от ДД.ММ.ГГ, которым ей отказано во включении в Список по тем основаниям, что не установлен факт невозможности проживания в жилом помещении, в котором истец является нанимателем, ДД.ММ.ГГ получен отказ, по вопросу установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении предложено обратиться в отдел учета и распределения жилья. Ссылалась на то, что в спорной квартире, предоставленной по договору социального найма, невозможно проживать, в квартире сырость, грибковые налеты, продувание, промерзают окна, дом в целом находится в аварийном состоянии. Администрация УГО прежде чем закреплять спорную квартиру за истцом, должна была проверить данный факт, провести соответствующее обследование. Заключением эксперта XXXX от ДД.ММ.ГГ установлено, что жилой дом по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX имеет физический износ 80%, техническое состояние его несущих конструкций 80% износа, квартира № XXXX не соответствует техническим, эксплуатационным и качественным характеристикам жилых помещений, её дальнейшая эксплуатация невозможна. Образовавшиеся дефекты нарушают безопасность людей при эксплуатации, угрожают жизни и здоровью, нарушают права и интересы других лиц. С учетом изложенного, просила признать жилое помещение непригодным для проживания, обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания, отвечающее требованиям, предъявляемым санитарным и техническим нормам, с площадью помещения в расчете на одно лицо, проживающее в нем согласно учетной норме, применительно к условиям населенного пункта г.Уссурийска Приморского края на состав семьи из трех человек, включив в договор социального найма сына ФИО6, ДД.ММ.ГГ г.р., дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГ г.р.
Представитель истца на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить, полагала, что правового значения для рассмотрения дела не имеет факт постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Ссылалась на то, что отдельное обращение по вопросу установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении в отдел учета и распределения жилья не требовалось, поскольку все значимые обстоятельства истец указала в заявлении о включении в Список.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать в иске в полном объеме. Ссылалась на то, что отсутствует совокупность обстоятельств, позволяющих удовлетворить иск, так как спорный жилой дом аварийным не признан, данный вопрос не находится в стадии разрешения, истец нуждающейся в жилом помещении не признана, на учет не поставлена, равно как и не состоит в Списке. Кроме того, другое благоустроенное жилое помещение может быть предоставлено не менее ранее занимаемой площади, а не исходя из учетной нормы площади на одного человека.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, истец Заруцкая А.А. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГ, в редакции соглашений от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX, площадью 26,2 кв.м.
Согласно поквартирной карточке, по указанному адресу помимо истца зарегистрированы её дети: ФИО6, ДД.ММ.ГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГ г.р.
На обращения истца о включении её в Список, ответчиком были даны ответы от ДД.ММ.ГГ XXXX, от ДД.ММ.ГГ XXXX об отказе в удовлетворении заявления по тем основаниям, что обеспеченность общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека, проживающего по спорному адресу, выше учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека; факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении не установлен, постановлением администрации УГО от ДД.ММ.ГГ XXXX истцу было отказано во включении в Список, разъяснено право обжалования указанного отказа, а также право установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении путем обращения в отдел учета и распределения жилья Управления жилищной политики Администрации УГО.
В обоснование невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX истец обратилась в ООО «Судебный экспертно-оценочный центр «Регион-25» за проведением строительно-технической экспертизы.
Согласно заключению XXXX от ДД.ММ.ГГ, в ходе проведения исследования установлено, что процент физического износа жилого XXXX в г.Уссурийске составляет 80%. Категория технического состояния несущих конструкций – 5 – аварийное состояние, категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). Квартира XXXX по указанному адресу не соответствует техническим, эксплуатационным и качественным характеристикам жилых помещений, приобретаемых органами местного самоуправления. Квартира является жилым помещением, но дальнейшая эксплуатация квартиры не возможна, она не пригодна к использованию по назначению, образовавшиеся дефекты нарушают безопасность людей при эксплуатации, угрожаю жизни и здоровью собственника и третьих лиц, нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. Проведение восстановительных работ технически невозможно и нецелесообразно с экономической точки зрения.
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ.
Из представленных материалов дела не усматривается, что истец, как ей было рекомендовано в письме ответчика, обращалась в отдел учета и распределения жилья Управления жилищной политики Администрации УГО по вопросу установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Согласно пояснениям представителя ответчика, в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX вопрос о признании его аварийным и подлежащим сносу не рассматривается, собственниками помещений в установленном законом и постановлением Правительства РФ порядке не инициировался. Доводы представителя истца о том, что собственники указанного дома постоянно обращаются в Администрацию УГО по данному поводу, суд отклоняет как голословные.
Указание в заявлении о включении в Список обстоятельств невозможности проживания в предоставленном по договору социального найма жилье не может подменять отдельное обращение истца в отдел учета и распределения жилья Управления жилищной политики Администрации УГО.
При таких обстоятельствах, поскольку вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания относится к компетенции межведомственной комиссии, данный вопрос межведомственной комиссией по существу не рассматривался, при этом суд деятельность компетентных и уполномоченных органов подменять не может, суд отказывает истцу в удовлетворении требования о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания. При этом, суд полагает необходимым разъяснить, что истец не лишена возможности во внесудебном порядке разрешить указанный вопрос.
Рассматривая требование истца о возложении на ответчика обязанности предоставить по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, суд также полагает необходимым оставить его без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Часть 1 статьи 52 ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Поскольку материалами дела установлено, что истцу по договору социального найма предоставлено жилое помещение по спорному адресу, жилой дом по адресу: Приморский край, г.Уссурийск, XXXX аварийным и подлежащим сносу не признан, жилое помещение истца в установленном законом порядке непригодным для проживания не признано, истец на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях не стоит, суд приходит к выводу о том, что в деле отсутствует совокупность обстоятельств, позволяющих удовлетворить заявленные требования в порядке положений ст.ст. 85-89 ЖК РФ.
С учетом вышеизложенного порядка признания жилых помещений не пригодными для проживания, суд не может в качестве допустимого доказательства по делу принять во внимание заключение ООО «Судебный экспертно-оценочный центр «Регион-25» и считать доказанным факт того, что жилое помещение истца непригодно для проживания.
То обстоятельство, что истец в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на существо спора и заявленных требований не влияет, поскольку согласно установленных законом гарантий для данной категории граждан истец считается обеспеченной жильем.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Заруцкой А. А. к администрации Уссурийского городского округа в лице Управления жилищной политики администрации Уссурийского городского округа о признании жилого помещения непригодным для проживания и возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Уссурийский районный суд.
Председательствующий Денисова Ю.С.
Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2023 года.