Дело № 2-104/2024
44RS0002-01-2023-005129-11
Мотивированное решение
изготовлено 31.05.2024 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2024 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Праздниковой О.А.,
при секретаре Кузнецовой И.И.,
с участием истца Токальчика А.П.,
предстателя ответчика Смирновой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токальчика Анатолия Павловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области о включении в страховой и специальный стаж периодов трудовой деятельности, назначении страховой пенсии по старости, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд по подсудности поступило гражданское дело по иску Токальчика А.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области о включении в страховой и специальный стаж периодов трудовой деятельности, назначении страховой пенсии по старости, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.
Свои требования мотивировал тем, что 22.05.2023года он обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013г «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Костромской области №74762/23 от 21.08.2023года в назначении пенсии ему отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового (не менее 25 лет) и специального стажа (не менее 6 лет и 3 месяцев). Страховой стаж Токальчика А.П. по данным ОСФР по Костромской области составил 21 год 21 день, специальный стаж – 5 лет 9 месяцев. В зачет в страховой стаж не были включены периоды работы в ТОО «Мир» с 16.03.1997г по 15.08.1997года, с 16.09.1997г. по 30.11.1997года и с 16.12.1997года по 10.05.1999года; в качестве главы фермерского хозяйства с 12.05.1999года по 31.12.2001года. Также было отказано во включении специальный стаж периодов работы в ООО «Тепловые сети» в качестве машиниста (кочегара) котельной с 01.11.2016года по 22.05.2017года, с 04.10.2017года по 31.01.2018года. С решением ответчика не согласен, просит включить в подсчет страхового и специального стажа указанные периоды работы и назначить выплату пенсии с даты подачи заявления – 17.10.2023года.
В судебном заседании Токальчик А.П. исковые требования уточнил, от требований о включении в страховой и специальный стаж периода трудовой деятельности в ТОО «Мир» с 16.12.1997г. по 10.05.1999г. отказался. Производство по данному делу прекращено определением суда от 11.03.2024г.
В остальном истец Токальчик А.П доводы иска поддержал, при этом уточнил, просив назначить пенсию с даты наступления права – 31мая 2023г.
Просил включить в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы: в ТОО «Мир» с октября 1990г. по 15 января 1996г., период работы в качестве главы фермерского хозяйства с 12.05.1999г. по 31.12.2001г.. Обязать включить в специальный стаж по списку №2 для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы в качестве машиниста (кочегара) котельной в ООО «Тепловые сети» с 01.11.2016г. по 30.04.2017г., с 04.10.2017г. по 31.01.2018г. и обязать ответчика назначить ему выплату пенсии с 31.05.2023г.
Ответчик – представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области на основании доверенности Смирнова С.А., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на иск, просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что истец не имеет необходимого страхового и специального стажа для назначения досрочной пенсии по старости. При этом пояснила, что в связи с произошедшим в ТОО пожаром записи о периоде работы в ТОО «Мир» в качестве шофера с 1996 по 1999годы, внесены в трудовую книжку по свидетельским показаниям. Эти периоды работы относятся к периодам ранее выдачи самой трудовой книжки в 1997году, т.е. запись сделана с нарушением требований пункта 2.2. Инструкции по заполнению трудовых книжек, и поэтому не может быть принята к рассмотрению. При массовой утрате работодателем трудовых книжек в случае пожара составляется акт областной межведомственной комиссии, на основании которого вноситься запись в трудовую книжку, таких актов в администрации на хранении нет. Указанный период не был включен в зачет страхового стажа.
Период с 12.05.1999года по 31.12.2001г. в качестве главы фермерского хозяйства не подлежат зачету в страховой стаж, т.к. нет сведений из налогового органа об уплате обязательных платежей за этот период.
Периоды работы в ООО «Тепловые сети» в качестве машиниста (кочегара) котельной с 01.11.2016года по 22.05.2017года, с 04.10.2017года по 31.01.2018года подлежат зачету в общий страховой стаж, так как по результатам специальной оценки условий труда, в спорные периоды класс условий труда был определен как второй (оптимальный), который не дает право на назначение досрочной пенсии. Кроме того, за эти спорные периоды не были уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии со ст.30 ФЗ № 400-ФЗ. На дату обращения - 22.05.2023г. истец претендовал на назначении пенсии по п.2 ч. 1 ст.30 ФЗ № 400 -ФЗ, т.е. по списку № 2 по достижении возраста 58 лет со снижением возраста, для чего требуемся иметь специального стажа не менее 6 лет 3 месяцев и общего страхового стажа не менее 25 лет. На дату обращения общий страховой стаж ответчика составил 21 год 21 день, специальный стаж - 5 лет 9 месяцев, что недостаточно для назначения пенсии по заявленному основанию. В связи с вышеизложенным, считает требования истца необоснованными и просит в иске отказать.
Третье лицо ООО «Тепловые сети» в судебное заседание своего представителя не направило, извещалось по адресу места нахождения юридического лица, однако не получил судебные извещения, вследствие чего они были возвращены организацией почтовой связи в суд. Юридическое лицо признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Определением арбитражного суда Костромской области от 21.05.2024года по делу №А31-518/2022 срок конкурсного производства продлен до 30.07.2024года, кандидатура конкурсного управляющего до настоящего времени не утверждена.
Третье лицо УФНС России по Костромской области в суде своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей с 1 января 2019г.) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
По делу установлено, что Токальчик А.П., 31.05.1965 года рождения, обратился 22.05.2023года с заявлением в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Костромской области, о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОФСР по Костромской области от 21.08.2023года №74762/23 ТокальчикуА.П. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, продолжительностью не менее 25 лет и специального стажа продолжительностью не менее 6 лет 3 месяца. Согласно решению ответчика страховой стаж истца составил 21 год 21 день, специальный стаж работы истца с тяжелыми условиями труда составил 05 лет 09 месяцев, что не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Указанные решением в специальный стаж истца ответчиком не включены спорные периоды работы в ТОО «Мир» с октября 1990г. по 15 январь 1996г.; с 16.12.1997года по 10.05.1999года в связи с отсутствием подтверждающих документов.
В трудовой книжке колхозника, выданной 24.11.1997года ТОО «Мир», имеются следующие записи в отношении спорных периодов работы истца:
- с 08.02.1996года принят на работу в ТОО «Мир», уволен 10.05.1999года;
- с 12.05.1999года по 19.04.2004года – создание фермерского хозяйства без образования юридического лица;
- с 01.10.2016года по 22.05.2017года, с 04.10.2017года по 09.05.2018 года - машинист (кочегар) котельной в ООО «Тепловые сети».
Разрешая требования истца о включении в страховой стаж периодов работы в ТОО «Мир» с октября 1990года по 15.01.1996 года суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Аналогичные положения содержались и в Федеральном законе от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 3 ст. 13) и в Законе РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (ст. ст. 96 - 97).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 02.10.2014 №1015).
Исходя из положений пункта 11 Правил от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу п.37, 38 Правил от 02.10.2014 №1015 при утрате документов о работе (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно, и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Аналогичные положения содержались в Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденном Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 N190, Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555.
В соответствии с п. 8 Правил от 02.10.2014 N1015, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
В трудовой книжке колхозника, оформленной 24.11.1997года ТОО «Мир», в отношении спорного периода работы в ТОО «Мир» имеется запись под №1 следующего содержания: «Общий стаж работы в ТОО «Мир» Межевского района по свидетельским показаниям с октября 1990года по январь 1998года составляет 5 лет 4 месяца. Утверждено Решением Совета ТОО «Мир» пр.№ 4 от 30.08.1997года». Далее идет запись о службе в рядах Советской Армии в период с 09.11.1983года по 13.11.1985года. Запись №3 «принят на работу ТОО «Мир» Межевского района в качестве шофера, уволен 10.05.1999года в связи с созданием фермерского хозяйства. На указанные записи проставлена печать ТОО «Мир».
Из решения ОФСР по Костромской области от 21.08.2023года № 74762/23 следует, что справкой Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Костромской области территориальное отделение надзорной деятельности Пыщугского, Межевского и Кологривского районов от 22.06.2023года № 2-4-10-15 установлено, что 09.02.1996года и 12.12.1984 года в административном здании колхоза «Мир» по адресу: Костромская обл. Межевской район д.Алешково, огнем уничтожены полностью строение и документы.
Согласно справке Клиентской службы в Межевском районе ОСФР по Костромской области от 03.02.2023года № 4 ООО «Мир» зарегистрирован в территориальном органе ПФР 26.06.1991 года, снят с учета 24.02.2016года.
Согласно архивным выпискам от 15.02.2023года № 27, от 19.06.2023года № 127, выданным отделом по делам архивов Администрации Межевского муниципального округа Костромской области, в отдел по делам архивов документы по личному составу (расчетные ведомости на выдачу заработной платы) за 1991-1995годы, книги приказов ТОО «Мир» за 1991-1995годы, 1996—1999годы не поступали. В документах архивного фонда ТОО «Мир» Токальчик А.П. значится в лицевых счетах за 1996-1998 годы.
В архивной справке №27 от 19.06.2023года также имеются из лицевых счетов за 1996-1998 годы о начислении зарплаты истцу Токальчик А.П. за январь 1996года – 234300=00.
В судебном заседании были допрошены свидетели ФИО7, Свидетель №2 Свидетель №3
Свидетель ФИО7 суду показала, что всю свою жизнь проработала в колхозе Мир, в бухгалтерии колхоза бухгалтером, с 1996 года главным бухгалтером. Колхоз менял свои названия на ТОО «Мир», ООО «Мир». Семья Токальчика приехала в колхоз в 1990 г. Трудовую книжку истцу заполняла другой бухгалтер по заработной плате ФИО1. В 1996 году в колхозе был пожар, все документы сгорели. Поскольку людей в колхозе работало много, стаж надо было всем восстанавливать. Стаж устанавливали по свидетельским показаниям, в колхозе собиралось правление из нескольких человек, которые опрашивали свидетелей и записывали в протокол, поэтому записи у Токальчика А.П. сделаны на основании протокола собрания правления. Затем все документы посылали в Кострому в комиссию по чрезвычайным ситуациям. Когда документы вернулись из Костромы и актом областной межведомственной комиссии им подтвердили стаж, тогда в 2002г. заполнили и ее трудовую книжку, она тоже выдана после пожара. Трудовая книжка истца заполнялась раньше. Когда собирали документы для направления в комиссию по чрезвычайным ситуациям, истец в колхозе уже не работал, поэтому его документы не отправляли. Документы отправляли в Кострому только на тех, кто на тот момент работал в колхозе.
Судом обозревалась трудовая книжка свидетеля Свидетель №1 из которой видно, что она выдана 01.09.2022г., начало работы 01.08.1969г.. Стаж установлен по свидетельским показаниям с 1969 года по 1996 г.
Свидетель Свидетель №2 и свидетель Свидетель №3 дали аналогичные друг другу показания, из которых следует, что они работали в колхозе «Мир» вместе с ТокальчикомА.П., он работал на разных работах: и механизатором, и шофером, и трактористом, и на комбайне. В 1996году в колхозе был пожар, сгорели все документы. Стаж восстанавливали на основании свидетельских показаний, собиралась комиссия из членов правления колхоза. Трудовые книжки заполняли бухгалтера. Бухгалтеров было в колхозе два и обе ФИО12, одна: Свидетель №1, другая: ФИО1, они заполняли трудовые книжки. На момент когда подтверждали стаж, Токальчик А.П. уже уехал и не работал в колхозе.
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, так как они последовательны, согласованы между собой и материалами дела.
Суд учитывает, что отказ во включении в страховой стаж периодов работы в связи с утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение (в т.ч. на назначение пенсии в установленные законом сроки).
Как установлено судом, трудовая книжка истца сгорела при пожаре в административном здании колхоза «Мир» 09.02.1996года. Вины истца в утрате документов о работе не имеется. Из трудовой книжки истца Токальчика А.П. следует, что дата ее заполнения - 24.11.1997года. Первая запись в трудовой книжке указана: «Общий стаж работы в ТОО «Мир» Межевского района по свидетельским показаниям с октября 1990года по январь 1998года составляет 5 лет 4 месяца. Утверждено Решением Совета ТОО «Мир» пр.№4 от 30.08.1997года». Указанный протокол не сохранился, т.к. на хранение в архив не сдавался, таким образом, документ, подтверждающий установление стажа отсутствует. Однако указанные сведения подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами в их совокупности, в т.ч. показаниями свидетелей, которые подтвердили работу истца в колхозе «Мир» в спорные периоды. Каких-либо доказательств того, что указанная запись является подложной, суду не предоставлено.
Суд считает, что исследованных по делу доказательств в их совокупности достаточно для того, чтобы сделать вывод об обоснованности требований истца по включению спорных периодов в его страховой стаж.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования ТокальчикаА.П. следует удовлетворить: включить в страховой стаж Токальчика А.П. периоды работы в ТОО «Мир» (колхоз «Мир») с октября 1990 года по январь 1996 года.
Пунктом 47 Правил установлено, что исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2октября 2014 года N1015, согласно которым в случае, если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года; если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца (пункт 65);
При таких обстоятельствах, поскольку запись в трудовой книжке не содержит конкретных чисел по периодам работы истца, включению в страховой стаж истца подлежат периоды его работы с 15.10.1990года по 15.01.1996года в соответствии с пунктом 65 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015.
Решением ОФСР по Костромской области от 21.08.2023года № 74762/23 период работы в качестве главы фермерского хозяйства с 12.05.1999г. по 31.12.2001г. не включен в страховой стаж в связи с отсутствием доказательств уплаты страховых взносов за указанный период. Рассматривая требования истца о включении указанных периодов работы в страховой стаж суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяемого с 01 января 2015 г., в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 Правил N 1015 периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Аналогичные положения были предусмотрены действовавшим до 1 января 2015г. законодательством.
В соответствии с пунктом 15 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N555 (действовали до 1 января 2015г.), периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, к уплате страховых взносов при применении указанных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001г. - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Таким образом, как действующим, так и ранее действовавшим законодательством в качестве обязательного условия для включения периода работы в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства в стаж (страховой, общий трудовой, "сельский"), начиная с 1 января 1991г., является уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С учетом изложенного, периоды осуществления истцом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть включены в страховой стаж только при условии уплаты за эти периоды страховых взносов на пенсионное страхование.
Из записей в трудовой книжке, выписке из ЕГРИП от 06.10.2023года следует, что Токальчик А.П. 12.05.1999года создал фермерское хозяйство без образования юридического лица, а прекратил свою деятельность 19.04.2004 года.
Согласно сведениям ОСФР по Костромской области уплата страховых взносов произведена в 2005 году за 2002 год, 2003 год и 1 квартал 2004 года (по 19.04.2004 года).
Из ответа УФНС России по Костромской области от 25.03.2024года № 4400-00-11-2024/003585 на заявление Токальчика А.П. следует, что в архиве УФНС России по Костромской области налоговые декларации по ведению им предпринимательской деятельности за период с 12.05.1999 по 31.12.2001 отсутствуют. В соответствии с приказом ФНС России от 02.11.2021года «Об утверждении перечня документов, образующих в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения» срок хранения бухгалтерских отчетов, налоговых деклараций (расчетов) и приложений к ним индивидуальных предпринимателей, представленных налогоплательщиками в налоговый орган, составляет 5 лет (налоговые декларации индивидуальных предпринимателей по 2022 год включительно – 75 лет).
В материалы дела истцом представлено платежное поручение №4 от 02.07.2001года об оплате Токальчиком А.П. единого социального налога, зачитываемого в пенсионный фонд РФ на сумму 1261 рублей за 2000 год, с отметкой оплачено.
Из справок № 34569254, №49226 УФНС России по Костромской области следует, что налогоплательщик Токальчик А.П. по состоянию на 04.03.2024года не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд полагает возможным включить в страховой стаж периоды работы истца с 12.05.1999года по 31.12.2001г в качестве главы крестьянского хозяйства, поскольку материалами дела подтверждается, что в спорные периоды истцом были исполнены обязанности по уплате страховых взносов на пенсионное страхование, задолженности по налогам и взносам не имеется.
Доказательств, опровергающих доводы истца по данным периодам материалы дела не содержат и ответчиком не представлено. В связи с чем, имеются основания для удовлетворения исковых требований о включении в страховой стаж периода работы в качестве главы фермерского хозяйства.
Истцом заявлены требования о включении в специальный стаж по списку №2 для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы в качестве машиниста (кочегара) котельной в ООО «Тепловые сети» с 01.11.2016г. по 30.04.2017г., с 04.10.2017г. по 31.01.2018 г.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно п.2 ч.1 ст.30 настоящего Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Частью 2 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п."б" ст.1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Частью 3 статьи 30 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе XXXIII "Общие профессии" предусматривает: машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (код позиции 23200000-13786).
С учетом вышеприведенных норм закона право одним из условий для назначения пенсии по Списку N 2 от 1991 года (раздел XXXIII, позиция 23200000а-13786) является документальное подтверждение того, что топливом для котлов служил уголь или сланец.
Решением ОФСР по Костромской области от 21.08.2023 года №74762/23 в специальный стаж по списку №2 для назначения досрочной страховой пенсии не включены спорные периоды работы в качестве машиниста (кочегара) котельной в ООО «Тепловые сети» с 01.11.2016 г. по 30.04.2017г., с 04.10.2017г. по 31.01.2018 г., так как сведениями индивидуального (персонифицированного) учета заявителя не подтверждаются особые условия труда, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с разделом XXXIII "Общие профессии" пунктом 23200000 - 13786 Списка N 2, в графе "особые условия труда" за спорные периоды отсутствует код, который определяет особые условия труда. Согласно результатам специальной оценки условий труда, действующей с 01.11.2016года по 31.01.2018года, класс условий труда по данному месту работы был определен как оптимальный, дополнительный тариф не начислялся. Документально не подтверждена 80% занятость в качестве машиниста (кочегара) котельной на угле.
Согласно копиям трудовых договоров от 07.10.2018года, от 04.10.2017года, от 01.10.2016года, заключенных Токальчиком А.П. с ООО «Тепловые сети», приказов о приеме на работу от 30.09.2016года, от 03.10.2017года, о прекращении трудового договора от 18.05.2017 года, рабочим местом истца являлась котельная № 17.
Из материалов пенсионного дела Токальчика А.П. также следует, что периоды работы в ООО «Теплосеть» в качестве машиниста (кочегара) котельной № 17 с 14.10.2012г по 30.11.2012г; в ООО «Тепловые сети» с 01.12.2012 г. по 09.05.2013 г., с 26.09.2013 г. по 11.05.2014 г.; с 30.09.2014г по 09.05.2015г; с 03.10.2015г по 10.05.2016г; с 01.10.2016г по 31.10.2016г; с 01.02.2018г. по 30.04.2018г; с 07.10.2018 г. – 04.05.2019 г.; с 28.09.2019г. по 08.05.2020г.; с 30.09.2020г. по 11.05.2021г., в МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация» с 15.10.2021г. по 11.05.2022г.; с 22.09.2022г по 03.05.2023года включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, который составил в общей сложности 5 лет 9 месяцев.
Профессия работника определяется не только ее наименованием, но и характером выполняемых работ. При определении права на льготную пенсию работнику необходимо подтвердить не только место работы, но и особый характер выполняемой работы, ее выполнение с определенными материалами, сырьем, технологический процесс, то есть установить полное соответствие между фактически выполняемой работой конкретным работником и работой, предусмотренной списками.
Согласно Уставу ООО «Тепловые сети», одним из основных видов деятельности Общества являются: организация в границах городского округа г.Мантурово теплоснабжения и горячего водоснабжения населения города; предоставление предприятиям, организациям услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Согласно справке по материалам наблюдательного дела страхователя ООО «Тепловые сети» от 02.06.2023года №463, Токальчик А.П. работал в должности машиниста (кочегар) котельной № 17 с 01.12.2012года по 09.05.2013 года; с 26.09.2013г по 11.05.2014г; с 30.09.2014г по 09.05.2015г; с 03.10.2015г по 10.05.2016г; с 01.10.2016г по 22.05.2017г; с 04.10.2017г по 09.05.2018г; с 07.10.2018г по 04.05.2019г; с 28.09.2019г по 08.05.2020г; с 30.09.2020года по 11.05.2021года.
Достоверность сданных индивидуальных сведений за 2013-2015годы в части льготного стажа за 2013-2015годы подтверждена приложением к акту выездной проверки №8 от 12.09.2016года. Согласно базе ФГИС СОУТ специальной оценкой условий труда от 25.08.2016года машинисту (кочегару) котельной установлен класс (подкласс) условий труда 2; право на льготное пенсионное обеспечение «Нет». Согласно базе ФГИС СОУТ специальной оценкой условий труда от 26.01.2018 года машинисту (кочегару) котельной № 17 установлен класс (подкласс) условий труда 3.2; право на льготное пенсионное обеспечение – «Да».
Результаты специальной оценки условий труда от 25.08.2016 года, по которым класс условий труда по данному месту работы был определен как оптимальный, и дополнительный тариф не начислялся, действовали с 01.11.2016 года по 31.01.2018 года.
Из заключения №1435 от 21.08.2023года по рассмотрению вопроса реализации прав застрахованного лица Токальчика А.П. следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда зачтены периоды работы в ООО «Тепловые сети в качестве машиниста (кочегара котельной) на угле: с 01.12.2012 по 09.05.2013 г.; с 26.09.2013 г. по 11.05.2014 года; с 30.09.2014 года по 09.05.2015 года; с 03.10.2015 года по 10.05.2016 года; с 01.10.2016 года по 31.10.2016 года; с 01.02.2018 года по 30.04.2018 года; с 07.10.2018 года по 04.05.2019 года; с 28.09.2019 года по 08.05.2020 года; с 30.09.2020 года по 11.05.2021 г.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица содержащим сведения о страховом стаже истца, в спорные периоды работы в качестве кочегара котельной в ООО «Тепловые сети» сведения за периоды работы Токальчика А.П. в ООО «Тепловые сети» представлены с 01.11.2016 года по 22.05.2017года, с 04.10.2017года по 31.01.2018 года и с 01.05.2018 года по 09.05.2018 года без кода особых условий труда. При этом, в периоды работы истца на той же работе в том же предприятии ООО «Тепловые сети» с 01.04.2013 г. по 09.05.2013 г.; с 26.09.2013 г. по 30.09.2013года; с 01.04.2014г по 11.05.2015г; с 30.09.2014г. по 30.09.2014г.; с 01.04.2015г. по 09.05.2015г.; с 01.04.2016г. по 10.05.2016г.; с 01.02.2018года по 30.04.2018 года; с 01.01.2019года по 04.05.2019года; с 28.09.2019года по 20.11.2019года; с 01.01.2020года по 08.05.2021г. в графе "особые условия труда" проставлен код особых условий труда, то есть начислялся дополнительный тариф.
Работодателем произведена уплата дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР за 2018год (с февраля по апрель, с октября по декабрь), за 2019год (с января по май, с сентября по декабрь), за 2020 год (с января по май, с сентября по декабрь), за 2021год (с января по май).
Из табелей учета рабочего времени усматривается, что с ноября 2016года по апрель 2017года, с октября 2017 года по январь 2018 года Токальчик А.П. машинист котельной № 17, работал полные рабочие смены.
Судом установлено и из материалов пенсионного дела также следует, что топливо в котельной № 17 ООО «Тепловые сети» использовало в период с ноября по декабрь 2016года, с января по март 2017 года – 100% уголь, апрель 2017 года - 89,6 % уголь, с октября по декабрь 2017 года – 100% уголь, с января по апрель 2018 года – 100% уголь. Таким образом, материалами дела подтверждается, что котельная №17 в спорные периоды времени работала на угле.
В судебном заседании по ходатайству истца обозревались материалы гражданского дела №2-131/2018 по иску ФИО8 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Мантурово Костромской области (межрайонное), ООО «Мантуровские тепловые сети» о признании незаконным решения ГУ-УПФР в г. Мантурово Костромской области (межрайонное) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в льготный стаж для назначения пенсии и назначении досрочной пенсии по старости с даты обращения с заявлением.
Согласно данным, имеющимся в указанном гражданском деле, в целях реализации положений ТК РФ, Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" приказом №33 от 31.08.2015 г по ООО «Тепловые сети» была назначена экспертиза оценки условий труда. Был заключен договор с ООО «Эталон АРМ» для проведения обследования рабочих мест и идентификации факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах ООО «Тепловые сети». В экспертном заключении №15/Ч/14/ЭЗ от 24.08.2016года, рабочему месту – машинист (кочегар) котельной был присвоен 2 класс условий труда. В связи с тем, что 2 класс условий труда является оптимальным, он не подразумевает под собой дополнительных гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику: повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, лечебно-профилактическое питание, право на досрочное назначение страховой пенсии и т.д. с оценкой, проведенной ООО «Эталон АРМ» администрация и работники ООО «Тепловые сети» были не согласны и обратились в Государственную инспекцию труда в Костромской области.
После проведения проверки Государственной инспекцией труда в Костромской области ООО «Тепловые сети» было установлено, что ООО «Эталон АРМ» был нарушен установленный порядок проведения оценки условий труда, в результате чего итоговый класс условий труда был установлен неправильно. 21.08.2017года Государственной инспекцией труда в Костромской области в адрес ООО «Тепловые сети» внесено представление, согласно которому инспекция требовала провести внеплановую специальную оценку условий труда машинистов котельных ООО «Тепловые сети».
Согласно заключению эксперта №17/Ч/68/ЗЭ ООО «Эталон-АРМ» от 01.02.2018года по результатам проведения специальной оценки условий труда ООО «Тепловые сети» передан отчет. Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда - рабочему месту машинист (кочегар) котельной №17 присвоен итоговый класс (подкласс) условий труда – 3.2.
С данной оценкой истец был ознакомлен, что подтверждается его подписью в карте специальной оценки условий труда №76А, представленной истцом в материалы настоящего дела. Согласно карте специальной оценки условий труда, установленных по результатам обследования условий труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам - рабочему месту машинист (кочегар) котельной присвоен итоговый 3.2 класс условий труда. Данный класс предполагает дополнительные гарантии и компенсации, в том числе льготное пенсионное обеспечение (досрочный выход на пенсию).
В силу ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет).
Сторонами не оспаривалось, что в спорные периоды, истец продолжал работать в той же должности машинист (кочегар) котельной (на угле) на одном и том же рабочем месте, условия труда и трудовые обязанности истца не изменялись как до проведения специальной оценки условий труда в ООО «Тепловые сети» специалистами ООО «Эталон – АРМ», так и после нее.
Частью 6 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные п.п. 1 - 18 ч.1 настоящей статьи, имевшие место после 01.01.2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 НК РФ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные п. п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. п. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Положения, указанные в ч. 6 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, ранее были предусмотрены п.3 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (далее - Федерального закона N 173-ФЗ).
Обязанность начислять и уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ, была возложена на страхователей с 01.01.2013 и нормой ст.33.2 Федерального закона N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
Согласно ч.8 ст.35 Федерального закона N 400-ФЗ положения ч. 6 ст. 30 того же Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в п.п.1 - 18 ч.1 ст.30 вышеуказанного Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Вместе с тем, суд считает, что неисполнение страхователями обязанности по начислению и уплате страховых взносов по соответствующим тарифам, а также по проставлению в лицевом счете кода особых условий труда, не должно препятствовать работнику в реализации его трудовых и пенсионных прав.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения, выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
То обстоятельство, что сведения в пенсионный фонд за спорные периоды сданы работодателем общими условиями, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца, поскольку сведения о застрахованном лице, в том числе и код особых условий труда должен предоставлять страхователь в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Неисполнение работодателем обязанности по предоставлению в пенсионный орган сведений индивидуального (персонифицированного) учета о характере осуществляемой работником трудовой деятельности, равно как не уплата дополнительного тарифа, установленного с 01.01.2013, не может являться безусловным основанием для отказа в зачете в страховой стаж спорных периодов трудовой деятельности (как в общий, так и в специальный) и умалять право застрахованного лица на пенсионное обеспечение,
Пленум Верховного Суда РФ в п.9 постановления от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10.07.2007 N9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Указанным постановлением Конституционного Суда РФ признаны противоречащими Конституции РФ п. 1 ст. 10 Федерального закона N 173-ФЗ и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Таким образом, на работника, как застрахованного лица по обязательному пенсионному страхованию, не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховых сумм в Пенсионный фонд РФ.
Учитывая, что дополнительный тариф, установленный для работодателей к уплате с 01.01.2013 года, является страховым взносом и направлен на финансирование страховой части пенсии, отсутствие начислений дополнительного тарифа для страховых взносов по льготной профессии, само по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для включения спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ, поскольку ненадлежащее исполнение со стороны работодателя своих обязанностей, установленных законом, не может нарушать право истца на включение периодов его работы в специальный трудовой стаж.
На основании исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что период работы истца Токальчика А.П. с 01.11.2016года по 30.04.2017года, с 04.10.2017года по 31.01.2018года, в качестве машиниста (кочегара) котельной №17 на угле в ООО «Тепловые сети» подлежит включению в специальный стаж, в связи с работой с вредными (тяжелыми) условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Возникновение у Токальчика А.П. права на назначение пенсии по старости на льготных условиях, не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что работодатель не произвел начислений на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица дополнительного тарифа для страховых взносов по льготной профессии, не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный Фонд.
При выполнении работы в спорные периоды истец подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, с наличием которых законодатель связывает возникновение права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением деятельности в качестве машиниста (кочегара) котельной на угле.
В связи с чем, является незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области №74762/23 от 21.08.2023года в части не включения периодов работы истца с 15.10.1990года по 15.01.1996года в ТОО «Мир» (колхоз «Мир»), с 12.05.1999г. по 31.12.2001г. в качестве главы фермерского хозяйства - в страховой стаж; в ООО «Тепловые сети» машинистом (кочегаром) котельной с 01.11.2016года по 30.04.2017года; с 04.10.2017года по 31.01.2018года - в специальный стаж по Списку № 2.
В соответствии со статьей 22 Закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом суммирования включенных ответчиком в специальный стаж периодов работы - 5 лет 9 месяцев, в страховой стаж - 21 год 21день и периодов работ, подлежащих включению решением суда по настоящему делу, суд приходит к выводу, что продолжительность специального стажа Токальчика А.П., дающего право на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ на момент обращения к ответчику с заявлением, составит более 06 лет 03 месяцев, страховой стаж более 25 лет, что с учетом положений названной нормы дает истцу право на назначение пенсии по указанному основанию с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, предусмотренного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, по состоянию на 31.12.2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В связи с чем, отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области в назначении пенсии является также неправомерным.
В силу разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением указанный орган, либо с более раннего срока, если это установлено данным Законом.
В этой связи, имеются оснований для возложения на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии с 31.05.2023 года – достижении возраста 58 лет.
Истцом заявлялись только неимущественные исковые требования, при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, которая подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях РФ», ст.194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Токальчика Анатолия Павловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области о включении в страховой и специальный стаж периодов трудовой деятельности, назначении страховой пенсии по старости, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию – удовлетворить.
Признать решение ОФСР по Костромской области от 21.08.2023года № 74762/23 в части отказа в установлении досрочной страховой пенсии по старости и не включения периодов работы истца с 15.10.1990года по 15.01.1998года в ТОО «Мир»; с 12.05.1999года по 31.12.2001года в качестве главы фермерского хозяйства в страховой стаж; с 04.10.2017года по 31.01.2018года в ООО «Тепловые сети» машинистом (кочегаром) котельной в специальный стаж по Списку № 2 - незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области (ИНН4401001182, ОГРН 1024400517580)гор.Кострома ул.Комсомольская включить периоды работы Токальчика Анатолия Павловича ( паспорт 3409 №977094) с 15.10.1990года по 15.01.1998года в ТОО «Мир» (колхоз Мир), с 12.05.1999 года по 31.12.2001года в качестве главы фермерского хозяйства - в страховой стаж; период с 04.10.2017года по 31.01.2018года в ООО «Тепловые сети» в качестве машиниста (кочегара) котельной - в специальный стаж по Списку № 2, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области назначить Токальчику Анатолию Павловичу страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 31.05.2023 года.
Взыскать с ГУ ОСФР по Костромской области в пользу Токальчика А.П. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: О.А Праздникова