Гражданское дело № 2-3251/2017
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 декабря 2017 года
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи: Чекаловой Н.В.,
при секретаре: Журавлевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства <адрес> к Шарипову А. Я., Абраменковой М. И., Казанской О. В. об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков из земель лесного фонда, и об обязании освободить от строений и хозяйственных построек,
у с т а н о в и л:
Истец Комитет лесного хозяйства <адрес> обратился в суд с иском к Шарипову А.Я, Абраменковой М.И., Казанской О.В., и просил суд: истребовать из чужого незаконного владения у Абраменковой М.И. участок земель лесного фонда, площадью 854,62 кв.м.. (№ А СНТ «Дубрава»; истребовать из чужого незаконного владения у Шарипова А. Я. участок земель лесного фонда, площадью. 783 кв.м., (№ СНТ «Дубрава), истребовать из чужого незаконного владения у Казанской Ольги <адрес>
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что как было установлено при проведении дополнительной судебной землеустроительной экспертизы, в рамках гражданского дела №, оставленным без рассмотрения Раменским городским судом ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки граждан Казанской О.В., Шарипова А.Я., Абраменковой М.И. расположенные в СНТ «Дубрава» имеют наложение на земли лесного фонду» Российской Федерации в квартале 27 Фрязевского участкового лесничества. Ногинского лесничества, Ногинского муниципального района.
Участок №А, используемый Абраменковой М. И. полностью налагается на земли лесного фонда в <адрес>, на земельный участок с № площадь наложения составляет 854,62 кв.м.
В соответствии с материалами действующего лесоустройства спорный земельный участок расположен в 44 выделе 27 квартала Фрязевского участкового лесничества, Ногинского лесничества Ногинского филиала ГКУ МО «Мособллес». Материалы лесоустройства, в том числе выкопировка из планшета №, таксационное описание квартала 27, Фрязевского участкового лесничества, являются доказательствами нахождения, спорного земельного участка в составе земель лесного фонда.
Участок № СНТ «Дубрава», используемый Шариповым А.Я. общей площадью 893 кв.м., частично налагается на земли лесного фонда в <адрес> на земельный участок с №, площадь наложения составляет 783 кв.м.
В соответствии с материалами действующего лесоустройства спорный земельный участок расположен в 44 выделе 27 квартала Фрязевского участкового лесничества. Ногинского лесничества Ногинского филиала ГКУ МО «Мособллес». Материалы лесоустройства, в том числе выкопировка из планшета №,таксационное описание квартала 27, Фрязевского участкового лесничества, являются доказательствами нахождения, спорного земельного участка (садового участка №) в составе земель лесного фонда.
Участок №, используемый Казанской О.В. полностью налагается на земли лесного фонда в <адрес>, на земельный участок с КН 50:16:0000000:57796, площадь наложения составляет 906,3 кв.м, в указанных координатах.
В соответствии с материалами действующего лесоустройства спорный земельный участок расположен в 44 выделе 27 квартала Фрязевского участкового лесничества, Ногинского лесничества Ногинского филиала ГКУ МО «Мособллес». Материалы лесоустройства, в том числе выкопировка из планшета №.таксационное описание квартала 27, Фрязевского участкового лесничества, являются доказательствами нахождения, спорного земельного участка в составе земель лесного фонда.
Кроме того земельный участок Шарипова А.Я. пересекают границу Ногинского муниципального района <адрес>.
Сведения о границах Ногинского муниципального района <адрес> содержатся в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О статусе и границах Ногинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» (принят Постановлением Мособлдумы от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Комитет лесного хозяйства <адрес> предполагает, что ответчиками осуществлено самовольное занятие земель лесного фонда, с целью увеличения площади первоначального отвода земельного участка СНТ «Дубрава» с целью дальнейшей легализации своих земельных участков и в дальнейшем постановки на кадастровый учет и оформления права собственности.
Комитет после проверки с выходом на место и осмотра территории лесного участка расположенного по адресу: <адрес>, Ногинское лесничество, Фрязевское участковое лесничество, квартал 27, выдел 44 установил фактическое нахождение земельных участков ответчиков на землях лесного фонда.
Фактическое нахождение земельных участков ответчиков на землях лесного фонда в квартале 27 Фрязевского участкового лесничества, Ногинского лесничества подтверждается выводами эксперта.
В соответствии с п.2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 г № 201 -ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Согласно ст. 8 JIK РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ «Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67-69 того же Лесного кодекса Российской Федерации.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящим в состав лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте, производится только на основании ЛК РФ.
Для имущественных отношений в силу ст.З ЗК РФ и ст.З ЛК РФ сохраняется приоритет специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
В соответствии со ст. 101 ЗК РФ порядок использования земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством. В соответствии со ст. 3 ЗК РФ к отношениям по использованию лесов применяется лесное законодательство.
Согласно: положениям ст. 9 ЛК РФ лесные участки могут быть предоставлены только на праве постоянного (бессрочного пользования, праве ограниченного пользования (сервитут), праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования для использования лесных участков.
В соответствии со ст.ст. 81-83 ЛК РФ полномочия органа государственной власти Российской Федерации отдельные полномочия по распоряжению землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии: с п.4 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами, не могут находиться в частной собственности;
Исключение земель из лесного фонда из государственного лесного реестра осуществляется в порядке перевода земель из одной категории в другую и регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Указанным Федеральным законом не предусмотрено оформление решения о переводе земель, если основания для отнесения их к той или иной категории возникли до вступления в силу данного закона. В соответствии с п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.
Земельный участок лесного фонда с №, расположенный в <адрес>, Ногинском лесничестве, Фрязевском участковом лесничестве, квартале 27, выделе 44, в части наложения на него садовых участков №№; 364А; 365 никогда не выводился из состава земель лесного фонда, и не отводился под садовые участки доказательства иного отсутствуют.
Комитет лесного хозяйства <адрес> осуществляет свои полномочия в пределах земель лесного фонда, расположенных на территории <адрес> и является уполномоченным органом Российской Федерации по управлению лесами и представляет Российскую Федерацию в области управления и распоряжения землями лесного фонда, поэтому действующее законодательство не исключает возможности обращения Комитета лесного хозяйства <адрес> в суд с требованиями направленными на истребование земельных участков из чужого незаконного владения в качестве процессуального истца.
На основании изложенного просили суд истребовать у ответчиков из чужого незаконного владения указанные выше земельные участки.
05.12. 2017 года в адрес Ногинского городского суда от представителя третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства поступило ходатайство о привлечении их к участию в деле в качестве соистца.
В обоснование данного ходатайства ссылались на то, что пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственный услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Согласно п. 5.20 (3) Положения о Рослесхозе Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет от имени РФ защиту в том числе и в судебном порядке имущественных прав и законных интересов РФ в области лесных отношений.
Поскольку предметом исковых требований являются имущественные права и законные интересы РФ в области лесных отношений, то не привлечение Федерального агентства лесного хозяйства к участию в судебном процессе в качестве соистца повлечет нарушение указанных прав и интересов РФ.
В судебном заседании представитель истца Комитета лесного <адрес> Соболева Л.В., действующая по доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, против удовлетворения данного ходатайства не возражала.
Ответчики: Шарипов А.Я., Абраменкова М.И., Казанская О.В. в суд не явились, о явке в суд извещены.
В судебном заседании представитель ответчиков: Шарипова А.Я., Абраменковой М.И., Казанской О.В. – адвокат Титова В.В., действующая по ордеру и по доверенности, против удовлетворения данного ходатайства Федерального агентства лесного хозяйства о привлечении к участию в деле последнего в качестве соистца возражала, ссылаясь на то, что действующим ГПК РФ, такого не предусмотрено.
Также, заявила ходатайство о прекращении производства по настоящему гражданскому делу, ссылаясь на то, что в силу п. 6.10 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), Комитет лесного хозяйства не является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а потому у него отсутствуют полномочия для обращения в суд с данным иском.
Представитель истца Комитета лесного <адрес> Соболева Л.В., разрешение данного ходатайства о прекращении производства по делу оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица СНТ «Дубрава» Баданина Е.Ю., против удовлетворения ходатайства о привлечении Федерального агентства лесного хозяйства к участию в деле в качестве соистца возражала, ходатайство о прекращении производства по делу поддержала.
Представитель третьего лица Администрации Ногинского муниципального района <адрес> Франчук М.А. против удовлетворения ходатайства о привлечении Федерального агентства лесного хозяйства к участию в деле в качестве соистца возражала, ходатайство о прекращении производства по делу поддержала.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц: Федеральное агентство лесного хозяйства, территориальное управление Росимущества по <адрес>, ФГУП «Рослесинфорг», ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по <адрес>», Администрации Раменского муниципального района в суд не явились, в их адрес направлялись судебные повестки.
Суд счел возможным рассмотреть заявленные ходатайства в отсутствие ответчиков: Шарипова А.Я., Абраменковой М.И., Казанской О.В., и представителей третьих лиц: Федерального агентства лесного хозяйства, территориального управления Росимущества по <адрес>, ФГУП «Рослесинфорг», ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по <адрес>», Администрации Раменского муниципального района, надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени судебного разбирательства.
Обсудив заявленные ходатайства, выслушав мнение сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положений ст. 38 ГПК РФ, сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик.
2. Лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца.
3. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 42 ГПК РФ, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца.
Учитывая выше изложенное, а также принимая во внимание тот факт, что действующим законодательством не предусмотрено привлечение к участию в деле соистца, а также то обстоятельство, что предъявление иска в суд – это волеизъявление организации или гражданина, процессуальное положение Федерального агентства лесного хозяйства – третье лицо, однако ими самостоятельного искового заявления в суд представлено не было, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленного Федеральным агентством лесного хозяйства ходатайства о привлечении их соистцом.
Также суд учитывает, что Федеральное агентство лесного хозяйства не лишено возможности реализовать свое право путем обращения в суд с самостоятельным искам к указанным выше ответчикам на общих основаниях.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В случае поступления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации, решения о необходимости устранения реестровой ошибки в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указанный федеральный орган исполнительной власти в течение сорока пяти дней со дня выявления указанной реестровой ошибки обязан проверить наличие оснований для оспаривания законности возникновения прав на такой земельный участок, при наличии таких оснований обратиться в суд с иском об оспаривании законности возникновения прав на земельный участок и уведомить об этом орган регистрации прав.
В силу п. 6.10 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), вправе обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Вместе с тем, в силу ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Комитет Лесного хозяйства не является федеральным органом исполнительной власти, и у него отсутствуют полномочия на обращение в суд с данными требованиями, то производство по делу по иску Комитета лесного хозяйства <адрес> к Шарипову А. Я., Абраменковой М. И., Казанской О. В. об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков из земель лесного фонда, и об обязании освободить от строений и хозяйственных построек, подлежит прекращению на основании ст. 220, п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 220, 134 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
В удовлетворении ходатайства представителя третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства о привлечении к участию по гражданскому делу по иску Комитета лесного хозяйства <адрес> к Шарипову А. Я., Абраменковой М. И., Казанской О. В. об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков из земель лесного фонда, и об обязании освободить от строений и хозяйственных построек, в качестве соистца, отказать.
Производство по гражданскому делу по иску Комитета лесного хозяйства <адрес> к Шарипову А. Я., Абраменковой М. И., Казанской О. В. об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков из земель лесного фонда, и об обязании освободить от строений и хозяйственных построек, прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение пятнадцати дней.
Судья: