Решение по делу № 2-564/2019 от 22.03.2019

Дело № 2-564/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Выкса 10 апреля 2019 года

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Скучилиной Е.И., с участием истца Прониной Т.И., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по г.о.г.Выкса Нижегородской области Шибаевой И.В., действующей на основании доверенности, при секретаре Модиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прониной Т.И. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Выкса Нижегородской области (межрайонное) о включении в страховой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком и перерасчете пенсии,

У с т а н о в и л :

Пронина Т.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Выкса Нижегородской области (межрайонное) о включении в страховой стаж, дающий право на повышенный фиксированный базовый размер страховой пенсии, периода нахождения Прониной Т.И. в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет- с … года по …. года и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе город Выкса Нижегородской области( межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии Прониной Т.И. с учетом стажа, дающего право на повышенный фиксированный базовый размер страховой пенсии, то есть времени нахождения ее в отпусках по уходу за ребенком, с ….. года.

В обоснование заявленных требований Прониной Т.И. указано, что с … года ей за работу на Крайнем Севере в соответствии со ст.14 Закона РСФСР от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях РСФСР» назначена досрочная трудовая пенсия. Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается женщинам по достижении …. лет, если они проработали не менее … календарных лет в районах Крайнего Севера, либо менее … календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее … лет. При подсчёте ее северного стажа в целях определения права на повышенный размер фиксированной выплаты страховой пенсии с …. г. был включён период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до.. лет за период с.. г. по.. года. Расчет пенсии производился с учётом страхового стажа …….

В связи с реализацией ФЗ от 1.12.2007года №312-Ф3, Управление Пенсионного фонда РФ по Навашинскому району в марте 2018 года приняло решение об исключении из стажа, дающего права на повышенный фиксированный размер страховой пенсии периода нахождения ее в отпуске по уходу за детьми до 1,5 лет, таким образом, ее стаж работы в районах Крайнего Севера без периода ухода за ребенком до достижения возраста до 1,5 лет составил 14 лет 06 месяцев 06 дней, что меньше требуемых 15 календарных лет. Поэтому фиксированный базовый размер пенсии был установлен на общих основаниях, а общий размер пенсии был уменьшен.

С данным решением она не согласна. Считает, что период нахождения ее в отпуске уходу за ребёнком до.. лет с …. по ….. должен быть включён в специальный стаж для определения права на повышенный фиксированный размер страховой пенсии.

До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. №3543-1 «О внесении изменений дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Пронина Т.И. находилась в отпуске по уходу за ребёнком до вступления в силу вышеуказанного закона.

Кроме того, в период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей, в п.2 которого предусматривалось, что с 1.12.1989г. указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Таким образом, истец, находясь в отпуске по уходу за ребёнком, руководствовалась действующим в тот период законодательными актами, определяющими продолжительность специального трудового стажа и рассчитывала на правовые последствия именно такого исчисления стажа.

В судебном заседании Пронина Т.И. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика- ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в городском округе город Выкса Нижегородской области (межрайонное) Шибаева И.В. исковые требования не признала и пояснила, что Пронина Т.И. является получателем пенсии с …..года. Пенсия назначена в соответствии со ст. 14 Закона РСФСР от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». При назначении пенсии Прониной Т.И. в специальный стаж был включен период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком. Установление повышенных размеров базовых частей пенсии по старости лицам, проработавшим не менее …календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее … календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеющим требуемый страховой стаж, предусмотрено Законом от 01.12.2007г. №312-ФЗ. Поскольку новое правовое регулирование введено с 1 января 2008г. впервые, исчисление стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для реализации Закона № 312-ФЗ производится без учета норм ранее действовавшего законодательства с применением Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. №516, которыми не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком. Права на повышенный фиксированный размер страховой части страховой пенсии у Прониной Т.И. не имеется.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит следующее.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03.06.2004 г. №11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19 части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Судом установлено, что Прониной Т.И. с ….0 года за работу на Крайнем Севере в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» назначена досрочная трудовая пенсия.

На основании ст. 14 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 312-ФЗ (абз. 1, 2 пп. "а" п. 1 ст. 1) дополнил ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пунктом 4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при наличии одновременно двух условий: стажа работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 15 календарных лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).

Согласно п. 7 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 руб. в месяц.

В соответствии с ч. ч. 4, 6 ст. 17 ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в РКС и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Лицам, работавшим как в РКС, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в РКС в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к РКС, считается за девять месяцев работы в РКС.

Расчет пенсии Прониной Т.И. ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в городском округе город Выкса Нижегородской области (межрайонное) производится с учетом общего страхового стажа …... Стаж работы в районах Крайнего Севера для расчета повышенного фиксированного размера страховой пенсии составляет ….. Время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до … лет с …. года по …. года включен территориальным пенсионным органом в подсчет стажа для определения права на пенсию, но не для определения права на повышенный фиксированный размер страховой пенсии.

В соответствии с требованиями действующего в указанный период законодательства, отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком подлежали зачету в стаж работы по специальности, то есть фактически эти периоды были приравнены к периодам работы. Только в связи с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25.09.1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу с 06.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В период нахождения истца в отпусках по уходу за ребенком также действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», в п.2 которого предусматривалось, что с 01.12.1989 указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Кроме того, судом учитываются положения пункта 7 постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", из которого следует, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Поскольку истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком во все виды стажей, в связи с этим такой же порядок исчисления стажа в отношении нее должен сохраниться.

Учитывая, что ч.2 ст.6, ч.4ст.15, ч.1 ст.ст.17, ст.ст. 18,19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, учитывая, что период нахождения Прониной Т.И. в отпуске по уходу за ребенком в силу действующего на тот период законодательства подлежали включению в специальный стаж, в том числе в стаж работы в РКС, более того ГУ УПФ РФ по Выксунскому району при определении права Прониной Т.И. на досрочное назначение пенсии включило в специальный стаж, в том числе стаж работы в РКС данный период отпуска, оснований для того, чтобы не учитывать указанный период нахождения Прониной Т.И. в отпуске по уходу за ребенком при определении права на установление повышенного размера фиксированной базовой части пенсии, не имеется.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом изложенного, исковые требования Прониной Т.И. суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прониной Т.И. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе город Выкса Нижегородской области (межрайонное) включить в страховой стаж, дающий право на повышенный фиксированный базовый размер страховой пенсии, период нахождения Прониной Т.И. в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет- с … года по …. года и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе город Выкса Нижегородской области(межрайонное) произвести перерасчет размера пенсии Прониной Т.И. с учетом стажа, дающего право на повышенный фиксированный базовый размер страховой пенсии, то есть времени нахождения ее в отпусках по уходу за ребенком, с ……

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья - Скучилина Е.И.

2-564/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пронина Татьяна Ивановна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.о.г. Выкса Нижегородской области
Суд
Выксунский городской суд Нижегородской области
Судья
Скучилина Е И
Дело на сайте суда
viksunsky.nnov.sudrf.ru
22.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2019Передача материалов судье
22.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2019Подготовка дела (собеседование)
10.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2019Судебное заседание
06.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2020Подготовка дела (собеседование)
05.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2020Дело оформлено
05.04.2020Дело передано в архив
10.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее