№ 2-№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» июля 2014 года ст. Боковская
Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующей судьи Заяц Р.Н.,
при секретаре Поповой И.А.,
с участием помощника прокурора Боковской межрайонной прокуратуры Лопарева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП Главе К(Ф)Х Космацкому Александру Степановичу о запрещении эксплуатации транспортного средства до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данного транспортного средства техническим нормам выбросов,
У С Т А Н О В И Л:
Боковский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Главе К(Ф)Х Космацкому А.С. о запрещении эксплуатации транспортного средства - трактора <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данного транспортного средства техническим нормам выбросов.
Сослался на то, что Боковской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения главой крестьянского (фермерского) хозяйства Космацким А.С. требований законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха.
Согласно Федеральному закону от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
В ст. 1 Закона № 96-ФЗ закреплено, что под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух понимается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 вышеуказанного закона транспортные средства и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 года № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух», установлена обязанность проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе в отношении автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин, маневровых, магистральных тепловозов, воздушных судов гражданской авиации начиная с 2003 года.
При этом проверки тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин осуществляются органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра этих видов техники.
Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 № 1013 «О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием» утверждены Правила проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием, согласно которым настоящие Правила устанавливают порядок и периодичность проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием.
В настоящих Правилах под самоходными машинами и другими видами техники (далее - машины) понимаются тракторы, самоходные дорожностроительные и иные машины, за исключением колесных внедорожных мототранспортных средств, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепы к ним.
Согласно п. 5 Правил машины подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью: внедорожные автотранспортные средства,
предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более 8 сидячих мест, - каждые 6 месяцев; остальные машины - ежегодно.
В соответствии с п. 12. по результатам технического осмотра машины оформляется один из следующих документов о прохождении технического осмотра:
а) свидетельство о прохождении технического осмотра (в случае соответствия машины требованиям безопасности);
б) акт технического осмотра (в случае выявления несоответствия машины какому-либо из требований безопасности).
Как установлено в ходе проводимой прокуратурой проверки, глава К(Ф)Х Космацкий А.С. владеет на праве собственности трактором <данные изъяты> (государственный регистрационный знак №
Согласно информации от ДД.ММ.ГГГГ № №, полученной от главного государственного инженера-инспектора гостехнадзора Боковского района, указанное транспортное средство эксплуатируется главой К(Ф)Х Космацким А.С. без прохождения обязательного технического осмотра в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации. Из указанной информации усматривается, что последний раз государственный технический осмотр трактора <данные изъяты> (государственный регистрационный знак №) проводился Космацким А.С. ДД.ММ.ГГГГ года.
Факт нарушения также подтверждается письменным объяснением Космацкого А.С., согласно которому технический осмотр трактора <данные изъяты> (государственный регистрационный знак №) он не проводит в связи с тяжелым материальным положением.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» утверждены основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр.
На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Дальнейшая эксплуатация главой К(Ф)Х Космацким А.С. транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр, в том числе и на соответствие выбросов, которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, может оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду, атмосферный воздух, нарушить права граждан на благоприятную среду обитания, что в свою очередь нарушает требования ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Таким образом, при выявленном грубом нарушении природоохранного законодательства со стороны главы К(Ф)Х Космацкого А.С. и отсутствии должного реагирования, останутся незащищенными права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В судебном заседании прокурор Лопарев А.А. поддержал иск.
Ответчик Космацкий А.С. в суд не явился, о дне слушания дела был надлежаще извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В адресованном суду письменном заявлении ответчик иск прокурора признал.
(л.д. 42)
Представитель третьего лица Управления «Ростовобгостехнадзор» в суд не явился, о дне слушания дела был надлежаще извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом принято признание иска ответчиком, так как такое признание не противоречит закону, не нарушает права и интересы других лиц.
Выслушав доводы прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Боковского межрайонного прокурора удовлетворить.
Запретить ИП Главе К(Ф)Х Космацкому Александру Степановичу эксплуатацию транспортного средства - трактора <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данного транспортного средства техническим нормам выбросов.
Взыскать с ИП Главы К(Ф)Х Космацкого Александра Степановича в доход муниципального бюджета района государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующая