Дело № 2-1425/2024
УИД 75RS0002-01-2024-002967-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2024 года г. Чита
Ингодинский районный суд г. Читы в составе
председательствующего судьи Рахимовой Т.В.,
при секретаре Куйдиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мацашек А. С. к администрации городского округа «Город Чита», администрации Ингодинского района городского округа «Город Чита» о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найм,
установил:
Истец обратился с таким требованием, указывая, что ему как военнослужащему, заключившему первый контракт ДД.ММ.ГГГГ во время службы было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> (ранее <адрес>). Именно им он был обеспечен при увольнении, о чем имеется информация в приказе. В дальнейшем жилье передано в муниципальную собственность при расформировании Антипихинской КЭЧ. Несмотря на это в заключении договора социального найма администрацией города отказано, поэтому он не может зарегистрироваться по месту жительства по данному адресу и сохраняет регистрацию при войсковой части. Просит о признании за ним права пользования квартирой на условиях социального найма.
В судебное заседание истец Мацашек А.С., ответчики Администрация города и района, и третьи лица - Министерство обороны РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс», Территориальный отдел «Читинский» ФГАУ «Росжилкомплекс», Луковкина Е.В., действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетнего Луковкина А.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Луковкин И.С. – не явились при надлежащем извещении о слушании дела. От Территориальный отдел «Читинский» ФГАУ «Росжилкомплекс» поступило ходатайство о рассмотрении в отсутствие; от администрации города – возражения с ходатайством о рассмотрении в отсутствие.
По правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Мацашек А.С. проходил службу в <данные изъяты> в должности (на момент увольнения) <данные изъяты> Первый контракт о прохождении военной службы Мацашек А.С. заключил ДД.ММ.ГГГГ (при поступлении в военное высшее учебное заведение, окончил его с присвоением звания лейтенант ДД.ММ.ГГГГ). Уволен <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ с выслугой лет в календарном исчислении 25 лет 5 месяцев (в льготном – 33 года 9 мес.).
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула) (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
В силу статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, назначенным на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского звания (начиная с 1 января 1998 года), офицерам, заключившим первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 1998 года, прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, являющимся гражданами, поступившими на военную службу по контракту начиная с 1 января 1998 года, и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении указанными военнослужащими-гражданами общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанными федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются: военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Содержание приведенных норм федерального закона, по мнению суда, указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Представление об увольнении Мацашек А.С. от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения об обеспечении его жильем по адресу: <адрес> (в настоящее время – <адрес>). Справкой от ДД.ММ.ГГГГ № Антипихинской КЭЧ района подтверждено, что он обеспечен жилой площадью по данному адресу. Справкой о проверке жилищных условий предусмотрено, что комиссия предлагает выделить Мацашек А.С. жилую площадь по спорному адресу. В личном деле военнослужащего содержатся данные о месте жительства Мацашек А.С. по этому же адресу. Имеется также ответ от ДД.ММ.ГГГГ № ФГКУ Востокрегионжилье» о том, что Мацашек А.С. на учете нуждающихся не состоит, согласно архивному учету имеются сведения о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма.
На запрос суда ТО «Читинский» филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомлекс» сообщил, что Мацашек А.С. решением жилищной комиссии в/ч № был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и Антипихинской КЭЧ района ДД.ММ.ГГГГ включен в списки очередников. С учета нуждающихся снят ДД.ММ.ГГГГ в связи с предоставлением жилья по адресу: <адрес>.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Мацашек А.С. как кадровый офицер, заключивший первый контракт до ДД.ММ.ГГГГ, и обеспеченный в период прохождения военной службы жилым помещением на условиях договора социального найма, имеющий выслугу более 20 лет, сохранил после увольнения право на пользование жильем на тех же условиях.
Поэтому исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы администрации города об отсутствии доказательств занятия жилого помещения на условиях социального найма опровергаются приведенными выше доказательствами.
Кроме того, спорное жилье передано в муниципальную собственность в ДД.ММ.ГГГГ году (см. выписка из реестра муниципального реестра).
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Вводный закон не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и ДД.ММ.ГГГГ, правовая позиция также подтверждена в определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГПР13-8).
В качестве ответчиков заявлены администрация города и района.
В силу Положения б администрации городского округа "Город Чита" (утв. Решением Думы городского округа "Город Чита" от 16.02.2023 N 19) администрация осуществляет исполнение полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и Уставом городского округа к ведению органов местного самоуправления, а также отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Забайкальского края, за исключением полномочий, отнесенных федеральными законами, законами Забайкальского края, Уставом городского округа к ведению представительного и иных органов местного самоуправления. Администрация обеспечивает исполнение иных полномочий в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края, Уставом городского округа.
В силу пункта 14 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на: 14) предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.
Статьями 2, 4, 8 Положения б администрации Ингодинского административного района городского округа "Город Чита" в новой редакции, утв. Решением Думы городского округа "Город Чита" от 13.10.2011 N 201, предусмотрено, что администрация района является территориальным органом администрации городского округа, наделенным правами юридического лица, который подразделяется на структурные единицы, реализует полномочия администрации городского округа по решению вопросов местного значения и по выполнению переданных отдельных государственных полномочий на территории Ингодинского административного района городского округа, организационно-правовая форма - муниципальное казенное учреждение, созданное для осуществления управленческих функций.
Администрация района должна: - вести учет и осуществлять постановку на учет малоимущих и иных категорий граждан района, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; - заключать договоры социального найма и найма жилых помещений, а также вносить в них изменения; - заключать договоры социального найма жилых помещений на вновь вводимый жилищный фонд, в том числе на жилые помещения, приобретаемые в рамках реализации муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на основании решения, принимаемого администрацией городского округа; - выявлять бесхозяйные жилые помещения, решать вопросы с их дальнейшей эксплуатацией; - вести учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений в муниципальных общежитиях, расположенных на территории района; - вести учет и принимать решения о включении граждан в список претендентов на получение субсидии на приобретение жилья в городском округе.
Поэтому иск подлежит удовлетворению в полном объеме к заявленным в иске ответчикам.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Мацашек А. С. удовлетворить.
Признать за Мацашек А. С. (паспорт №, выдан <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Рахимова
Решение изготовлено в окончательной форме 05.08.2024.