Дело №2-452/2022
УИД RS0017-01-2022-000721-07
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Лямбирь 19 сентября 2022 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Меркуловой А.В.,
при секретаре судебного заседания Байбиковой Г.Р.,
с участием в деле:
истицы Мальковой Т.В., её представителя – Овчинниковой С.А., действующей в соответствии с частью 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ответчика – Администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, его представителя – Главы Администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Мхчян В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мальковой Т.В. к Администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет,
установил:
Малькова Т.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в обоснование требований указав, что в связи с достижением ею пенсионного возраста, она, как лицо ранее занимавшее должность главы администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, обратилась к ответчику с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости. Решением ответчика ей было отказано в установлении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, указав, что должность главы администрации сельского поселения относится к должностям муниципальной службы в администрации сельского поселения, должность не является выборной. Она занимала должность главы администрации Первомайского сельского совета с 29.01.2004 по 10.01.2006, с 05.07.2013 по 01.11.2018. Считает, что занимаемая ею должность является выборной.
Просит суд признать незаконным и отменить решение ответчика от 16 июня 2022 г. №160 об отказе в установлении ей пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости незаконным. Обязать ответчика назначить ежемесячную фиксированную выплату к трудовой пенсии, которая суммарно с трудовой пенсией составляла не менее 60 процентов планового месячного фонда денежного содержания главы Первомайского сельского поселения Республики Мордовия, с 14 июня 2022 г.
В судебном заседании истец Малькова Т.В., её представитель Овчинникова С.А. исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика - Глава Администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Мхчян В.П. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что Малькова Т.В. занимала должность Главы Администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, которая не является выборной, кроме того, у нее отсутствует необходимый стаж муниципальной службы.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Малькова Т.В. 29 января 2004 г. была назначена на должность главы администрации Первомайского сельсовета. 10 января 2006 г. освобождена от должности главы администрации Первомайского сельского поселения. 05 июля 2013 г. назначена на должность главы администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. 1 ноября 2018 г. контракт был расторгнут по собственному желанию.
14 июня 2022 г. Малькова Т.В. обратилась в Администрацию Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные и иные должности.
Решением ответчика от 16 июня 2022 г. №160 Мальковой Т.В. было отказано, поскольку имеющийся стаж муниципальной службы составляет 12 лет 3 месяца 13 дней, что не соответствует требованиям, указанным в пункте 1 статьи 30 Закона Республики Мордовия от 8 июня 1999 г. №30-З «О муниципальной службе в Республике Мордовия».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №25-ФЗ) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (статья 3).
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемых квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы, других объективно значимых обстоятельств.
В соответствии с Федеральным законом №25-ФЗ для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23). Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона №25-ФЗ, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, также как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях.
Согласно статьям 6 и 7 Федерального закона №25-ФЗ должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 25 Федерального закона №25-ФЗ установлено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на: должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2).
В целях реализации указанных выше законоположений Президент Российской Федерации Указом от 19.11.2007 года №1532, исходя из особенностей, обусловленных характером выполняемой работы, утвердил Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Закрепление должностей и перечня органов, организаций и учреждений, служба (работа) в которых подлежит включению в стаж государственной гражданской службы, является необходимым элементом правового механизма, направленного на реализацию права федеральных государственных гражданских служащих на пенсионное обеспечение с целью предоставления им повышенной социальной защиты.
Должность главы администрации сельского поселения относится к должностям муниципальной службы в администрации сельского поселения.
Из Устава Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия следует, что Глава Первомайского сельского поселения является высшим должностным лицом Первомайского сельского поселения. Глава Первомайского сельского поселения избирается Советом депутатов Первомайского сельского поселения из своего состава, исполняет обязанности его председателя (пункт 1 статьи 33 Устава).
Администрацией Первомайского сельского поселения руководит глава администрации Первомайского сельского поселения на принципах единоначалия (пункт 2 статьи 37 Устава).
Главой администрации Первомайского сельского поселения является лицо, назначаемое Советом депутатов Первомайского сельского поселения по контракту, заключаемому главой Первомайского сельского поселения по результатам конкурса на замещение указанной должности (пункт 2 статьи 39 Устава).
Таким образом, Малькова Т.В. занимала должность главы администрации Первомайского сельского поселения, которая не является выборной.
В соответствии с частью четвертой статьи 7 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В настоящее время в Республике Мордовия данные вопросы регулируются Законом Республики Мордовия от 08.06.2007 года №48-З «О регулировании отношений в сфере муниципальной службы».
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона Республики Мордовия от 08.06.1999 года №30-3 «О муниципальной службе в Республике Мордовия» (далее-Закон №30-З), утратившего силу со дня вступления в силу Закона Республики Мордовия от 08.06.2007 года №48-З «О регулировании отношений в сфере муниципальной службы» (далее – Закон №48-З), лица, имеющие стаж муниципальной службы, минимальная продолжительность которого в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», исчисленный в соответствии со статьей 7 Закона Республики Мордовия от 08.06.2007 года №48-З «О регулировании отношений в сфере муниципальной службы», и при условии замещения ими должностей муниципальной службы в Республике Мордовия и (или) должностей государственной службы Республики Мордовия не менее 5 лет, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Из содержания изложенных норм следует, что доплата к пенсии производится при совокупности двух условий: гражданин должен иметь общий стаж муниципальной службы (в 2022 году) не менее 18 лет, и второе - замещать должность государственной службы Республики Мордовия и (или) муниципальную должность муниципальной службы в Республике Мордовия не менее 5 лет.
Таким образом, хотя у истицы имеется одно из условий для установления доплат к пенсии, а именно, замещение муниципальной должности муниципальной службы в Республике Мордовия в течение более пяти лет, другое условие – наличие не менее 18 лет стажа муниципальной службы отсутствует.
При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований Мальковой Т.В. у суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Мальковой Т.В. к Администрации Первомайского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Судья А.В. Меркулова
Мотивированное решение суда составлено 23 сентября 2022 г.
Судья А.В. Меркулова