(УИД47RS0001-01-2020-001190-21)
Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-799/2020
Именем Российской Федерации
11 декабря 2020 года г.Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой А.Г.,
при секретаре Телешман И.В.,
с участием:
представителя истца – старшего помощника Бокситогорского городского прокурора – Смирнова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа», администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании оборудовать здание устройством системы молниезащиты
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам об обязании оборудовать здание устройством системы молниезащиты.
В обоснование иска указано, что Бокситогорской городской прокуратурой на основании задания прокуратуры Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № об организации проверки исполнения законодательства при обеспечении антитеррористической и пожарной безопасности на объектах повышенной опасности, мест массового пребывания людей, объектах спортивного назначения, здравоохранения и социального обслуживания населения проведена проверка в МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, д. Бор, д. 40 и установлено, что в нарушение требований СП 118.13330.2012 в образовательном учреждении отсутствует устройство молниезащиты.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес учреждения внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, ДД.ММ.ГГГГ представление рассмотрено и удовлетворено, однако устройство системы молниезащиты не установлено.
Выявленное нарушение действующего законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, влечет нарушения прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения и может привести к негативным последствиям для неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным, истец просит:
обязать администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области обеспечить финансирование МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа» в целях оборудования здания, расположенного по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, д. Бор, д. 40, устройством системы молниезащиты в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
обязать МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа» оборудовать здание, расположенное по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, д. Бор, д. 40, устройством системы молниезащиты в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец – старший помощник Бокситогорского городского прокурора Смирнов И.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик – представитель МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, заявлений и ходатайств по делу не представлено.
Ответчик – представитель администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка, заявлений и ходатайств по делу не представлено.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:
В силу положений ч.1 ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В соответствии со ст.ст.1, 4 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей, соблюдения гарантий их прав.
Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из п.1 ст.7 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
Частью 1 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Во исполнение названного положения Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ правительством Российской Федерации издано Постановление от 26.12.2014 № 1521, которым утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В силу п.66 вышеуказанного Перечня является обязательным применение требований СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения", утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 635/10.
Согласно п.1.1.2 раздела 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении В (в котором указаны общеобразовательные организации).
При этом в п.4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройство системы молниезащиты предусмотрено Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №280 (СО 153-34.21.122-2003).
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных учреждений, зданий дошкольных образовательных организаций.
Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспорено ответчиками, Бокситогорской городской прокуратурой на основании задания прокуратуры Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № об организации проверки исполнения законодательства при обеспечении антитеррористической и пожарной безопасности на объектах повышенной опасности, мест массового пребывания людей, объектах спортивного назначения, здравоохранения и социального обслуживания населения, проведена проверка в МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, д. Бор, д. 40 и установлено, что в нарушение требований СП 118.13330.2012 в образовательном учреждении отсутствует устройство молниезащиты.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес учреждения внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора рассмотрено и удовлетворено, однако устройство системы молниезащиты не установлено.
В соответствии с п.15 ч.3, п.2 ч.6, ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым обязать МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа» оборудовать здание, расположенное по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, д. Бор, д. 40, устройством системы молниезащиты.
Учредителем и собственником имущества учреждения МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа» является муниципальное образование Бокситогорский муниципальный район Ленинградской области. Функции и полномочия Учредителя и собственника имущества осуществляются администрацией Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, то есть администрация, обладая правомочиями собственника, обязана нести бремя содержания имущества образовательного учреждения.
Пунктом 3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
На основании п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В связи с вышеизложенным, суд считает необходимым возложить на администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, являющегося учредителем и собственником имущества бюджетного образовательного учреждения, обязанность обеспечить финансирование учреждения в целях оборудования здания образовательного учреждения устройством системы молниезащиты.
Согласно ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения. В связи с изложенным суд находит, что испрашиваемый истцом срок для устранения нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения финансирования учреждения и до ДД.ММ.ГГГГ для оборудования зданий образовательного учреждения устройством системы молниезащиты, соответствует принципу разумности, направлен на скорейшее устранение нарушений действующего законодательства.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района.
В связи с изложенным и учитывая, что при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, а ответчик администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в силу требований п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления, суд считает необходимым взыскать с ответчика МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бокситогорского городского прокурора – удовлетворить.
Обязать администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области обеспечить финансирование МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа» в целях оборудования здания, расположенного по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, д. Бор, д. 40, устройством системы молниезащиты в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа» оборудовать здание, расположенное по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, д. Бор, д. 40, устройством системы молниезащиты в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с МБОУ «Борская средняя общеобразовательная школа» в доход бюджета Бокситогорского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 11 декабря 2020 года.
Судья: