Судья Туранова Н.В. Дело № 33-13587/2016 А-169г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 октября 2016 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Пашковского Д.И.,
судей: Мирончика И.С., Корниенко А.Н.,
при секретаре: Становой У.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. гражданское дело по исковому заявлению администрации Емельяновского района Красноярского края к Межрайонному ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов РФ по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе представителя УФССП России по Красноярскому краю Рычковой О.А.,
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 30 июня 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования администрации Емельяновского района Красноярского края удовлетворить.
Освободить администрацию Емельяновского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в соответствии с постановлением о взыскании исполнительского сбора от 10.03.2016 года по исполнительному производству от 08.10.2014 года № №-ИП».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд с иском к МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю, УФССП РФ по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя требования тем, что 10.03.2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Волковой Е.Ю. было вынесено постановление о взыскании с администрации Емельяновского района Красноярского края исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей по исполнительному производству от 08.10.2014 года № №-ИП, предметом исполнения которого является возложение обязанности на администрацию Емельяновского района предоставить Черных Д.Л. благоустроенное жилое помещение по договору найма. Как в 2015 году, так и в настоящее время Черных Д.Л. включен в список детей на приобретение жилых помещений в 2016 году. Таким образом, администрацией Емельяновского района в рамках своих полномочий были предприняты возможные действия, направленные на исполнение решения суда, связанные с предоставлением Черных Д.Л. по договору найма специализированного жилого помещения, но по объективным причинам, независящим от должника, решение суда не было исполнено в установленный законом срок. Просили освободить администрацию Емельяновского района от уплаты исполнительского сбора в соответствии с постановлением о взыскании исполнительского сбора.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель УФССП России по Красноярскому краю Рычкова О.А. просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что должником не были предприняты все меры для надлежащего исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе в срок для добровольного исполнения. Кроме того, включение Черных Д.Л. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не свидетельствует о предоставлении взыскателю жилого помещения в ближайшее время. Объективных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, исключающих вину должника не представлено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив приведенные доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно частям 1 и 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Федерального закона).
С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 названного Федерального закона).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, которые представляют собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 г. №9-4225 «О наделении органов место самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по осуществлению мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений для лиц указанной категории осуществляются администрацией Емельяновского района.
Однако, в соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона Красноярского края на осуществление переданных государственных полномочий бюджетам муниципальных районов предоставляются субвенции из краевого бюджета.
Соответственно, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования, поступающего из бюджета края.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 10.04.2014 года возложена обязанность на администрацию Емельяновского района Красноярского края предоставить Ячменову Ф.Н., Ячменову А.Н., Черных Д.Л. благоустроенное жилое помещение каждому по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта Емельяновского района, общей площадью не менее 33 квадратных метра.
14.05.2014 года МКУ «Управление образования администрации Емельяновского района» направлено письмо № 723 в Министерство образования и науки, в котором МКУ «Управление образования администрации Емельяновского района» просит выделить дополнительные средства субвенции в 2014 году на реализацию Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» в рамках исполнения решения Емельяновского районного суда от 10.04.2014 года для приобретения жилья Ячменеву Ф.Н., Ячменеву А.Н., Черных Д.Л.
08.10.2014 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Емельяновскому району Шехтель М.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу исполнительному листу № № от 28.08.2014 года, предметом исполнения которого являлось обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края предоставить Черных Д.Л. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта Емельяновского района, общей площадью не менее 33 кв.м.
12.03.2015 года Министерство образования и науки Красноярского края и администрация муниципального образования Емельяновский район заключили соглашение № 24 о взаимодействии Министерства образования и науки Красноярского края и администрации муниципального образования Емельяновский район Красноярского края по реализации в 2015 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно приложению к Соглашению № 24 от 12.03.2015 года в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году включен, в том числе, Черных Д.Л.
Постановлением от 04.12.2015 года исполнительное производство принято к исполнению судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Волковой Е.Ю.
Министерством образования Красноярского края направлено сообщение Главе Емельяновского района Красноярского края Рейнгардту Э.Г., в котором указано, что в целях исполнения Закона Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» администрации Емельяновского района Красноярского края в 2016 году предусмотрена субвенция в размере 45098,1 тыс. руб. (из краевого бюджета) для приобретения благоустроенных жилых помещений с целью дальнейшего предоставления 35 гражданам по договорам найма специализированных жилых помещений, из них: по решение суда - 25 граждан: в том числе Черных Д.Л.
29.02.2016 года между Министерством образования Красноярского края и администрацией Емельяновского района Красноярского края заключено соглашение № 24 о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Емельяновского района Красноярского края по реализации в 2016 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно приложению к Соглашению № 24 от 29.02.2016 года в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году включен, в том числе, Черных Д.Л.
10.03.2016 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Волковой Е.Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника администрации Емельяновского района в размере <данные изъяты> рублей.
11.03.2016 года администрацией Емельяновского района получено требование судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Волковой Е.Ю., согласно которому администрация Емельяновского района обязана в 14-дневный срок со дня поступления настоящего требования предоставить, в том числе Черных Д.Л., благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта Емельяновского района, общей площадью не менее 33 кв.м.
Удовлетворяя исковые требования об освобождении от уплаты исполнительского сбора, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, пришел к обоснованному выводу о том, что администрация Емельяновского района Красноярского края приняла все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, решение Емельяновского районного Красноярского края от 10.04.2016 года не было исполнено в срок в силу объективных причин, в связи с чем, признал возможным освободить администрацию Емельяновского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора.
При этом суд исходил из того, что в муниципальном жилищном фонде отсутствуют свободные жилые помещения, отвечающие требованиям, указанным в решении Емельяновского районного суда Красноярского края от 10.04.2014 года, а администрацией Емельяновского района направлялись письма в Министерство образования и науки Красноярского края о необходимости принятия мер по выделению из бюджета денежных средств для приобретения взыскателю жилого помещения, а также были заключены соглашения о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Емельяновского района Красноярского края по реализации в Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225, Черных Д.Л. был включен в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, было организовано проведение открытого аукциона на приобретение жилого помещения. Кроме того, приобретение жилых помещений для указанной категории граждан осуществляется только за счет финансирования поступающего из бюджета края, путем предоставления субвенций из краевого бюджета.
Представленные в материалы дела доказательства оценены судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, достоверно подтверждают отсутствие у должника возможности своевременно исполнить требования исполнительного документа по не зависящим от него причинам.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства, вопреки доводам апелляционной жалобы, свидетельствуют об отсутствии оснований ответственности администрации Емельяновского района Красноярского края за нарушение обязательства, в связи с чем, должник подлежал освобождению от взыскания исполнительского сбора.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, в связи с чем, решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, которая не содержит доказательств, опровергающих выводы суда.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит. Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм права, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда являться не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегии
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2016 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: