Дело №12-393/2021
Р Е Ш Е Н И Е
24 сентября 2021г. г.Смоленск
Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Кудряшов А.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «БусСистем» Владимировой Елены Валерьевны, <данные изъяты> года рождения, уроженки г.Смоленска, проживающей по адресу: <адрес>, на постановление начальника ИФНС России по г.Смоленску от ДД.ММ.ГГГГ. №<данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Владимирова Е.В. обратилась в суд с жалобой на постановление начальника ИФНС России по г.Смоленску от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, которым она как директор ООО «БусСистем» - резидента РФ, имеющего расчетный счет за пределами территории РФ, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 100 руб. за осуществление незаконной валютной операции.
Владимирова Е.В. в жалобе приводит доводы о незаконности обжалуемого постановления, указывая на повторное привлечение ее к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение. Отмечает, что совершение нескольких незаконных валютных операций в рамках одного контракта является единым (длящимся) правонарушением.
Заслушав объяснения Владимировой Е.В. и ее защитника Сулимы Е.В., поддержавших доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, прихожу к следующему.
В ст.12 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя счета в уполномоченных банках.
Согласно ч.ч.1, 4 названной статьи Закона резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», открывают без ограничений счета (вклады) в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, в соответствии с личным законом таких организаций имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента, а также осуществляют переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг. Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
По правилам ст.2.4 КоАП РФ и примечанию к ней административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные в том числе ст.15.25 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
По делу установлено, что Владимирова Е.В. является директором ООО «БусСистем» (резидент РФ), которым ДД.ММ.ГГГГ открыт расчетный счет №<данные изъяты> в ОАО «Приорбанк» на территории Республики Беларусь.
Основным видом деятельности ООО «БусСистем» является «деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки» (ОКВЭД <данные изъяты>). Общество транспортной организацией не является.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «БусСистем» и ИП Масько Д.А. (резидент Республики Беларусь) заключен договор поручения №<данные изъяты>, по условиям которого доверитель (ООО «БусСистем») поручает, а поверенный (ИП Масько Д.А.) обязуется за вознаграждение обеспечить бронирование и продажу проездных документов на пассажирские автобусные и железнодорожные рейсы по междугородным и международным маршрутам, используя Интернет-систему онлайн-бронирования и продаж BusSystem, через которую осуществляется бронирование и продажа билетов, дающих третьим лицам (пассажирам) право проезда за соответствующую плату на транспортном средстве третьего лица, для которого по указанному договору осуществляется продажа билетов.
Во исполнение этого договора на упомянутый счет ООО «БусСистем» от ИП Масько Д.А. на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ №110 зачислены денежные средства в размере <данные изъяты> белорусских рублей в качестве залога при оплате проездных документов (билетов), т.е. осуществлено зачисление данной денежной суммы на счет общества, открытого в банке-нерезиденте на территории Республики Беларусь, минуя счета в уполномоченных банках, что является незаконной валютной операцией, противоречащей ст.12 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
По данному факту 16.03.2021 уполномоченным должностным лицом ИФНС России по г.Смоленску в отношении Владимировой Е.В. как директора ООО «БусСистем», не осуществившего должный контроль за соблюдением обществом валютного законодательства РФ, составлен протокол №<данные изъяты> об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, а постановлением начальника ИФНС России по г.Смоленску от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> Владимирова признана виновной в совершении указанного правонарушения и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Содержащийся в обжалуемом постановлении вывод о наличии в деянии директора ООО «БусСистем» Владимировой Е.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.25 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного лица квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства в области валютного регулирования. Оснований для иной юридической оценки действий Владимировой Е.В. не имеется.
В данном случае Владимирова как руководитель названного юридического лица имела возможность для соблюдения правил и норм валютного законодательства, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Допущенная в обжалуемом Владимировой Е.В. постановлении описка в части указания даты упомянутого выше платежного поручения №<данные изъяты> («14.04.2019» вместо «14.05.2019») основанием для отмены данного постановления не является, поскольку по существу это постановление не изменяет, о неправильности содержащихся в нем выводов не свидетельствует и может быть исправлена в порядке ст.29.12.1 КоАП РФ.
Доводы Владимировой Е.В. о ее повторном привлечении к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, со ссылкой на то, что по факту осуществления в рамках исполнения упомянутого договора нескольких незаконных валютных операций (платежи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении Владимировой налоговым органом вынесено несколько постановлений о привлечении ее к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.15.25 КоАП РФ (за совершение каждой незаконной валютной операции, рассматриваемой в качестве самостоятельного правонарушения), что противоречит ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, признаются несостоятельными.
Выполнение правила, установленного ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, обеспечивается закреплением основания прекращения производства по делу, предусмотренного п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, согласно которому начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Вместе с тем согласно диспозиции нормы, содержащейся в ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, ответственность наступает за каждую выявленную незаконную валютную операцию (ч.1 ст.4.4 КоАП РФ), оконченную в момент перечисления денежных средств (каждый неправомерный платеж образует самостоятельный состав административного правонарушения, а все эти платежи, совершенные в разные даты, не являются единым длящимся действием, состоящим из тождественных эпизодов, и не образуют единую неправомерную выплату).
При выборе меры ответственности должностное лицо налогового органа в полной мере учло обстоятельства дела, наличие отягчающего административную ответственность Владимировой обстоятельства (повторное совершение однородного административного правонарушения) и характер административного правонарушения, свидетельствующий о существенном нарушении охраняемых правоотношений (правонарушение посягает на правоотношения в области валютного регулирования и валютного контроля, на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, которая является частью мер национальной безопасности), в связи с чем данное правонарушение не может быть признано малозначительным.
Постановление о привлечении Владимировой Е.В. к административной ответственности за совершение упомянутого административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено Владимировой в пределах санкции ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
При таком положении основания для отмены или изменения обжалуемого постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
постановление начальника ИФНС России по г.Смоленску от 24 марта 2021г. №<данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Владимировой Елены Валерьевны - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Смоленский областной суд в 10-дневный срок со дня получения либо вручения его копии.
Судья А.В. Кудряшов
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи А.В. Кудряшовсекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска Е.В.Зайцеванаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции 05.10.2021. |