Решение по делу № 2-1980/2023 от 25.05.2023

№ 2-1980/2023

64RS0047-01-2023-001716-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2023 года                                  г. Саратов

Октябрьский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Замотринской П.А.,

при секретаре Иванове М.С.,

при участии представителя истца прокуратуры Кировского района г. Саратова – старшего помощника прокурора Кировского района г. Саратова Баранова А.С.,

представителя ответчика ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова – Даниловой О.В.,

представителя ответчика КУИ Саратовкой области – Вещеулова Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Саратова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова, МАУК «Централизованная клубная система» МО «Город Саратов», КУИ г. Саратова, КУИ Саратовской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство труда и социальной защиты Саратовской области, ООО УК «Фаворит-СК», о возложении обязанности создать условия доступности для маломобильных граждан, внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры,

установил:

первоначально истец обратился в суд 25 мая 2023 года с исковыми требованиями к ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», просил признать незаконным бездействие ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности для инвалидов входной группы помещения, в котором ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» предоставляет населению необходимые услуги и информацию, расположенное по адресу: <адрес>, в части оборудования пандуса, поручней к нему, лестниц крыльца в соответствии с требованиями «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001»; возложить обязанность на ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» обеспечить условия для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объекту социальной инфраструктуры, а именно – к помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем оборудования пандуса, поручней к нему, лестниц крыльца в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001.

27 июля 2023 года прокурором были уточнены исковые требования, с учетом уточнения заявленных требований он просил суд обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», МКУ «Служба хозяйственного и транспортного управления», КУИ г. Саратова создать условия доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к находящимся в собственности Саратовской области и МО «Город Саратов» нежилым помещениям 1 этажа многоквартирного дома № <адрес>, создать возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода их них в соответствии с законодательством РФ, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001»; обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от <дата> в части дополнения раздела управленческие решения информацией, необходимой для создания доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, возможности беспрепятственного входа в объекты и выхода из них в соответствии с приказомМинтруда России от 30 июля 2015 года № 527н «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной зашиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи».

19 сентября 2023 года прокурором были уточнены исковые требования, с учетом уточнения заявленных требований он просил суд обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», МАУК «Центральная клубная система» МО «Город Саратов, КУИ г. Саратова создать условия доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к находящимся в собственности Саратовской области и МО «Город Саратов» нежилым помещениям 1 этажа многоквартирного дома № <адрес>, создать возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода их них в соответствии с законодательством РФ, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001»; обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от <дата> в части дополнения раздела управленческие решения информацией, необходимой для создания доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, возможности беспрепятственного входа в объекты и выхода из них в соответствии с приказомМинтруда России от 30 июля 2015 года № 527н «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной зашиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи».

2 ноября 2023 года исковые требования были вновь уточнены истцом, с учетом уточнения заявленных требований истец просил суд обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», МАУК «Центральная клубная система» МО «Город Саратов», КУИ г. Саратова, КУИ Саратовской области создать условия доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к находящимся в собственности Саратовской области и МО «Город Саратов» нежилым помещениям 1 этажа многоквартирного дома № <адрес>, создать возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода их них в соответствии с законодательством РФ, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001»; обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от <дата> в части дополнения раздела управленческие решения информацией, необходимой для создания доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, возможности беспрепятственного входа в объекты и выхода из них в соответствии с приказомМинтруда России от 30 июля 2015 года № 527н «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной зашиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи».

В заявлении от 30 ноября 2023 года прокурором указано, что он поддерживает исковые требования в редакции от 2 ноября 2023 года, от исковых требований в редакции от 25 мая 2023 года, 27 июля 2023 года, 19 сентября 2023 года отказывается.

Таким образом, прокурор отказался от требований к МКУ «Служба хозяйственного и транспортного управления» о возложении обязанности создать условия доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к находящимся в собственности Саратовской области и МО «Город Саратов» нежилым помещениям 1 этажа многоквартирного дома № <адрес>, создать возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода их них в соответствии с законодательством РФ, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», а также от требования к ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», о признании незаконным бездействие ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», выразившееся в непринятии мер по обеспечению доступности для инвалидов входной группы помещения, в котором ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» предоставляет населению необходимые услуги и информацию, расположенное по адресу: <адрес>, в части оборудования пандуса, поручней к нему, лестниц крыльца в соответствии с требованиями «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

Остальные требования, изложенные в заявлениях от 25 мая 2023 года, 27 июля 2023 года, 19 сентября 2023 года идентичны тем, которые изложил прокурор 2 ноября 2023 года, и которые поддержаны им.

Отказ от исковых требований в части принят судом, о чем 30 ноября 2023 года вынесено соответствующее определение.

В обоснование заявленных требований истец с учетом уточнения оснований заявленных требований от 26 июля 2023 года, а также с учетом уточнений оснований заявленных требований, содержащихся в заявлениях от 27 июля 2023 года, 19 сентября 2023 года, указал, что ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» осуществляет деятельность в нежилых помещения, площадью 189,3 кв.м., расположенных на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Данный объект наряду с иными нежилыми помещениями расположен обособленно от иных жилых помещений многоквартирного дома, имеет отдельный вход. Вход оборудован крыльцом, которое имеет ступени и горизонтальную площадку перед входом в многоквартирный дом. Крыльцо входной группы оборудовано конструкцией, представляющей собой наклонную плоскость, профиль и покрытие которой проходит по контуру ступеней. Управляющей компанией дома ООО УК «Фаворит-Стандарт Качества» мероприятия по содержанию крыльца не проводились, потому что в техническом паспорте многоквартирного дома пандусы отсутствуют. В ходе проведенного обследования установлено, что имеющееся крыльцо не позволяет беспрепятственно посещать помещение лицам с ограниченными возможностями, не позволяет инвалидам-колясочникам самостоятельно беспрепятственно входить на объект. Требования к доступности здания предусмотрены «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001». У внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м., уклон пандуса должен быть не более 1:20 (5 %), вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м., у пандусов – дополнительно на высоте 0,7 м. Верхний и нижний края поручня пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Поручень ограждений с внутренней стороны с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие горизонтальные части поручня должны выполняться по 5.1.13 и иметь травмобезопасное исполнение. Поручни пандусов и лестниц должны выдерживать нагрузку без деформации не менее 0,5 кН/м в любом направлении. Оптимальным вариантом для охвата рукой являются поручни округлого сечения, диаметром от 0,04 до 0,05 м (для детей – 0,03 м). Расстояние в свету между поручнем и стеной должно быть не менее 0,045 м. Стена вдоль поручня должна быть гладкой. Имеющаяся на крыльце конструкция не соответствует данным требованиям. Установлено, что угол наклона профиля расположенной на лестнице конструкции составляет 30 %, перед ступенями лестницы нет предупреждающих тактильных указателей, ступени имеют разную высоту, отсутствует маркировка первой и последней ступени, входные двери должны быть оборудованы доводчиками, в качестве дверных запоров предусмотрены ручки нажимного действия. Паспорт объекта социальной инфраструктуры от 19 мая 2023 года в разделе управленческие решения не содержит рекомендаций по адаптации объекта, иные сведения по разделу. В ходе дополнительно проведенных мероприятий установлено, что нежилые помещения, площадью 44.4 кв.м., 30,7 кв.м., 31, 2 кв.м. находятся в собственности администрации МО «Город Саратов», но закреплены на праве оперативного управления за МАУК «Централизованная клубная система» МО «Город Саратов». На основании изложенного, с учетом уточнения заявленных требований истец просил суд обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», МАУК «Центральная клубная система» МО «Город Саратов», КУИ г. Саратова, КУИ Саратовской области создать условия доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к находящимся в собственности Саратовской области и МО «Город Саратов» нежилым помещениям 1 этажа многоквартирного дома № 45 по ул. Тракторной в г. Саратове, создать возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода их них в соответствии с законодательством РФ, утвержденным приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001»; обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от 19 мая 2023 года в части дополнения раздела управленческие решения информацией, необходимой для создания доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, возможности беспрепятственного входа в объекты и выхода из них в соответствии с приказомМинтруда России от 30 июля 2015 года № 527н «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной зашиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи».

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, в соответствии с которыми по вышеуказанному адресу располагается подразделение по предоставлению мер социальной поддержки по Гагаринскому району ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», которое вошло в состав ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» с 16 декабря 2022 года. В соответствии с актом приема-передачи от 15 декабря 2022 года ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» передано нежилое помещение, площадью 189,3 кв.м., по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45, состоящее из нескольких кабинетов. При этом коридор и входная группа в состав передаваемых помещений не вошли. Помимо ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» крыльцо и коридоры нежилого помещения используют структурное подразделение Департамента Гагаринского административно района МО «Город Саратов», общественная приемная партии «Единая Россия», частные собственники. Поскольку входная группа не входит в состав имущества ГКУ СО «КСПН г. Саратова», расходование бюджетных средств на ее ремонт и реконструкцию пандуса повлечет за собой нецелевое использование бюджетных средств, в связи с чем ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» не может произвести ремонт крыльца и приведение пандуса в надлежащее состояние. Входная группа и пандус относятся к общему имуществу многоквартирного дома, средства на ремонт и содержание которого оплачиваются управляющей компанией всеми собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Силами ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» на имеющейся при входе пандус закреплено щетинистое покрытие, препятствующее скольжению по поверхности пандуса, а также установлена кнопка вызова персонала для оказания содействия лицам с ограниченными возможностями при их обращении за оказанием государственных услуг.

Представитель ответчика представителя ответчика КУИ Саратовкой области в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, указывая, что КУИ Саратовкой области является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика МАУК «Централизованная клубная система» МО «Город Саратов» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд предоставлены возражения на исковое заявление, в соответствии с которыми за МАУК «Централизованная клубная система» на праве оперативного управления закреплены объекты нежилого фонда, расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45: нежилые помещения, площадью 44,4, кв. м., 30,7 кв. м., 31.2 кв. м. В данных помещениях размещается административно-управленческий аппарат учреждения, бухгалтерия, которые осуществляют руководство текущей деятельностью учреждения и организуют его работу. Личный прием граждан по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45, учреждение не осуществляет. МАУК «Централизованная клубная система» создано в целях реализации права граждан на участие в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям населения. Основной деятельностью учреждения является предоставление разнообразных услуг культурно-досугового, информационно-просветительского и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным, декоративно-прикладным, изобразительным и техническим творчеством, развития любительского искусства, традиционных художественных промыслов и ремесел. Для данных целей в составе МАУК «Централизованная клубная система» действуют филиалы, 18 домов культуры в Гагаринском районе г. Саратова, не обладающие статусом юридического лица, которые обеспечены беспрепятственным доступом лиц с ограниченными возможностями здоровья к объектам учреждений культуры. Офис МАУК «Централизованная клубная система» состоит из 4 комнат и находится в многоквартирном доме. В соответствии с п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ с 1 января 2016 года органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для инвалидов условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. В связи с изложенным оснований для удовлетворения требований к МАУК «Централизованная клубная система» МО «Город Саратов» у суда не имеется.

Представитель ответчика КУИ г. Саратова в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства труда и социальной защиты Саратовской области в судебное заседание 30 ноября 2024 года не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна, в суд предоставлены возражения на исковое заявление, аналогичные возражениям ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО УК «Фаворит-СК», в судебное заседание 30 ноября 2023 года не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Ранее в суд были предоставлены возражения на исковое заявление, в соответствии с которыми ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» является объектом социальной инфраструктуры, органом, осуществляющим социальную поддержку населения, и должно обеспечивать недискриминационный доступ всем гражданам к оказываемым услугам. Кроме того, органом, на который в силу закона возложена обязанность по проведению обследования жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, по оформлению акта обследования, по принятию решения по результатам обследования с вынесением заключения и его передаче главе муниципального образования для принятия решения о включении мероприятий в план работы, является муниципальная комиссия. На основании изложенного полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив доводы искового заявления, возражений на исковое заявление, выслушав объяснения участников процесса и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что за ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» не праве оперативного управления закреплено нежилое помещение, площадью 189,3 кв.м., расположенное на 1 этаже многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45 (л.д. 46-47 тома 1 – выписка из ЕГРН, л.д. 74-75 – акт приема-передачи с приложение).

За МАУК «Централизованная клубная система» на праве оперативного управления закреплены объекты нежилого фонда, расположенные по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45: нежилые помещения, площадью 44,4, кв. м., 30,7 кв. м., 31.2 кв. м. (л.д. 5-6 тома 2 – Распоряжение, л.д. 18 тома 2 – Распоряжение).

Указанные нежилые помещения расположены обособленно от иных жилых помещений многоквартирного дома, имеет отдельный вход. Вход оборудован крыльцом, которое имеет ступени и горизонтальную площадку перед входом в многоквартирный дом. Крыльцо входной группы оборудовано конструкцией, представляющей собой наклонную плоскость, профиль и покрытие которой проходит по контуру ступеней (л.д. 28-33 тома 1 – технический паспорт, л.д. 48-49 тома 1 – представление об устранении нарушений, л.д. 50 тома 1 – ответ на представление, л.д. 51 тома 1 – объяснение, л.д. 52-53 – фотографии).

Как следует из п. 1 Устава ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» предметом деятельности Учреждения является социальная поддержка отдельных категорий граждан.

В соответствии с п. 2 Устава ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» одной из функций Учреждения является осуществление мероприятий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками (л.д. 97-118 тома 2).

В соответствии с п.п. 2.1.2 Устава МАУК «Централизованная клубная система» целью деятельности учреждения является удостоверение потребностей населения в сохранении и развитии народной традиционной культуры МО «Город Саратов», в том числе предоставление услуг социально-культурного, просветительского, развлекательного характера, доступных для широких слоев населения (л.д. 88-96 тома 2).

В соответствии с положениями ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В соответствии с п.п. 6.1.2 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904/пр, в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.

Параметры наружной лестницы следует принимать по 5.1.12, 5.1.13.

Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается.

Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по 5.1.14 - 5.1.16.

При перепаде высот входной площадки и поверхности тротуара не более 0,2 м допускается не менее чем с одной стороны устраивать пандус без поручня с уклоном не более

В соответствии с п.п. 5.1.14-5.1.15 указанных выше СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года N 904/пр, у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать:

- пандусы при перепаде высот от 0,014 м до 6,0 м;

- платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ 34682.2 при перепаде высот до 3,0 м <*>;

- лифты при перепаде высот от 3,0 м и более.

Длину одного марша пандуса с учетом продольного уклона принимают по таблице 5.1.

На участках пешеходных путей с максимальной расчетной интенсивностью движения пешеходов в двух направлениях до 2400 чел./ч ширину прохожей части пандуса, применяемого совместно с лестницей, назначают по расчету согласно СП 42.13330 и СП 35.13330, но не менее 0,9 м, а при интенсивности движения пешеходов более 2400 чел./ч - не менее 1,8 м.

Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее:

- на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 x 1,8 м;

- при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 x 1,5 м.

Примечание - На горизонтальных площадках пандусов для водоотведения следует предусматривать продольный уклон в сторону спуска или поперечный уклон от 5 до.

По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).

Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.

Как следует из материалов дела, входная группа в помещения, находящиеся в оперативном управлении у МАУК «Централизованная клубная система» и в оперативном управлении у ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», которые оказывают в том числе услуги по социальному обслуживанию инвалидов, указанным выше положениям санитарных правил не соответствует (л.д. 28-33 тома 1 – технический паспорт, л.д. 48-49 тома 1 – представление об устранении нарушений, л.д. 50 тома 1 – ответ на представление, л.д. 51 тома 1 – объяснение, л.д. 52-53 – фотографии).

Данные обстоятельства ответчиками в судебном заседании не оспаривались.

Собственник имущества вправе передать учреждению или казенному предприятию любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, как движимое, так и недвижимое.

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и вправе распоряжаться этим имуществом с согласия собственника (п. 1 ст. 296 ГК РФ).

Толкование п. 1 ст. 296 ГК РФ позволяет сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника. В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.

Таким образом, поскольку ряд нежилых помещений 1 этажа многоквартирного дома № 45 по ул. Тракторной в г. Саратове, передан на праве оперативного управления МАУК «Централизованная клубная система» и ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», эти организации оказывают услуги по социальному обслуживанию населения, в том числе и инвалидов, доступ к этим помещениям не оборудован в соответствии с требованиями действующего законодательства, то требования прокурора о возложении обязанности на ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» и МАУК «Централизованная клубная система» создать условия доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к нежилым помещениях, находящимся в их оперативном управлении по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45 путем оборудования входа и выхода из здания в соответствии с п.п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В удовлетворении исковых требований к КУИ г. Саратова, КУИ Саратовской области как к учредителям указанных учреждений необходимо отказать, поскольку МАУК «Централизованная клубная система» и ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» являются самостоятельными автономными учреждениями, юридическими лицами, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.

Кроме того, прокурором заявлено требование о возложении обязанности на ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от 19 мая 2023 года в части дополнения раздела «Управленческие решения» указанием на необходимость создания условий доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к нежилому помещению площадью 189,3 кв.м., расположенному по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45 путем оборудования входа и выхода из здания в соответствии с п.п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.

Рассматривая указанное требование, суд приходит к следующему.

Как следует из п. 9 и 10 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи, зарегистрированного в Минюсте России 17 сентября 2015 года № 38897, органы и организации, предоставляющие услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее - обследование и паспортизация, Паспорт доступности соответственно).

Паспорт доступности должен содержать следующие разделы:

а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;

б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 13 настоящего Порядка;

в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов, с использованием показателей, предусмотренных пунктом 13 настоящего Порядка;

г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В материалы дела ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» был предоставлен паспорт объекта социальной инфраструктуры – части здания на 1 этаже, площадью 189,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45.

В п. 4.1 Паспорта «Рекомендации по адаптации основных структурных элементов объекта» около зоны входа и выхода в здание указано, что учреждение не является собственником входной группы.

Вместе с тем, как указывалось выше, нежилое помещение площадью 189,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45, закреплено за ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» на праве оперативного управления, и обязанность обязанности создать условия доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к нежилым помещениях, находящимся в их оперативном управлении по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45 путем оборудования входа и выхода из здания в соответствии с п.п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр, лежит в том числе на ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова».

Таким образом, Паспорт объекта социальной инфраструктуры должен содержать информацию о необходимости выполнения этой обязанности.

При таких обстоятельствах в этой части требования прокурора также является законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Кировского района г. Саратова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова (ИНН 6452942600), МАУК «Централизованная клубная система» МО «Город Саратов» (ИНН 6432021753) о возложении обязанности создать условия доступности для маломобильных граждан, внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры удовлетворить частично.

Обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова», создать условия доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к нежилому помещению площадью 189,3 кв.м., расположенному по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45 путем оборудования входа и выхода из здания в соответствии с п.п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.

Обязать ГКУ СО «Комитет социальной поддержки населения г. Саратова» внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от 19 мая 2023 года в части дополнения раздела «Управленческие решения» указанием на необходимость создания условий доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к нежилому помещению площадью 189,3 кв.м., расположенному по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45 путем оборудования входа и выхода из здания в соответствии с п.п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.

Обязать МАУК «Централизованная клубная система» МО «Город Саратов» создать условия доступности для маломобильных граждан, в том числе инвалидов, к нежилым помещениям, площадью 44,4 кв.м. и 30,7 кв.м., расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Тракторная, дом 45 путем оборудования входа и выхода из здания в соответствии с п.п. 6.1.2 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г. Саратова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к КУИ г. Саратова (ИНН 6450003860), КУИ Саратовской области (ИНН 6450000788), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство труда и социальной защиты Саратовской области, ООО УК «Фаворит-СК», о возложении обязанности создать условия доступности для маломобильных граждан, внести изменения в паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья П.А. Замотринская

Мотивированное решение изготовлено 7 декабря 2023 года.

Судья П.А. Замотринская

2-1980/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кировского района г.Саратова
Ответчики
МАУК "Централизованная клубная система" муниципального образования "город Саратов"
МКУ "Служба хозяйственного и транспортного управления"
Государственное казенное учреждение Саратовской области "Комитет социальной поддержки населения г.Саратова"
Комитет по управлению имуществом г.Саратова
Комитет по управлению имуществом Саратовской области
Другие
Комитет по финансам администрации МО «Город Саратов»
Комитет культурного наследия Саратовской области
ООО "УК-Фаворит-Стандарт качества"
Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Министерство труда и социальной защиты Саратовской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
25.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2023Передача материалов судье
26.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2023Судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
16.01.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее