РЕШЕНИЕ
06 марта 2020 года г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Доронин С.В., рассмотрев в упрощенном (письменном) порядке административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Красноярскому краю к Овчинникову Е.Е. о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по Красноярскому краю обратилась в Зеленогорский городской суд Красноярского края с административным иском к Овчинникову Е.Е. о взыскании задолженности: по транспортному налогу в размере 4 745 руб., в том числе сумму недоимки по налогу за 2017 г. в размере 4 745 руб., и пени в размере 435,33 руб. по ОКТМО 1475500за 2015 г. в размере 0,19 руб., по ОКТМО 04737000 за 2015 г. в размере 162,99 руб., за 2016 г. в размере 204,21 руб., за 2017 г. в размере 68,13 руб.; по налогу на имущество в размере 142 руб., в том числе сумму недоимки по налогу за 2017 г. в размере 142 руб., пени в размере 19,07 руб., в том числе за 2014, 2015, 2016 г. а размере 17,03 руб., за 2017 г. в размере 2,04 руб.
Требования мотивированы тем, что ответчик добровольно не исполнил обязанность по уплате транспортного налога, начисленного: по ОКТМО 14755000 за 2015 год 1475 руб. (на дату направления заявления налог сторнирован), и по ОКТМО 04737000 за 2015 год 3360 руб. (на дату направления заявления налог сторнирован), за 2016 4210 год руб. (на дату направления заявления налог сторнирован), за 2017 год 4 745.00 руб. Инспекцией начислена пеня в сумме 435.33 руб., в т.ч. по ОКТМО 14755000 за 2015 год сумма пени 0.19 руб. и по ОКТМО 04737000 за 2015 год сумма пени 162.99 руб., за 2016 год сумма пени 204.21 руб., за 2017 год сумма пени 68,13 руб. Ответчик добровольно не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, начисленного: за 2014 год 781,19 руб. (на дату направления заявления налог сторнирован), за 2015 год 138 руб. (на дату направления заявления налог сторнирован), за 2016 год 144 руб. (на дату направления заявления налог сторнирован), за 2017 год 142.00 руб. Инспекцией начислена пеня в сумме 19.07 руб., в т.ч. за 2014,2015, 2016 год сумма пени 17.03 руб., за 2017 год сумма 2.04 руб. руб.
Представитель административного истца просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик возражений в суд не предоставил.
На основании п. 3 ст. 291 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства в сроки, установленные ст. 292 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, рассмотрев настоящее дело в пределах заявленных исковых требований, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно под. 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из приведённых законоположений следует, что до истечения трёх лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога и пеней налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании этих платежей за счет имущества физического лица лишь в случае, если общая сумма налога и пеней превышает 3 000 рублей.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определённого налога, по которым истёк срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
В силу ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 1 ст. 409 НК РФ в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 320-ФЗ).
Судом установлено, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № по Красноярскому краю состоит Овчинников Е.Е., ИНН №, который является плательщиком транспортного налога и налога на имущества физических лиц.
Административный ответчик имеет в собственности объекты налогообложения:
- автомобиль марки Mitsubishilancercedia, государственный регистрационный знак № <данные изъяты> года выпуска, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- автомобиль марки ГАЗ53, государственный регистрационный знак №, <данные изъяты> года выпуска, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ; - жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес> дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ;
- жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес> дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по Красноярскому краю вынесено налоговое уведомление № в отношении Овчинникова Е.Е. об уплате налога на имущества физических лиц за 2014 г. в размере 781,19 руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ На дату направления заявления налог сторнирован.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по Красноярскому краю вынесено налоговое уведомление № в отношении Овчинникова Е.Е. об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 319 руб., транспортного налога в размере 1 475 руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ На дату направления заявления налог сторнирован.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по Красноярскому краю вынесено налоговое уведомление № в отношении Овчинникова Е.Е. об уплате транспортного налога за 2015, 2016 г. в размере 7 570 руб., об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 354 руб.
В связи с неуплатой налога в срок, административному ответчику выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате общей задолженности по налогам и пени в размере 9 836,38 руб., которое необходимо исполнить ответчику в срок до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по Красноярскому краю вынесено налоговое уведомление № в отношении Овчинникова Е.Е. об уплате транспортного налога за 2017 г. в размере 4 745 руб., налога на имущество физических лиц в размере 367 руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В связи с неуплатой налога в срок, административному ответчику выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате общей задолженности по налогам в размере 17 390,95 руб., которое необходимо исполнить ответчику в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Межрайонная инспекция ФНС России № по Красноярскому краю обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 5 341,59 руб., который определением мирового судьи судебного участка № в ЗАТО г. Зеленогорск по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ отменен.
Поскольку предъявленное требование ответчиком не исполнено, истец обратился в суд.
Требованием № от ДД.ММ.ГГГГ был установлен срок для оплаты ДД.ММ.ГГГГ
Исковое заявление поступило в Зеленогорский городской суд ДД.ММ.ГГГГ, после отмены определением мирового судьи судебного приказа о взыскании с Овчинникова Е.Е. недоимки по налогу.
Учитывая, что административным ответчиком не исполнена возложенная на него обязанность по уплате налога, административным истцом соблюдены сроки и порядок взыскания задолженности, недоимка должна быть взыскана в пользу административного истца с административного ответчика.
Доказательств, подтверждающих освобождение от обязанности производить уплату налога, ответчиком суду не представлено.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части взыскания с Овчинникова Е.Е. в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № по Красноярскому краю задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в размере 4 745 руб., пени за 2017 г. в размере 68,13 руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 142 руб., пени в размере 2,04 руб.
Рассматривая заявленные Межрайонной инспекцией ФНС России № по Красноярскому краю требования о взыскании с Овчинникова Е.Е. начисленной пени по транспортному налогу: по ОКТМО 14755000 за 2015 г. сумма пени 0.19 руб. и по ОКТМО 04737000 за 2015 г. сумма пени 162.99 руб., за 2016 г. сумма пени 204.21 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 г. в размере 17,03 руб., суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, установленные НК РФ.
При этом в силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из содержания административного искового заявления и усматривается из материалов административного дела, в исковые требования Истцом включена пеня по налогу на имущество физических лиц за 2014 г.,2015 г., 2016 г., по транспортному налогу за 2015 г., 2016 г. Вопрос о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу административным истцом не ставится, налог на имущество физических лиц за 2014г., 2015 г., 2016 г., транспортный налогу за 2015 г., 2016 г. – сторнирован. В то же время административный истец указывает в иске, что ответчиком оплата налогов практически не производится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов.
В силу пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня исчисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно пункту 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов. Разграничение процедуры взыскания налога и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
В определении от ДД.ММ.ГГГГ N 422-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал на то, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Как уже указано выше, требование об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 г., 2015 г., 2016 г., транспортному налогу за 2015 г., 2016 г. не является предметом поданного налоговым органом административного искового заявления. Из представленных административным истцом в материалы административного дела документов с достоверностью не следует, что налоговым органом принимались меры к принудительному взысканию недоимки по имущественному налогу, служащей основанием к начислению истребуемой в настоящем административном деле пени.
Поскольку имеющимися в деле доказательствами не подтверждены уплата (неуплата) административным ответчиком налога на имущество физических лиц за соответствующие налоговые периоды, а также принятие налоговым органом в случае неуплаты своевременных мер к принудительному взысканию сумм налога за соответствующие налоговые периоды, суд приходит к выводу о том, что оснований для взыскания с Овчинникова Е.Е. начисленной пени не имеется.
Кроме того, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
В силу приведенной правовой нормы задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за налоговые периоды 2014-2016, по транспортному налогу 2015-2016 г. в отношении указанных налоговых платежей на основании судебного акта взысканы быть не могут.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с подп. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи с частичным удовлетворением требований административного истца с Овчинникова Е.Е. подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска освобожден административный истец, в соответствии с подп. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 4 745 ░░░. ░ ░░░░ ░░ 2017 ░. ░ ░░░░░░░ 68,13 ░░░., ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2017 ░. ░ ░░░░░░░ 142 ░░░., ░░░░ ░░ 2017 ░. ░ ░░░░░░░ 2,04 ░░░., ░ ░░░░░ 4 957 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 17 (░░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░