Р Е Ш Е Н И Е

г. Петровск-Забайкальский                                                       05 мая 2017 года

Судья Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края Селюк Д.Н.,

с участием:

представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю Б и Спасской В.В., действующих на основании доверенностей,

при секретаре 0,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Разрез Тигнинский» на постановление от 10.03.2017 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Росприроднадзора по Забайкальскому краю Спасской В.В. о привлечении ООО «Разрез Тигнинский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

     Генеральный директор ООО «Разрез Тигнинский» К обратился в суд с жалобой о признании незаконным и отмене постановления от 10.03.2017 года о привлечении ООО «Разрез Тигнинский» к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 800000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ. В обоснование жалобы указано, что оспариваемое постановление вынесено с существенными нарушениями процессуальных и материальных норм, так как государственным органом нарушен порядок уведомления о проведении проверки, порядок проведения проверки в отношении юридического лица, порядок привлечения юридического лица к административной ответственности и неверно истолкованы нормы материального права в части отсутствия у юридического лица документации, в том числе ее полноты и достоверности, предоставляющей право производства работ на объекте.

     ООО «Разрез Тигнинский», уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, участия представителя в судебных заседаниях не обеспечило, дополнений к жалобе или каких-либо доказательств в подтверждение содержащихся в ней доводов не представило, при этом каких-либо ходатайств от него не поступало.

     В судебном заседании Б и Спасская В.В. просили в удовлетворении жалобы отказать, пояснив, что по результатам проведенной 02.03.2017 года плановой проверки, о чем общество было надлежаще извещено, ООО «Разрез Тигнинский» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ. В соответствии со ст. 23.22 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении и привлечение лица к ответственности входит в полномочия старшего государственного инспектора Спасской В.В.. ООО «Разрез Тигнинский» не было представлено никаких дополнительных материалов по результатам проверки. Нарушения, выявленные на ООО «Разрез Тигнинский», ведут к потерям углы, то есть к ущербу, вследствие чего оснований для замены наказания в виде штрафа предупреждением не имелось, как не представлено каких-либо документов, позволяющих назначить наказание в виде штрафа в размере, менее минимально предусмотренного санкцией статьи закона за совершенное административное правонарушение.

     Выслушав Б и Спасскую В.В., изучив доводы жалобы и проверив материалы дела, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы ООО «Разрез Тигнинский», исходя из следующего.

     Частью 1 ст. 8.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе юридических лиц, за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.

     Согласно постановлению Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах (п. 2), в проектную документацию включаются мероприятия по рациональному использованию и охране недр (абз. «б» п. 12).

     Согласно п. 31 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России № 71 от 06.06.2003 года, строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.

     В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 года, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

     Согласно ст. 23.2 указанного Закона, разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

     В соответствии со ст. 29 того же Закона, предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр местного значения для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет.

     Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2001 года № 921 «Об утверждении правил утверждения потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений» в редакции постановления Правительства от 03.02.2012 года № 82, при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (п. 4).

     Распоряжением руководителя Росприроднадзора по Забайкальскому краю № 6-р от 13.01.2017 года подтверждается принятие решения о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Разрез Тигнинский», которое об этом письменно уведомлено 20.01.2017 года.

     Согласно акту проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю юридического лица № ВЗНАТ-030 от 02.03.2017 года в ходе проверки ООО «Разрез Тигнинский» установлены нарушения в сфере соблюдения требований законодательства РФ о недрах, выразившиеся в том, что ООО «Разрез Тигнинский» не имеет утвержденного в установленном порядке технического проекта на разработку месторождения, не имеет документа, обосновывающего уточненные границы ГО в целях обеспечения рационального использования охраны недр при разработке месторождения, при разработке месторождения в 2014-2015 годах без утвержденного в установленном порядке технического проекта допущены не согласованные в установленном порядке (сверхнормативные) потери, работы по добыче полезных ископаемых проводятся при отсутствии утвержденной в установленном порядке проектной документации, чем нарушены п.п. 20, 31 Правил охраны недр, ст. 22 ч. 2 п. 2, 23.2 Закона «О недрах», п. 30 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ.

     Письменным уведомлением о явке для составления протокола об административном правонарушении № 02-22/159 от 27.02.2017 года подтверждается направление в адрес ООО «Разрез Тигнинский сообщения о необходимости явки 03.03.2017 года к 16 часам 30 минутам представителя в Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю по адресу <адрес> для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, по факту внепроектной разработки ООО «Разрез Тигнинский» участка недр Зугмарский, повлекшей сверхнормативные потери полезного ископаемого.

     03.03.2017 года в г. Чита старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Росприроднадзора по Забайкальскому краю Спасской В.В. при непосредственном участии представителя ООО «Разрез Тигнинский» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении указанного юридического лица. В протоколе указано, что ООО «Разрез Тигнинский» использует участок недр Зугмарский Тарбагатайского буроугольного месторождения, расположенный в Забайкальском крае, Петровск-Забайкальском административном районе, в 3 км юго-западнее п. Новопавловка, на основании лицензии ЧИТ 01741 ТЭ (лицензионный участок), с целевым назначением - добыча угля. Дополнением к лицензии, зарегистрированным Забайкалнедра 16.02.2010 года, определена площадь лицензионного участка, заключенная в определенные лицензией границы запасы бурого угля, учтенные Государственным балансом запасов (ГБЗ) по Зугмарскому участку на 01.01.2009 год с последующим геологическим изучением Зугмарского участка Тарбагатайского буроугольного месторождения с подсчетом (пересчетом) запасов. В качестве проектной документации, обосновывающей разработку месторождения, ООО «Разрез Тигнинский» к проверке представлен технический проект «Расширение технических границ Зугмарского участка Тигнинского угольного разреза» (проект); иная проектная документация, обосновывающая разработку Зугмарского участка в 2014 - 2016 г.г. (проверяемый период) и на момент проверки (02.03.2017 года) недропользователем не представлялась. Проект разработан на основании технического задания «Задание на проектирование расширения технических границ Зугмарского участка Тигнинского угольного разреза», утвержденного ООО «Разрез Тигнинский» 09.02.2009, согласован ТКР-ТПИ Забайкалнедра, утвержденным 22.12.2011 протоколом от 09.12.2011 № 45/11 с рекомендацией недропользователю дополнить проект сведениями о состоянии запасов, учтенных государственным балансом. Забайкалнедра протоколом от 28.12.2011 № 15/1сов утверждены нормативы потерь угля при добыче по выемочным единицам при разработке пласта Мощный (пачки Верхняя, Средняя, Нижняя) в размере 2,8%, при разработке пласта Спутник (пласт Тигнинский, пачка Промежуточная, пласт Спутник) по величине 3,48%. Таким образом, ООО «Разрез Тигнинский» проектом предусмотрена разработка участка Зугмарский на части запасов, учитываемых ГБЗ на 01.01.2009 год. Изменения в проект, в связи с переоценкой запасов по кондициям 2014 года, на основании которых к балансовым отнесены запасы в пластах мощностью от 1 м., недропользователем не внесены, проектная документация, обосновывающая разработку Зугмарского участка Тарбагатайского месторождения на запасах учтенных государственным балансом, недропользователем не разработана. В обоснование разработки участка Зугмарский Тарбагатайского буроугольного месторождения обществом заявлен проект, разработанный в 2011 году, предусматривающий отработку запасов, балансовая принадлежность которых определена кондициями 1964 года, определивших минимальную мощность угольного пласта 2 метра. Отработка учтенных государственным балансом запасов, подсчитанных по кондициям 2014 года по показателю минимальной мощности угольного пласта балансовых запасов 1 м., проектом не предусмотрена, рациональное использование запасов, переоцененных на основании современных кондиций, проектом не обосновано. Таким образом, ООО «Тигнинский» не имеет проектной документации, обосновывающей разработку Зугмарского участка на утвержденных в установленном порядке и учтенных ГБЗ запасах, обеспечивающую рациональное использование и охрану недр. ООО «Разрез Тигнинский» разработка Зугмарского участка Тарбагатайского буроугольного месторождения с добычей угля с июня 2014 года осуществляется без проектной документации, согласованной по вопросам рационального использования и охраны недр, утвержденной в установленном порядке. При разработке месторождения в отсутствии утвержденного в установленном порядке технического проекта ООО «Разрез Тигнинский» в 2014 - 2016 г.г. добыто 826,8 тыс.т., потери при добыче составили 20,924 тыс.т., что подтверждается сведениями предприятия по добыче угля за 2014 - 2016 г.г., представленными недропользователем в территориальный фонд геологической информации (ТФГИ). В 2017 году (на момент проверки) разработка месторождения без утвержденного в установленном порядке проекта, согласованного в части рационального использования и охраны недр, недропользователем продолжается. В ходе проверки произведен выезд на лицензионный участок, при посещении которого установлено, разработка месторождения проводится открытым карьерным способом на 2 участках: на участке Спутник в отработке блок 1-С2 пласта Тигнинский, на участке Зугмарский в отработке блок 5В слитой части пласта Мощный. При отработке месторождения в январе текущего года недропользователем добыто 52,93 тыс.т угля, в т.ч при отработке блока 1-С2 (участок Спутник) - 42,578 тыс.т угля, при отработке блока 5В (участок Зугмарский) - 10,352 тыс.т..Таким образом, ООО «Разрез Тигнинский» ведется разработка Зугмарского участка Тарбагатайского буроугольного месторождения с добычей угля из запасов, принятых ГБЗ на учет в 2014 году по протоколу ТКЗ Центрсибнедра от 30.05.2014 № 1002. Отработка запасов, утвержденных ТКЗ Центрсибнедра протоколом от 30.05.2014 № 1002 и учтенных государственным балансом, имеющимся в ООО «Разрез Тигнинский» проектом «Расширение технических границ Зугмарского участка Тигнинского угольного разреза», согласованным ТКР-ТПИ Забайкалнедра протоколом от 09.12.2011 № 45/11, не обоснована и не предусмотрена; эксплуатационные потери при разработке месторождения на утвержденных по кондициям 2014 года запасах недропользователем не рассчитывались, в установленном порядке не утверждались. ООО «Разрез Тигнинский» с июня 2014 года по настоящее время (02.03.2017), не имея утвержденного в установленном порядке технического проекта, обосновывающего рациональное использование и охрану недр, осуществляет разработку месторождения с добычей полезного ископаемого (угля), допустив при этом не согласованные в установленном порядке (сверхнормативные) потери полезного ископаемого. ООО «Разрез Тигнинский» разработку Зугмарского участка с добычей угля из утвержденных в установленном порядке и учтенных государственным балансом запасов осуществляет в нарушение требований законодательства РФ в части рационального использования и охраны недр, а именно, п. 31 Правил охраны недр, ст.ст. 23.2, 29 Закона РФ «О недрах». В соответствии с требованиями, установленными Законом РФ «О недрах», добыча полезных ископаемых допустима только на запасах, прошедших государственную экспертизу, осуществляется на основании утвержденных технических проектов; согласованных в установленном порядке, состав и содержание которых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений. Кроме того, положительное заключение органов государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов, учтенных государственным балансом, является условием для начала подготовки их к эксплуатации (проектирования предприятия), а проектная документация на разработку месторождения и добычу полезного ископаемого подготавливается на утвержденных, признанных разведанными и подготовленными к промышленному освоению и учтенных государственным балансом запасах. Проектная документация, обосновывающая рациональное использование и охрану недр при разработке Зугмарского участка Тарбагатайского буроугольного месторождения на утвержденных, признанных разведанными и подготовленными к промышленному освоению и учтенными государственным балансом запасах, ООО «Разрез Тигнинский» в нарушение п. 20 Правил охраны недр, Постановления Правительства РФ от 03.03.2010 № 118, не подготовлена. ООО «Разрез Тигнинский» с июня 2014 года разработку Зугмарского участка Тарбагатайского буроугольного месторождения осуществляет без утвержденного в установленном порядке проекта, согласованного в части рационального использования и охраны недр, обосновывающего нормативы потерь и разубоживание полезных ископаемых при разработке месторождения на участке недр в определенных лицензией границах и утвержденной в установленном порядке, чем нарушены ст. 23.2 Закона РФ «О недрах», п. 31 Правил охраны недр. Административное правонарушение выявлено в ходе плановой проверки 02.03.2017 года в отношении ООО «Разрез Тигнинский».

     Анализ содержания протокола об административном правонарушении в совокупности с данными приложенных к нему материалов позволяют сделать вывод, что он составлен уполномоченным лицом в пределах срока давности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ и содержит предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ сведения, при этом им подтверждаются обстоятельства административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.

     Постановлением № 02-011/2017 от 10.03.2017 года, вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Забайкальскому краю Спасской В.В., ООО «Разрез Тигнинский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, с назначением наказание в виде административного штрафа в размере 800000 рублей. В постановлении указано о рассмотрении протокола об административном правонарушении с участием представителя ООО «Разрез Тигнинский» М, от которой никаких ходатайств и отводов не поступало. При этом, вывод о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения сделан, с учетом содержащихся в протоколе об административном правонарушении сведений об обстоятельствах и существе выявленных нарушений п. 31 Правил охраны недр, ст.ст. 22 ч. 2 п. 2, 23.2 Закона РФ «О недрах», а также п. 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2001 года № 921 «Об утверждении правил утверждения потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений», п.п. 2, 8, 9 постановления Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

     Нарушение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства Российской Федерации о недрах допущены юридическим лицом ООО «Разрез Тигнинский» при разработке месторождения с июня 2014 года с добычей полезного ископаемого без обеспечения разработки и утверждения в установленном порядке проектной документации, обосновывающей рациональное использование и охрану недр при освоении месторождения, потери и разубоживание запасов полезных ископаемых.

     Документы, свидетельствующие о возникновении объективных обстоятельств, воспрепятствовавших ООО «Разрез Тигнинский» обеспечить мероприятия по разработке и утверждению в установленном порядке проектной документации, обосновывающей рациональное использование и охрану недр при отработке месторождения, потери и разубоживание запасов полезных ископаемых, недропользователем не представлены.

     Таким образом, у ООО «Разрез Тигнинский» имелись время и возможность для соблюдения правил и норм, однако обществом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

     Тем самым, являются необоснованными доводы жалобы ООО «Разрез Тигнинский» об отсутствии состава административного правонарушения и наличия оснований для прекращения производства по делу.

     Доводы жалобы о том, что оспариваемое постановление вынесено с существенными нарушениями процессуальных норм, так как государственным органом нарушен порядок уведомления о проведении проверки, порядок проведения проверки в отношении юридического лица, порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, опровергаются представленными материалами.

     Административное наказание должностным лицом с учетом положений статей 4.1, 4.2 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи закона, при этом является справедливым, обоснованным и соответствует характеру совершенного административного правонарушения.

     Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене наказания в виде штрафа предупреждением не имеется.

     С учетом вышеизложенного, постановление должностного лица о привлечении ООО «Разрез Тигнинский» к административной ответственности является законным и обоснованным.

     Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

     ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 10.03.2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.10 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

     ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                                  ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:                                                                                                   ░░░░░ ░.░.

12-22/2017

Категория:
Административные
Другие
ООО "Разрез Тигнинский"
Суд
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальский края
Судья
Селюк Д.Н.
Дело на сайте суда
petrovskzab.cht.sudrf.ru
23.03.2017Материалы переданы в производство судье
20.04.2017Судебное заседание
05.05.2017Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее