Судья Смирнова С.А. 21RS 0016-01-2019-002124-65
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ18 ноября 2020 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Савелькиной Г.О.,
судей Орловой И.Н., Ленковского С.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Краснова Виктора Алексеевича к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, заключить соглашение о перераспределении земельных участков, поступившее по апелляционной жалобе Краснова Виктора Алексеевича на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Савелькиной Г.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краснов В.А. обратился в суд с административным иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, заключить соглашение о перераспределении земельных участков.
Требования мотивированы тем, что на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № Краснову В.А. принадлежит земельный участок с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства площадью 1055 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>
В ходе проведенной 8 апреля 2019 года государственным инспектором Чувашской Республики по использованию и охране земель плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства при пользовании указанным земельным участком выявлено, что часть фактически используемого Красновым В.А. (огороженного) земельного участка площадью 44 кв.м с северо-западной (фасадной) стороны находится за пределами границ земельного участка с кадастровым номером № и расположена на территории Кугесьского сельского поселения на землях, государственная собственность на которые не разграничена; таким образом, установлено нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в использовании в отсутствие прав части земельного участка площадью 44 кв.м, прилегающего с северо-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером №.
По результатам проверки органом государственного надзора Краснову В.А. выдано предписание об устранении выявленного нарушения в срок до 1 октября 2019 года.
В целях исполнения предписания 1 июня 2019 года Краснов В.А. обратился в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1103 кв.м. с условным кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, однако в удовлетворении заявления ему было отказано на том основании, что представленная на согласование схема перераспределения земельного участка не соответствует проекту застройки индивидуального жилищного строительства западного микрорайона пос. Кугеси.
Полагает, что, отказав в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, административный ответчик фактически воспрепятствовал выполнению предписания органа государственного надзора по устранению нарушения земельного законодательства.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 августа 2020 года в удовлетворении требований Краснову В.А. отказано.
Указанное решение обжаловано административным истцом Красновым В.А. по мотиву незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения Краснова В.А., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного ответчика Ахмеровой Н.А., возражавшей против доводов жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него возложены какие – либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела, на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № земельный участок с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства площадью 1055 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за № и в настоящее время принадлежит административному истцу, о чем в Едином государственном реестре недвижимости внесена запись о государственной регистрации прав № от 13 августа 2007 года.
В ходе проведенной 8 апреля 2019 года государственным инспектором Чувашской Республики по использованию и охране земель плановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства при пользовании указанным земельным участком было выявлено, что часть фактически используемого Красновым В.А. (огороженного) земельного участка площадью 44 кв.м с северо-западной (фасадной) стороны находится за пределами границ земельного участка с кадастровым номером № и расположена на территории Кугесьского сельского поселения на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Увеличение площади данного земельного участка произведено путем выноса ограждения за пределы земельного участка с кадастровым номером №, вследствие чего в фактическом пользовании оказалась самовольно занятая часть неразграниченных земель в кадастровом квартале № площадью 44 кв.м. Таким образом, установлено, что часть неразграниченных земель в кадастровом квартале № площадью 44 кв.м, прилегающих с северо-западной (фасадной) стороны к земельному участку с кадастровым номером № расположенному по адресу: <адрес>, используется Красновым В.А. в отсутствии прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По результатам проверки органом государственного надзора Краснову В.А. выдано предписание об устранении выявленного нарушения в срок до 1 октября 2019 года.
В целях исполнения предписания 1 июня 2019 года Краснов В.А. обратился в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики с заявлением о перераспределении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1103 кв.м с условным кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Письмом администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 20 июня 2019 года № 06060406-5787 в удовлетворении заявления ему было отказано на том основании, что испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования, часть образуемого земельного участка расположена в границах территории общего пользования, к которой относятся улицы, дороги местного значения, районной земельной комиссией согласовано решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
24 октября 2019 года Краснов В.А. обратился в суд с данным иском.
Установив указанные обстоятельства и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что часть перераспределяемого земельного участка относится к землям общего пользования, и предоставление его в собственность не допускается, правовые основания для заключения с административным истцом соглашения о перераспределении земельного участка и свободных муниципальных земель, а также утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в предполагаемых Красновым В.А. границах у администрации отсутствовали. Кроме того, суд пришел к выводу, что административным истцом без уважительных причин пропущен срок для обращения в суд с данным административным иском, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами районного суда, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, сделаны с учетом фактических обстоятельств и совокупности представленных доказательств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, районный суд, разрешая заявленные требования, правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права, при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы жалобы Краснова В.А. о том, что отказав в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики фактически воспрепятствовала выполнению им предписания органа государственного надзора по устранению нарушения земельного законодательства, не могут быть признаны обоснованными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо – собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (пункт 8 статьи 39.29 ЗК РФ).
Подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Отказывая Краснову В.А. в утверждении схемы расположения земельного участка администрация Чебоксарского района Чувашской Республики в письме от 20 июня 2019 года № 06060406-5787, сославшись на пункт 12 статьи 85, пункт 6 статьи 11.9, пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, указала, что представленная на согласование схема перераспределения земельного участка не соответствует проекту застройки индивидуального жилищного строительства западного микрорайона в поселке Кугеси, который согласован главой пос. Кугеси, главным архитектором Чебоксарского района, Чебоксарским районным комитетом по охране природы, главным врачом Чебоксарского района Чувашской Республики 28 июня 2000 года. В соответствии с Генеральным планом Кугесьского сельского поселения, утвержденным Собранием депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики от 6 мая 2004 года, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «улицы и дороги местного значения» и является территорией общего пользования.
Судебная коллегия полагает, что с учетом норм материального права, изложенных обстоятельств, районный суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку на момент рассмотрения заявления Краснова В.А. у администрации Чебоксарского района Чувашской Республики отсутствовали правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Кроме того, в соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Установив, что об оспариваемом решении администрации Чебоксарского района Чувашской Республики административному истцу стало известно 20 июня 2019 года, а в суд он обратился лишь 24 октября 2019 года, то есть за пределами срока исковой давности, суд верно указал на пропуск срока для обращения в суд. При этом ходатайство о восстановлении срока Красновым В.А. не заявлялось, доказательств уважительности пропуска срока представлено не было.
Таким образом, вывод суда о наличии самостоятельного основания для отказа в удовлетворении административных требований является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а направлены на иную оценку надлежаще исследованных судом первой инстанции доказательств, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Краснова Виктора Алексеевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий Г.О. Савелькина
Судьи И.Н. Орлова
С.В. Ленковский