УИД 76RS0024-01-2019-003404-52
Дело № 2а – 214/2020 Мотивированное решение
изготовлено 30.01.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2020 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновой М.Н.,
с участием:
представителя административного ответчика Киселевой О.В. по доверенности от 01 августа 2019 года,
иные лица, участвующие в деле, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Парамонова Константина Александровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области о признании незаконными действий,
установил:
16.08.2017 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г.Яросавля было возбуждено исполнительное производство №30565/17/76006-ИП на основании исполнительного листа НОМЕР, выданного в соответствии с решением Красноперекопского районного суда г.Ярославля, в отношении должника ООО «Инжтехсервис» в пользу взыскателя Семенычева А.С., предмет исполнения: задолженность в размере 343975,37 руб. (л.д.20-22).
На основании определения Красноперекопского районного суда г.Ярославля от 19.12.2017, вступившего в законную силу 10.01.2018 (л.д.16-17), ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г.Ярославля было вынесено постановление о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником: взыскателя Семенычева А.С. на Парамонова К.А. (л.д.18).
23.11.2018 решением Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ) ООО «Инжтехсервис» (запись ГРН НОМЕР) (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ) – л.д.25-34).
30.04.2019 исполнительное производство №30565/17/76006-ИП от 16.08.2017 в отношении должника ООО «Инжтехсервис» прекращено на основании п.7 ч.2 ст.43 «Об исполнительном производстве» (исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц) (л.д.23).
Парамонов К.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области о признании незаконными действий налоговой инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица – ООО «Инжтехсервис» (л.д.5-6, 14-15).
В обоснование исковых требований в заявлении указано, что основанием исключения ООО «Инжтехсервис» из ЕГРЮЛ явился факт невыполнения юридическим лицом требований о предоставлении налоговой отчетности в течение 12 месяцев. Исключением ООО «Инжтехсервис» из ЕГРЮЛ были затронуты права и законные интересы истца, являющегося кредитором данной организации. На момент исключения ООО «Инжтехсервис» из ЕГРЮЛ, исполнительное производство не было окончено фактическим исполнением. О нарушении прав и законных интересов в связи с исключением ООО «Инжтехсервис» из ЕГРЮЛ истцу стало известно в момент окончания исполнительного производства - 30.04.2019.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г.Ярославля, судебный пристав-исполнитель Майгурова А.Ю., учредители ООО «Инжтехсервис» Басков Н.Ю. и Кочурин Ю.В.
Административный истец Парамонов К.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, об отложении слушания по делу не просил, уважительность причин неявки не подтвердил.
В силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лица, участвующие в деле, определив свои права, реализуют их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела.
В судебное заседание явился представитель административного истца Семенычев А.С., предоставивший доверенность от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (л.д.35-36).
В силу прямых указаний в частях 1, 3 ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности; адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.
Семенычев А.С., уполномоченный доверенностью на представление интересов административного истца Парамонова К.А., документов, подтверждающих наличие у него высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, суду не представил.
В силу вышеприведенных положений закона, предоставление суду документов об образовании наряду с документами, удостоверяющими полномочия представителя, является прямой обязанностью, предусмотренной процессуальным законом, которую названное лицо, действуя в качестве представителя административного истца, не исполнило.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области по доверенности (л.д.141) Киселева О.В. против удовлетворения исковых требований возражала. Указала, что процедура исключения из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица ООО «Инжтехсервис», установленная Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», соблюдена. Нарушение прав и законных интересов оспариваемым решением, административным истцом не доказано. В судебном заседании представлен письменный отзыв на иск (л.д.134-136).
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Заслушав представителя ответчика Киселеву О.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Исходя из положений частей 9 и 11 ст.226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения его прав, свобод и законных интересов; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), - соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно п. 1 ст. 64.2. Гражданского кодекса РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2. Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2 статьи 21.1).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1)
Согласно статье 22 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующих сведений.
Из изложенного следует, что принимая решение о предстоящем исключении, регистрирующий орган устанавливает порядок и сроки направления мотивированных заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Приказом Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 №САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».
Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в журнал «Вестник государственной регистрации» представляют налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующие органы) (пункты 1, 5).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Инжтехсервис» было зарегистрировано в качестве юридического лица и постановлено на учет 05.04.1995, ОГРН присвоен 16.01.2003 (выписка из ЕГРЮЛ –л.д.25-34).
06.08.2018 Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области принято решение НОМЕР о предстоящем исключении фактически недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, на основании которого в ЕГРЮЛ 08.08.2018 внесена соответствующая запись номер ГРН НОМЕР (л.д.139). Основанием для принятия данного решения послужили справки НОМЕР об отсутствии с течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, согласно которой ООО «Инжтехсервис» не осуществляло операций по расчетным счетам; НОМЕР о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с которой отчетность организацией не предоставлялась, последняя дата представления документов отчетности декларация по НДС за 3 квартал 2014 г. - 20.10.2014 (л.д.137, 138).
08.08.2018 сведения о предстоящем исключении ООО «Инжтехсервис» из ЕГРЮЛ были опубликованы в официальном печатном издании «Вестник государственной регистрации» №31 (696) от 08.08.2018/4719, а также размещено в сети «Интернет» на сайте www.vestnik-gosreg.ru. (л.д.140).
В течение трех месяцев после опубликования сведений каких-либо обращений со стороны заинтересованных лиц, включая административного истца Парамонова К.А., не поступали.
23.11.2018 Межрайонной ИФНС России №7 по Ярославской области в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН НОМЕР о прекращении деятельности ООО «Инжтехсервис» на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (выписка из ЕГРЮЛ – л.д.25-34).
Оспариваемое решение было принято уполномоченным государственным органом при наличии соответствующих условий, предусмотренных статьей 21.1 Федерального закона Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и с соблюдением предварительной процедуры оповещения.
Поскольку ООО «Инжтехсервис» не представило налоговую отчетность более чем за двенадцать месяцев, а также данные о движении денежных средств на банковском счете, и не выразило возражений относительно решения об исключении из ЕГРЮЛ, опубликованного в официальном печатном издании, равно как и не поступило таких возражений от кредиторов Общества, оспариваемое решение является законным. При этом суд учитывает отсутствие обязанности регистрирующего органа выявлять кредиторов юридического лица.
Конституционный Суд РФ в Определении от 26.05.2016 №1033-О указал, что взыскатель по исполнительному производству осуществляющий добросовестно свои права, предоставленные ему Федеральным законом «Об исполнительном производстве», не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременного направления в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Также суд принимает во внимание решение Ярославского районного суд от 11.05.2017 по делу по иску Семенычева А.С. к ООО «Инжтехсервис» о признании права собственности на объекты недвижимости, содержащее сведения о том, что ООО «Инжтехсервис» деятельность фактически не ведет (л.д.93-100).
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд приходит к выводу об отказе с удовлетворении исковых требований, поскольку принятые административным ответчиком решения вынесены с соблюдением норм действующего законодательства, при наличии к тому оснований.
Совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Г. Сингатулина