Решение по делу № 33а-4125/2021 от 29.11.2021

Дело № 2а-8497/2021

Судья: Кузьмина М.А.                                                                   Дело № 33а-4125/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск                                                        15 декабря 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Протодьяконова В.С., Никодимова А.В.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием административного истца Мекумянова В.П., представителя административного ответчика Карлсон Т.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 09 сентября 2021 года по делу по административному иску Мекумянова В.П. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии за выслугу лет.

Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия

установила:

Мекумянов В.П. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указывая о том, что в связи с достижением 27 сентября 2004 г. пенсионного возраста ему была назначена трудовая пенсия по старости, для назначения пенсии по выслуге лет ему не хватало на тот момент необходимого стажа работы в должности государственного гражданского служащего. 11 мая 2008 г. он был уволен с государственной службы, при этом стаж его составлял 15 лет, за назначением пенсии по выслуге лет он не обращался. На основании пункта 3 Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, её установления, проведения проверок документов, необходимых для её установления, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 мая 2017 года, считает, что имеет право на обращение с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в любое время после возникновения права на неё и назначения страховой пенсии по старости. В связи с этим просит признать незаконным отказ Комиссии по установлению пенсии за выслугу лет при Правительстве РС (Я) от 19 июля 2021 г. в назначении пенсии за выслугу лет.

Решением Якутского городского суда РС (Я) от 09 сентября 2021 года административный иск Мекумянова В.П. удовлетворен: решение комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), от 19 июля 2021 г. № ... об отказе Мекумянову В.П. в установлении пенсии за выслугу лет признано незаконным. На Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и охраняемых законом интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления об установлении пенсии за выслугу лет.

С данным решением не согласился административный ответчик: его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления по основаниям неправильного применения норм материального права, неверного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что согласно Приложения № ... к Порядку установления, определения размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 г. N 63 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)", минимальный стаж государственной службы в 2021 году установлен 17 лет 6 месяцев, когда как у истца, обратившемуся с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет в июне 2021 года, такой стаж составляет 15 лет 4 месяца. В связи с этим ему было отказано в назначении пенсии по подпункту «б» пункта 5.7 Порядка. Ранее действовавший Порядок установления, определения размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия), утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 июля 2017 г. N 336 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)", утратил силу.

Заинтересованное лицо - Администрация Главы и Правительства Республики Саха (Якутия) - в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14 и статьи 15 Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания, предусмотренные п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа, организация, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Удовлетворяя заявленный административный иск, суд первой инстанции исходил из наличия у административного истца предусмотренных действующими нормативными правовыми актами условий для назначения пенсии по выслуге лет. Так, суд учитывал наличие у Мекумянова В.П. на дату 11 марта 2008 г. необходимого стажа государственной гражданской службы (15 лет), предусмотренного Порядком установления выплаты, определение размера и условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы РС (Я), утвержденным Постановлением Правительства РС (Я) от 29.07.2010 г. N 336. При этом признал, что в силу Правил, утвержденных приказом Министерства труда и социального развития РФ от 22 мая 2017 года, административный истец имеет право обратиться за назначением пенсии за выслугу лет в любое время после возникновения права на неё и назначения страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела и постановлены при неправильном применении норм материального права.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3).

Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3).

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, настоящим Федеральным законом, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5).

Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 названного закона).

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Так, в соответствии с частью 4 статьи 7 данного Закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону. Минимальная продолжительность стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в 2021 году составляет 17 лет 6 месяцев.

Аналогичное положение содержит часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 1 января 2015 г.

К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится установление осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих данного субъекта, в том числе определение условий, при которых лицо, замещавшее должность государственной гражданской службы субъекта, имеет право на получение ежемесячной пенсии за выслугу лет.

Таким образом, полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов РФ, возложено федеральным законодателем на субъекты РФ, которые устанавливают общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан.

Согласно ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) от 30.03.2005 214-3 N 433-III "О государственной гражданской службе РС (Я)" для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим законом, федеральными законами, гражданским служащим гарантируется, в частности, государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и их семей.

Гражданские служащие при наличии стажа государственной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с гражданской службы. Порядок установления выплаты, определение размера и условия установления пенсии за выслугу лет определяются Правительством Республики Саха (Якутия) (часть 2 статьи 22).

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 г. N 63 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)" был утвержден Порядок установления выплаты, определение размера и условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы РС (Я) (далее - Порядок), в соответствии с которым решение об установлении пенсии за выслугу лет либо об отказе в ее установлении принимается Комиссией при Правительстве Республики Саха (Якутия) по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Республики Саха (Якутия) и должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия) (далее - Комиссия).

Обжалуемым решением Комиссии от 19 июля 2021 года № ... отказано Мекумянову В.П. в установлении пенсии за выслугу лет по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 5.7 Порядка, поскольку его стаж государственной гражданской службы составляет 15 лет 3 месяца 23 дня, т.е. менее установленных 17 лет 6 месяцев.

Следовательно, правовых оснований для назначения Мекумянову В.П. пенсии за выслугу лет у административного ответчика не имелось.

Порядок установления выплаты, определение размера и условия установления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы РС (Я), утвержденный Постановлением Правительства РС (Я) от 29.07.2010 г. N 336, на который суд сослался в решении, в соответствии постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2017 г. N 63 утратил силу.

Правила обращения за пенсий за выслугу лет, утвержденные приказом Министерства труда и социального развития РФ от 22 мая 2017 года, на пункт 3 которого заявлен административный иск, определяют порядок обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, и распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих, к которым административный истец не относится.

Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении спора допущено неправильное применение норм материального права, принятое по делу решение подлежит отмене по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, с принятием судом апелляционной инстанции нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

    Решение Якутского городского суда РС (Я) от 09 сентября 2021 года по делу по административному иску Мекумянова В.П. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения отменить.

    Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Мекумянова В.П. – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33а-4125/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Мекумянов Валерий Петрович
Ответчики
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)
Другие
Администрация Главы и Правительства Республики Саха (Якутия)
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
29.11.2021Передача дела судье
15.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2021Передано в экспедицию
15.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее