Решение по делу № 2-91/2016 (2-4464/2015;) от 03.11.2015

Дело № 2-91/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 10 февраля 2016 года

Октябрьский районный суд города Кирова в составе:

судьи Костицыной О.М.,

при секретаре Пономаревой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артамоновой Е.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по республике Марий Эл, Удмуртской республике и Кировской области» о взыскании убытков,

У С Т А Н О В И Л :

    Артамонова Е.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за жилье, отопление, использование электроэнергии. В обоснование иска указала, что с 1998 она проживает и работает в поселке городского типа Первомайский Кировской области <данные изъяты>, в настоящее время <данные изъяты> войсковой части 31524. До 01.01.2005 она пользовалась льготой по оплате жилья с отоплением и освещением на основании ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 №5487-1. С 01.01.2005 льгота не предоставляется. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012- 2014 медицинских и фармацевтических работников, работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях» определена денежная компенсация по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1 200 руб. Данная выплата является фиксированной и не покрывает ее расходы, связанные с оплатой отопления, жилья и освещения, в связи с чем она несет существенные убытки. За период с 01.11.2012 по 30.10.2015 ей уплачено за жилое помещение и коммунальные услуги <данные изъяты>. Просила взыскать с Министерства финансов Российской Федерации убытки по оплате жилого помещения и коммунальные услуги в размере <данные изъяты>. и расходы по оплате госпошлины.

    

    В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнила и просила взыскать убытки за период с 01.11.2012 по 30.10.2015 в сумме <данные изъяты> с учетом выплаты частичной компенсации по месту работы за ноябрь, декабрь 2012 в размере <данные изъяты>. и расходы по госпошлине в размере <данные изъяты>. с надлежащего ответчика по делу.

    Определением от 23.12.2015 путем занесения в протокол судебного заседания к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской республике и Кировской области», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена войсковая часть 31524 (л.д. 52-54).

    Истец Артамонова Е.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, полагает, что имеет право на льготы по оплате за жилое помещение, отопление и освещение, поскольку, являясь медицинским работником, работает и проживает в сельской местности, и до 01.01.2005 пользовалось данным правом. За период с 01.11.2012 по 30.10.2015 ей уплачено за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе газ, <данные изъяты> из которых компенсировано по месту работы <данные изъяты> больше компенсация даже частичная ей не выплачивается, ни по месту работы, ни по месту жительства льгота не предоставляется. Просит взыскать понесенные убытки в размере <данные изъяты> и расходы по госпошлине в размере <данные изъяты> с надлежащего ответчика по делу.

    Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации Югрина К.Д. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в письменных пояснениях на исковое заявление (л.д. 48-49), указала, что поскольку истец является медицинским работником военного госпиталя войсковой части 31524, то есть ведомственного учреждения, то вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, должны решаться Министерством обороны Российской Федерации, Минфину России действующим законодательством не предоставлено право устанавливать для гражданского персонала воинских частей льготы и компенсации. Таким образом, считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство обороны Российской Федерации, в иске к Минфину России просит отказать. В случае удовлетворения исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации просит принять во внимание представленный контррасчет исковых требований в связи с тем, что право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением означает освобождение от оплаты за отопление, электроэнергию, пользование жилым помещением, однако правовых оснований для взыскания убытков по оплате услуг за содержание жилья, текущий ремонт, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение и газоснабжение не имеется.

    

    Ответчик Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело без их участия, направили возражения на исковое заявление, в которых указали, что истец состоит в трудовых отношениях с командиром войсковой части, не являющейся юридическим лицом, не относящейся к федеральному государственному учреждению, не имеющей лицензии на оказание медицинских услуг, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Кроме того, ЗАТО Первомайский, в котором проживает истец, не является сельской местностью и согласно Уставу ЗАТО Первомайский имеет правовой статус городского округа. Просят в удовлетворении иска к Министерству обороны Российской Федерации отказать в полном объеме.

    Соответчик ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской республике и Кировской области» в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело без участия их представителя, направили отзыв, в котором указали, что с исковыми требованиями Артамоновой Е.А. не согласны, войсковая часть 44200, в состав которой входит войсковая часть 31524, на основании договора на финансовое обслуживание № 7 от 31.12.2010 состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской республике и Кировской области»; истец является работником медицинского пункта войсковой части 31524, дислоцирующейся в пос. Свободный Кировской области. Истец работает палатной медицинской сестрой на основании трудового договора с командиром войсковой части 31524, которая к учреждениям государственной системы здравоохранения не относится, не обладает статусом юридического лица и не является медицинской организацией. Также указали на пропуск срока исковой давности обращения в суд. Просят в иске Артамоновой Е.А. к ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской республике и Кировской области» отказать.

    Третье лицо войсковая часть 31524 в судебное заседание не явились, извещены, причины неявки не сообщили.

    Третьи лица Министерство финансов Кировской области, Министерство здравоохранения Кировской области в судебное заседание не явились, извещались.

    От Министерства финансов Кировской области поступили возражения на исковое заявление, из которых следует, что данные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 за счет средств федерального бюджета (л.д. 41-42).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему:

Судом установлено, что истец Артамонова Е.А. с 10.12.1998 по 10.04.2002 работала <данные изъяты> в войсковой части 21649, с 16.06.2003 по 01.03.2004 работала <данные изъяты> в войсковой части 12829, с апреля 2004 по 18.10.2005 работала <данные изъяты> в войсковой части 41464, с 19.10.2005 по настоящее время работает <данные изъяты> в войсковой части 31524, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 17- 20).

С 14.02.1996 по 04.07.2006 и с 30.03.2007 по настоящее время истец зарегистрирована и проживает на территории ЗАТО Первомайский Кировской области, что подтверждается копией паспорта (л.д. 36), справкой с места жительства о зарегистрированных и проживающих лицах (л.д. 15, 16).

До 1 января 2005 истец пользовалась мерами социальной поддержки в виде жилищно-коммунальных льгот, предоставляемых воинской частью, выделявшихся на указанные цели Министерству обороны Российской Федерации из средств федерального бюджета.

За период с 01.11.2012 по 30.10.2015 Артамоновой Е.А. уплачено за счет своих средств за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе газ, <данные изъяты>., что подтверждается выписками из лицевого счета (л.д. 22-23, 24, 25, 26-27, 30-31, 32, 33, 34, 35), бухгалтерской справкой (л.д. 28-29), представленным расчетом от 29.10.2015 (л.д. 37-38).

На основании приказов командира войсковой части 31524 № 516 от 03.12.2012, № 517 от 03.12.2012 за ноябрь 2012 и за декабрь 2012 истцу в соответствии с постановлением правительства Росси    йской Федерации от 17.10.2011 № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012 – 2014 медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях»

произведена ежемесячная денежная выплата за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в сумме по 1200 руб. (л.д. 63, 64).

С января 2013 ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1 200 руб. она не получает.

На учете в КОГКУ «УСЗН в Юрьянском районе» истец не состоит, мерами социальной поддержки не пользуется (л.д. 21).

Истец просит взыскать понесенные ей убытки в виде разницы между уплаченными денежными средствами в спорный период и частично компенсированными по месту работы в размере <данные изъяты>. с надлежащего ответчика по делу.

Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.

Статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

С 1 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам военных госпиталей, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы.

Одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частью четвертой, согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что Российская Федерация как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до 1 января 2005 года.

Данный вывод в полной мере распространяется на медицинских работников, которые проживают в сельской местности и работают в лазаретах (госпиталях) воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, оказывающих военнослужащим медицинскую помощь аналогичного характера.

Таким образом, действующее правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников военных госпиталей Минобороны Российской Федерации, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 года N 2 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2006 года N 711) "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала", Правительством Российской Федерации предоставлено только Министерству обороны Российской Федерации в пределах выделенных средств, право устанавливать для гражданского персонала воинских частей льготы и компенсации применительно к размерам, предусмотренным для аналогичных категорий работников бюджетных предприятий, учреждений и организаций в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, на территориях которых дислоцируются воинские части.

Как установлено в судебном заседании, войсковая часть 31524, где в настоящее время трудится истец, входящая в состав войсковой части 44200, имеет ведомственную подчиненность, в связи с чем вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, должны решаться Министерством обороны Российской Федерации, в то время как в данном случае Министерству финансов Российской Федерации действующим законодательством не предоставлено право устанавливать гражданскому персоналу воинских частей какие-либо льготы и непосредственно осуществлять данной категории лиц выплаты компенсационного характера.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство обороны Российской Федерации, поскольку именно этим министерством истцу до 01.01.2005 предоставлялись льготы по бесплатному предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением как медицинскому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.

Согласно представленному расчету от 29.10.2015 истцом за период с 01.11.2012 по 30.10.2015 оплачена денежная сумма в размере <данные изъяты>. (л.д.37-38).

За спорный период истцу выплачена денежная компенсация в размере <данные изъяты> (л.д. 63, 64).

Таким образом, невозмещенная разница составила <данные изъяты>

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание жилья. Кроме того, субъектам РФ не предоставлено право устанавливать ограничения или уменьшение объема мер социальной поддержки указанным категориям граждан.

Таким образом, сумма расходов истца по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.11.2012 по 30.10.2015 подлежит взысканию с Министерства обороны Российской Федерации в размере <данные изъяты>., без изъятий.

Доводы Министерства обороны Российской Федерации и ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской республике и Кировской области» о том, что истец работает в учреждении, не относящемся к федеральному государственному учреждению, судом не принимаются во внимание, поскольку указанный довод заслуживал бы внимания в случае заявления истцом требований о взыскании ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 839 «О мерах социальной поддержки в 2012 – 2014 медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях», в данном же конкретном случае речь идет о компенсации льгот, предусмотренных ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей, которые лицо имело и которыми пользовалось до 01.01.2005.

Доводы Министерства обороны Российской Федерации о том, что ЗАТО Первомайский является территорией муниципального образования со статусом городского округа существенного значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку право на компенсацию у истца возникло до 01.01.2005, предыдущее правовое регулирование предусматривало право на получение указанной компенсации врачами, провизорами, работниками со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа.

При таких обстоятельствах исковые требования Артамоновой Е.А. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Артамоновой Е.А. подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме <данные изъяты>. пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, так как данные расходы подтверждены документально (л.д. 11-12).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Артамоновой Е.А. удовлетворить.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Артамоновой Е.А. убытки в размере <данные изъяты>

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Артамоновой Е.А. госпошлину в размере <данные изъяты>

В иске Артамоновой Е.А. к Министерству финансов Российской Федерации, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по республике Марий Эл, Удмуртской республике и Кировской области» о взыскании убытков отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение одного месяца с момента изготовления его в окончательной форме – 15.02.2016.

Судья                                    О.М. Костицына

2-91/2016 (2-4464/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Артамонова Е.А.
Ответчики
ФКУ "Отдел финансового обеспечения МО РФ по Республике Марий Эл, Удмуртской Республике и Кировской области"
Министерство финансов России в лице УФК по Кировской области
Министерство обороны России
Другие
войсковая часть 31524
Департамент финансов по Кировской области
Департамент здравоохранения Кировской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Кирова
Дело на сайте суда
oktyabrsky.kir.sudrf.ru
03.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2015Передача материалов судье
03.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2015Судебное заседание
26.01.2016Судебное заседание
10.02.2016Судебное заседание
15.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2016Дело оформлено
10.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее