Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года село Донское
Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В.,
при секретаре Ельцовой Е.В.,
с участием:
представителя истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО5,
законного представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца ФИО14 ФИО6 – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 о признании недостойным наследником,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2, просила признать ФИО2 недостойным наследником и отстранить ее от наследования по закону после смерти ФИО8
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее сын ФИО8
После смерти сына открылось наследство, состоящее из земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, легкового автомобиля <данные изъяты>
Она является наследником первой очереди по закону. Ответчик ФИО2 также является наследником первой очереди по закону. ФИО2 является недостойным наследником, поскольку брак, заключенный ответчиком с ее сыном, является фиктивным, без цели создания семьи. Они совместно не проживали, детей не имеют, не имели общего бюджета и не владели общей собственностью, не занимались совместным домашним хозяйством. Супруги вступили в брак не для создания семьи, ответчик хотела получить материальную выгоду. Фамилию ответчик после заключения брака не поменяла. Их брак заключен за 3 месяца до смерти ее сына.
В судебное заседание истец ФИО1, ответчик ФИО2 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Законный представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца малолетней ФИО6 – ФИО7 в судебном заседании просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Третье лицо нотариус ФИО11 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным кодексом (абзац второй статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В состав наследства в соответствии со ст. 1112 ГК РФ входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч. 2 ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец ФИО1 является матерью ФИО8, что подтверждается свидетельством о рождении III-ГН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о смерти ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке о заключении брака № №, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО8 и ФИО2 заключен брак, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО13, мужу ФИО12.
Из копии наследственного дела, следует, что наследниками умершего ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, имеющими право на наследство по закону, являются: ФИО1 – мать, ФИО2 – супруга, ФИО6 – дочь. Завещание умершим составлено не было. Наследственное имущество заключается: в доле земельного участка и жилого дома по <адрес>, денежных средствах, внесенных во вклады и хранящиеся в подразделениях <данные изъяты>», автомобиле <данные изъяты>, доле в уставном капитале <данные изъяты>
Согласно п. 1, 2 ст. 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество.
По требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования надлежит иметь в виду следующее:
а) указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 ГК РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.
Противоправные действия, направленные против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, вследствие совершения которых граждане утрачивают право наследования по указанному основанию, могут заключаться, например, в подделке завещания, его уничтожении или хищении, понуждении наследодателя к составлению или отмене завещания, понуждении наследников к отказу от наследства.
Наследник является недостойным согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1117 ГК РФ при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы);
б) вынесение решения суда о признании наследника недостойным в соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 1117 ГК РФ не требуется. В указанных в данном пункте случаях гражданин исключается из состава наследников нотариусом, в производстве которого находится наследственное дело, при предоставлении ему соответствующего приговора или решения суда.
Из анализа указанных норм и разъяснений по их применению следует, что недостойным наследником может быть признано только лицо, совершившее противоправные, умышленные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, если такие действия подтверждены в судебном порядке приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 указано, что при рассмотрении требований об отстранении от наследования по закону в соответствии с пунктом 2 статьи 1117 ГК РФ судам следует учитывать, что указанные в нем обязанности по содержанию наследодателя, злостное уклонение от выполнения которых является основанием для удовлетворения таких требований, определяются алиментными обязательствами членов семьи, установленными СК РФ между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и внуками, пасынками и падчерицами и отчимом и мачехой (статьи 80, 85, 87, 89, 93 - 95 и 97). Граждане могут быть отстранены от наследования по указанному основанию, если обязанность по содержанию наследодателя установлена решением суда о взыскании алиментов. Такое решение суда не требуется только в случаях, касающихся предоставления содержания родителями своим несовершеннолетним детям.
Злостный характер уклонения в каждом случае должен определяться с учетом продолжительности и причин неуплаты соответствующих средств.
Суд отстраняет наследника от наследования по указанному основанию при доказанности факта его злостного уклонения от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя, который может быть подтвержден приговором суда об осуждении за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, решением суда об ответственности за несвоевременную уплату алиментов, справкой судебных приставов-исполнителей о задолженности по алиментам, другими доказательствами. В качестве злостного уклонения от выполнения указанных обязанностей могут признаваться не только непредоставление содержания без уважительных причин, но и сокрытие алиментнообязанным лицом действительного размера своего заработка и (или) дохода, смена им места работы или места жительства, совершение иных действий в этих же целях.
На такие обстоятельства истец не ссылается, доказательств их наличия в материалы дела не представлено, в связи с чем предусмотренных законом оснований для признания ответчика ФИО2 недостойным наследником и отстранения ее от наследования по закону имущества наследодателя не имеется.
Доводы истца о том, что брак, заключенный между ответчиком и наследодателем, носил фиктивный характер являются несостоятельными.
В силу пункта 1 статьи 27 Семейного кодекса Российской Федерации брак признается недействительным при нарушении условий, установленных статьями 12 - 14 и пунктом 3 статьи 15 названного Кодекса, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
Признание брака недействительным производится судом (пункт 2 статьи 27 Семейного кодекса Российской Федерации).
Требований о признании брака, заключенного между ФИО2 и наследодателем ФИО8, недействительным истец не заявляла, в связи с чем доказательства, подтверждающие или опровергающие факт фиктивности указанного брака, не имеют значения по настоящему делу.
Доказательств вынесения судом ранее решения о признании брака, заключенного между ФИО2 и наследодателем ФИО8, истцом не представлено.
При этом круг лиц, имеющих право требовать признания брака недействительным, определен в пункте 1 статьи 28 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому требовать признания брака недействительным вправе:
несовершеннолетний супруг, его родители (лица, их заменяющие), орган опеки и попечительства или прокурор, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста (статья 13 настоящего Кодекса). После достижения несовершеннолетним супругом возраста восемнадцати лет требовать признания брака недействительным вправе только этот супруг;
супруг, права которого нарушены заключением брака, а также прокурор, если брак заключен при отсутствии добровольного согласия одного из супругов на его заключение: в результате принуждения, обмана, заблуждения или невозможности в силу своего состояния в момент государственной регистрации заключения брака понимать значение своих действий и руководить ими;
супруг, не знавший о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, опекун супруга, признанного недееспособным, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку, другие лица, права которых нарушены заключением брака, произведенного с нарушением требований статьи 14 настоящего Кодекса, а также орган опеки и попечительства и прокурор;
прокурор, а также не знавший о фиктивности брака супруг в случае заключения фиктивного брака;
супруг, права которого нарушены, при наличии обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 15 настоящего Кодекса.
Истец ФИО1 к лицам, имеющим право требовать признания брака между ее сыном ФИО8 и ответчиком ФИО9, недействительным по мотиву его фиктивности, не относится.
Более того, согласно пункту 2 статьи 10 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Пунктом 4 статьи 27 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что брак признается недействительным со дня его заключения.
Таким образом, в случае признания судом брака наследодателя недействительным, вынесения решения суда об отстранения супруга, брак которого с наследодателем признан недействительным, от наследования не требуется. Такой супруг не может быть призван к наследования в силу закона.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО2 о признании недостойным наследником отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Труновский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 декабря 2021 года.
Судья А.В. Щербин