Решение по делу № 2-366/2022 (2-2201/2021;) от 20.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

27 апреля 2022 года                                  г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Архиповой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Шеставиной З.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-584/2022 по иску прокурора г. Салехард, в интересах Грицюк Г.И. и неопределенного круга лиц к Администрации МО г. Салехарда о признании распоряжения недействительным в части, возложении обязанности проведения страховочных мероприятий и усилению конструкций многоквартирного дома,

                                                             У С Т А Н О В И Л:

           Прокурор города Салехарда в интересах Грицюк Г.И. и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО г. Салехарда о признании незаконным распоряжения в части срока расследования, возложении обязанности установлении срока расселения и сноса многоквартирного дома, проведения страховочных мероприятий, в котором просил: возложить на ответчика обязанность по проведению срочных поддерживающих мероприятий в отношении фундамента, цокольного, чердачного перекрытий, страховочных мероприятий и мероприятий по усилению конструкций несущих стен дома по ул. Ямальской в г. Салехарде для устранения угрозы жизни и здоровью проживающих в нем граждан; признать незаконным распоряжение Администрации г. Салехарда от 13.12.2019 -р в части установления срока расселения и сноса многоквартирного дома по ул. Ямальской в г. Салехарде до 31.12.2026; обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос с принятием по нему решения об установлении разумных сроков расселения жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: по ул. Ямальской в г. Салехарде его сноса в период 2022 года. В обоснование иска указано, что в результате проведенной прокуратурой г. Салехарда проверки установлен факт нарушения Администрацией муниципального образования г. Салехарда требований жилищного законодательства при расселении и сносе аварийного жилого фонда. Жилой дом по ул. Ямальской в г. Салехарде признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением Администрации г. Салехарда 13.12.2019 -р, срок расселения установлен до 31.12.2026. При этом состояние фундамента, цокольного, чердачного перекрытий, несущих стен характеризуется как недопустимое (искривление горизонтальных и вертикальных линий, отсутствие проветривания подполья, прогибы и просадки, местами изломы отдельных досок основания пола, расхождения примыканий стен и полового перекрытия), состояние иных конструктивных элементов - как ограниченно работоспособное. Прокуратурой города на основании обращения Грицюк Г.И. совместно со специалистами Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО и ГКУ ЯНАО «Ямалтехэнергоконтроль» проведена проверка соблюдения Администрацией МО г. Салехард требований жилищного законодательства по многоквартирному дому, в ходе которой установлены недостатки в состоянии дома: водоотводящие устройства отсутствуют, искривление горизонтальных конструкций, неравномерная осадка здания, деформация конструкций (дверные оконные проемы, полы, потолок), основание не просматривается, повреждения облицовочного слоя фасада, усыхание дощатого покрытия фасада; повсеместное нарушение отделки стен (разрушение, осыпание); при входе в подъезд разбито оконное заполнение (остекление); повреждения деревянных полов и ступеней в местах общего пользования; отсутствует слуховое окно; перекос лестничного марша пожарного выхода; разрушение потолка вследствие протечек кровли. Срок расселения для дома установлен в порядке общей очередности на 31.12.2026, несмотря на наличие экспертизы, указывающей на крайнюю аварийность и опасность обозначенного МКД для граждан в нем. Органом местного самоуправления непринято во внимание фактическое состояние дома. Срок расселения, по мнению прокурора, является чрезвычайно длительным, поскольку в течение указанного периода времени возможны необратимые последствия, в том числе, полное разрушение дома, что причинит вред жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц. Кроме того, это приведет к нарушению прав жильцов, в том числе и тех, кто имеет право на выкуп принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в аварийном доме согласно ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Нахождение в дома людей является для них опасным. Поддерживающие работы и капитальный ремонт в данном доме не производились.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Фонд жилищного строительства ЯНАО, Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, ООО «ЕГУК». ФИО11

Представитель ответчика Долженко М.С., действующий на основании доверенности, представил письменные возражения на иск и дополнения письменным возражениям, в которых исковые требования не признал, полагая его незаконным и необоснованным, указав, что принятие решения о сроке расселения аварийного дома является исключительной компетенцией органа местного самоуправления. Также указал, на отсутствие свободных жилых помещений для переселения жильцом аварийного многоквартирного и большой объем аварийного фонда, требующего срочных мероприятий по сносу. Просил учесть время, необходимое для проведения всех процедур по изъятию и выкупу у собственников жилых помещений в доме их недвижимого имущества. Бюджет муниципального образования является дотационным и не содержит статьи расходов на строительства и приобретение жилья, жилые помещения для переселения граждан из аварийного фонда передаются в муниципальную собственность из собственности Ямало-Ненецкого автономного округа либо от некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства ЯНАО». Реализация муниципальных программ по переселению граждан из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется в рамках выделяемых денежных средств и передаваемых жилых помещений. Полагал, что проведение поддерживающих мероприятий по укреплению конструкций дома должно быть возложено на всех собственников жилых помещений дома. Считал, что требования о пересмотре срока расселения и сноса многоквартирного дома и принятию поддерживающих мероприятий являются взаимоисключающими, поскольку проведение ремонта объекта недвижимости продлит срок его полезного использования, а проведение работ по ремонту объекта недвижимости заведомо подлежащего сносу является нецелесообразным расходованием бюджетных средств. при обращении к жильцам дома о проведении ремонтных работ администрация получила отказ большинства граждан от проведения ремонта, что является препятствием для проведения ремонтных и поддерживающих мероприятий. В судебном заседании представитель ответчика на доводах возражений настаивал.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Салехарда Румянцев Д.А. на иске настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также указал, что принимал участие в визуальном осмотре жилого дома, при этом явно видно, что дом находится в крайне аварийном состоянии, практически «врос» в землю, стоки расположенного рядом септика и талые воды заливают дом, внутри повсеместно просадки, искривление и зыбкость пола, искривление стен.

Истец, третьи лица, будучи извещенными надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Представитель третьего лица ООО «ЕГУК» Веденёв П.Е., действующий на основании приказа, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив исковое заявление, возражения на иск, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.

Согласно статьям 56 и 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Как следует из представленной в материалах дела технической документации, 2-хэтажный многоквартирный жилой дом по адресу: г. Салехард, ул. Ямальская, д. 1972 года постройки, имеет 28 жилых помещений (квартир), 27 из которых являются собственностью МО г. Салехарда.

Грецюк Г.И. проживает в жилом помещении вышеуказанного многоквартирного дома на условиях договора социального найма, имеет регистрацию в данном жилом помещении. Совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы: ФИО5, ФИО6, несовершеннолетний ФИО14

17.11.2021г. ФИО8 от имени жильцов многоквартирного дома обратилась к прокурору ЯНАО с заявлением о проведении проверки в связи с невозможностью проживания в вышеуказанном жилом помещении из-за его аварийного состояния.

На основании решения заместителя прокурора г. Салехарда от 30.11.2021г. в отношении Администрации МО г. Салехарда проведена проверка соблюдения ответчиком жилищного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно заключению МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика» от 24.10.2019г., физический износ дома, расположенного по адресу: г. Салехард, ул. Ямальская, , составлял 65%. Состояние фундамента, цокольного, чердачного перекрытий, несущих стен характеризуется как недопустимое (искривление горизонтальных и вертикальных линий, отсутствие проветривания подполья, прогибы и просадки, местами изломы отдельных досок основания пола, расхождения примыканий стен и полового перекрытия). Состояние других конструктивных элементов, как ограниченно работоспособное.

Заключением межведомственной комиссии от 15.11.2019 принято решение о выявлении оснований для признания вышеуказанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (согласно п.п. 33,34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 №47).

Распоряжением Администрации муниципального образования г. Салехарда от 13.12.2019 -р многоквартирный дом по ул. Ямальской в г. Салехарде признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения установлен на 31.12.2026г.

В муниципальные и региональные программы по ремонту многоквартирных домов и переселению граждан указанный дом не включен. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Прокуратурой г. Салехарда совместно со специалистами Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО и ГКУ ЯНАО «Ямалтехэнергоконтроль» проведена проверка состояния многоквартирного дома, в ходе которой установлены следующие недостатки: - искривление горизонтальных и вертикальных линий профиля здания; повреждения биологического характера (гниение) деревянного бруса наружным и внутренних стен здания повсеместно, перекосы дверных и оконных проемов, отхождение, повреждение отделки наружных и внутренних стен повсеместно, обрушение штукатурного слоя; деформация, уклоны цокольного перекрытия, потеря устойчивости, прогибы в местах общего пользования, потеря устойчивости (прогибы) деревянных конструкций перекрытия, раскрытие стыков пола и стен в местах общего пользования; истирание, деформация, покрытия пола (цокольного перекрытия), междуэтажного перекрытия. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом визуального обследования от 09.12.2021г. и представленными фотоснимками.

Согласно справке Салехардского отдела Департамента государственного жилищного надзора от 02.12.2021г., в ходе проведения визуального осмотра, установлено следующее состояние дома: возможно ежегодное подтопление талыми и иными водами, водоотводящие устройства отсутствуют; искривление горизонтальных конструкций, неравномерная осадка здания; деформация конструкций (дверные оконные проемы, полы, потолок), основание не просматривается; имеются повреждения облицовочного слоя фасада, усыхание дощатого покрытия фасада; повсеместно нарушена отделка (разрушение, осыпание) стен; повреждения деревянных полов и ступеней в местах общего пользования; перекос лестничного марша пожарного выхода; входные двери требуют уплотнения и утепления; разрушение потолка вследствие протечек кровли.

Как следует из ответа Администрации г. Салехарда от 03.12.2021г. в отношении многоквартирного дома по ул. Ямальской поддерживающие мероприятия в 2020-2021 годах не проводились и в 2022 году не планируются.

Приказом Департамента государственного жилищного надзора ЯНАО от 30.11.2021г. , многоквартирный жилой дом по ул. Ямальской исключен из реестра лицензий ЯНАО на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно Устава муниципального образования город Салехард, принятого на референдуме жителями МО город Салехард 16.03.1997 Муниципальное образование город Салехард в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2004 года N 26-ЗАО "О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард" является городским округом с административным центром город Салехард.

Согласно п.п. 6, 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

На основании ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила) предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и др.

В соответствии с пунктом 11 Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.

При этом согласно п. 6 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, в числе прочих, к вопросам местного значения городского округа относятся - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в п. 2 ст. 11 Закона №68-ФЗ, в частности к ним относятся: самостоятельная организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также осуществление их финансирования (п. п. «г», «е»).

Следовательно, при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим для их безопасности, органами местного самоуправления должно приниматься меры направленные на предупреждения причинению вреда жизни и здоровью граждан.

Согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, п. 2.4.3., капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц входит в компетенцию органа местного самоуправления.

В то же время, согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается опасность жилых помещений дома по ул. Ямальской г. Салехарда для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, в том числе несовершеннолетних детей, по причине крайне аварийного состояния данного дома, срок, установленный ответчиком в распоряжении Администрации г. Салехарда для расселения и сноса (до 31.12.2026г.) с учетом недопустимого для проживания состояния дома на данный момент и возможного ухудшения этого состояния в период до принятия ответчиком мер по расселению – не соответствует критерию разумности. Стороной ответчика не опровергается, что критерием определения срока расселения дома является дата признания дома аварийным и подлежащим сносу, при этом фактическое состояние дома не влияют на срок расселения. Таким образом, с учетом всех установленных по делу обстоятельств, суд находит требования о признании незаконным и об отмене распоряжения Администрации муниципального образования г. Салехард от 20.03.2018 -р «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока выселения граждан из жилых помещений – обоснованными, и считает, что срок расселения и сноса дома до 31.12.2023 года следует признать разумным и соответствующим установленным обстоятельствам, в частности степени опасности нахождения граждан в аварийном доме. При этом, суд принимает во внимание степень потенциальной опасности последствий выявленных нарушений для жизни и здоровья граждан, проживающих в аварийном доме, в том числе несовершеннолетних граждан, сохранности имущества, при этом возникновение возможных негативных последствий приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, и создаст угрозу безопасности населения и окружающей среды. При этом суд принимает во внимание также и установленный порядок финансирования на предоставление нанимателям иного жилья и порядок изъятия жилых помещений у собственников ввиду чего временной период до 31.12.2023 года включительно будет соответствовать критерию разумности и существенным образом не нарушит прав и законных интересов, как самого ответчика, так и иных лиц. Доказательств объективной необходимости более длительного срока – стороной ответчика не представлено.

Довод стороны ответчика о том, что суд не вправе вторгаться в исключительную компетенцию органа местного самоуправления по определению срока расселения многоквартирного дома, суд не может принять во внимание в силу положений п. 52 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" и разъяснений Верховного Суда РФ (вопрос 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года).

Кроме того, суд принимая решение о несоответствии установленных органом местного самоуправления сроков расселения и сноса аварийного дома критерию разумности, должен указать в своих выводах те временные рамки, которые по мнению суда соответствуют данному критерию, в противном случае, выводы суда лишаются предметности и определенности, а следовательно, делают выносимое на их основании решение - неспособным к достижению целей и задач правосудия.

При этом, следует заметить, что суд, возлагая на ответчика обязанность установить разумный срок расселения, не подменяет собой орган местного самоуправления, и не вторгается в его исключительную компетенцию, поскольку самостоятельно не устанавливает данные сроки, а лишь возлагает на компонентный орган обязанность по решению данного вопроса с учетом установленных по делу обстоятельств и критериев разумности.

В связи с установлением в ходе судебного разбирательства факта аварийного состояния конструкций многоквартирного жилого дома по ул. Ямальской г. Салехарда, угрожающего жизни и здоровью проживающих в нем граждан, суд приходит к выводу о необходимости в период до расселения многоквартирного дома проведения в отношении цокольного, чердачного перекрытий, страховочных мероприятий и мероприятий по усилению конструкций несущих стен дома для устранения угрозы жизни и здоровью проживающих в нем граждан, поскольку отсутствие таковых приведет к ухудшению состояния здания, в том числе, его несущих конструкций, что влечет невозможность обеспечения безопасных условий проживания граждан в указанном многоквартирном жилом доме.

В силу положений п. 6 ч. 1 ст. 14, п.п.6,8 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 2 ст. 1, п. п. «г», «е» п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязанность по проведению вышеперечисленных мероприятий должна быть возложена на Администрацию г. Салехарда, как на орган осуществляющий муниципальный жилищный контроль, принимающий меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществляющий полномочия по распоряжение и содержанию муниципального жилищного фонда.

Исходя из взаимосвязанного анализа положений вышеперечисленных норм, при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим для их безопасности, органами местного самоуправления должны приниматься меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан. И в связи с этим, принимая во внимание, что фундамент, цокольное перекрытие, конструкции чердачного перекрытия, несущих стен указанного многоквартирного дома находятся в состоянии угрожающем безопасности проживающих в нем граждан, суд считает необходимым возложить именно на Администрацию <адрес> обязанность по проведению мероприятий для устранения угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в жилом доме. При этом суд учитывает также, что собственником большинства жилых помещений в данном многоквартирном доме является МО г. Салехарда.

В этой связи подлежат отклонению доводы стороны ответчика о том, что обязанность по проведению поддерживающих мероприятий должна быть распределена между всеми собственниками помещений в указанном доме.

Доводы представителя Администрации г. Салехарда о порядке финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда правового значения в рамках возникших правоотношений сторон не имеют в силу следующего.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 -О-О, в силу ст.ст. 12, 130 (часть 1), и 13 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Положениями Федерального закона от 16.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч.2 ст. 55, статьи 60 и 61 Закона №131-ФЗ).

Таким образом, вопросы финансирования Администрации муниципального образования города Салехарда, получения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности города, подлежат разрешению в порядке исполнения судебного решения. В случае нарушения прав муниципального образования, ответчик не лишен возможности обращения в суд за защитой нарушенного права. В этой связи подлежат отклонению и доводы ответчика об отсутствии в настоящее время в муниципальной собственности жилых помещений для расселения проживающих в спорном доме граждан.

Доводы представителя ответчика о взаимоисключающих требованиях по выполнению страховочных мероприятий и о признании незаконным распоряжения Администрации г. Салехарда в части сроков выселения нанимателей из жилых помещений дома и возложении обязанности на указанного ответчика повторно рассмотреть вопрос о сроках расселения нанимателей из указанного жилого дома, суд не может принять во внимание, поскольку состояние жилого дома, как указывалось выше, требует проведения срочных страховочных и поддерживающих мероприятий в целях устранения угрозы жизни и здоровью проживающих в указанном доме лиц, данные мероприятия необходимо провести именно на период до расселения жильцов дома.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать распоряжение Администрации г. Салехарда от 13.12.2019г. -р в части установления срока расселения и сноса многоквартирного дома по ул. Ямальской г. Салехарда до 31.12.2026г. – незаконным.

Возложить на Администрацию МО г. Салехарда обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу определить разумный срок расселения и сноса многоквартирного дома 6 по ул. Ямальской г. Салехарда и сообщить об исполнении решения суду и стороне истца.

Возложить на Администрацию г. Салехарда обязанность по проведению в отношении фундамента, цокольного, чердачного перекрытий страховочных мероприятий и мероприятий по усилению конструкций стен многоквартирного дома 6 по ул. Ямальской г. Салехарда

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 29 апреля 2022 года.

Председательствующий                                  Архипова Е.В.

Копия верна:

Председательствующий                                  Архипова Е.В.

2-366/2022 (2-2201/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Грецюк Гузалия Исламовна
Прокурор г. Салехарда
Ответчики
администрация МО г. Салехард
Другие
Гасанов Эйнул Джамал оглы
Управление жилищно-коммунального хозяйства
Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО
Фонд жилищного строительства
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Архипова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
20.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2021Передача материалов судье
27.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2022Судебное заседание
01.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
28.03.2022Судебное заседание
06.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
29.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
14.06.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.06.2022Судебное заседание
05.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2022Дело оформлено
21.12.2022Дело передано в архив
27.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее