Решение от 11.11.2024 по делу № 2-2752/2024 от 04.06.2024

Дело № 2-2752/2024

УИД: 23RS0058-01-2024-003214-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2024 г.                                     г. Сочи

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Клименко И.Г.

при секретаре Апретовой М.С

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края к Петриченко Анатолию Вячеславовичу о признании договора аренды недействительным

    УСТАНОВИЛ:

    Истец – администрация муниципального образования ФИО3 округ город-курорт ФИО5 <адрес>, с учетом последующего уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к ФИО1, в котором просит признать незаконным использование земельного участка с кадастровым номером , площадью 1761 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО5, <адрес>, ул. <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – предпринимательство; запретить ФИО1 осуществлять предпринимательскую, хозяйственную и иную коммерческую деятельность на земельном участке с кадастровым номером    , расположенного по адресу: <адрес>, г. ФИО5, <адрес>, ул. <адрес>.

    Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки, прокуратурой <адрес> города ФИО5 совместно со специалистами управления муниципального земельного контроля администрации г. ФИО5 и ТО управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе-курорте ФИО5 осуществлен выезд на земельный участок с кадастровым номером

    Данный земельный участок имеет площадь - 1761 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства производственного цеха, частная собственность.

    Согласно выписке из ЕГРН от 20.03.2024 № КУВИ-001/2024-79775488 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0304020:183, расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Сухумское шоссе, площадью 1761 кв.м., принадлежит на праве собственности Петриченко Анатолию Вячеславовичу.

    В предполагаемых границах земельного участка расположены одноэтажные постройки и навесы, а также строительная техника и металлолом. На момент осмотра строительные работы не велись.

    В ходе выезда установлено, что на данном земельном участке осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель Отрощенко Игорь Николаевич (ОГРНИП 315236600013942, ИНН 231906184321) по сбору, первичной сортировке, хранении и отгрузке металлолома для дальнейшей переработки на основании лицензии от 24.02.2016 № 00130/41 и от 15.04.2016 №00136/41, выданной министерством природных ресурсов Краснодарского края.

    При приеме металлолома осуществляется дозиметрический контроль с использованием дозиметра-радиометра МКС-03СА, зарегистрирован № 40220, имеется свидетельство о поверке № С-А6/06-10-2023/286010927, дата поверки 06.10.2023 до 05.10.2024.

    Вместе с тем, при осуществлении вышеуказанной деятельности допущены нарушения требований п. 6.2 СанПин 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009», ст. 19 Федерального закона от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», СанПин 2.2.1/2.1.1-1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 2.1, п. 3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1- 1200-03, п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использование земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222, п. 2.12 СанПин 2.2.1/2.1.1-1200-03, п. 71, п. 73, п. 74 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 220, п. 221 СанПин 2.1.3684-21.

    Ввиду данных обстоятельств, прокуратурой района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей.

    Также, ч. 1 ст. 24 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем ИП Отрощенко И.Н. не исполнены указанные требования.

    При данных обстоятельствах, в порядке осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с заданием на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия от 12.04.2024 № 92 проведено обследование земельного участка с кадастровым номером на предмет правомерности его использования.

    При проведении обследования выявлены признаки нарушения земельного законодательства Российской Федерации, за которые предусмотрена административная ответственность, в соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению».

    По результатам проведения выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом установлено, что вид разрешенного использования данного земельного участка - для строительства производственного цеха, фактически земельный участок используется в коммерческих целях, а именно ведется прием лома черных и цветных металлов, а также магазин «Корма».

    На основании изложенного, усматриваются признаки использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и (или) разрешенным видом использования в нарушение ст. 42 Земельного кодекса РФ.

    Таким образом, установлено нарушение ответчиком правового режима использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304024:1681 на территории муниципального образования город-курорт ФИО5.

    Данные обстоятельства послужили поводом обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.

    ФИО23, ФИО24, ФИО8, ФИО9, ФИО25, ФИО26, ФИО10, ФИО11 обратились в суд с заявлением о вступлении в дело в качестве третьих лиц с самостоятельными требованиями, о признании незаконной деятельности по приему, обработке, хранению, транспортировке металлолома на земельном участке с кадастровым номером ; запрете собственнику земельного участка деятельности по приему, обработке, хранению, транспортировке металлолома на земельном участке с кадастровым номером ; запрете собственнику земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером деятельности, не предусмотренной Правилам землепользования и застройки города ФИО5 (утв. ФИО3) и градостроительным регламентом территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером

    В обоснование заявленных требований указано, что основанием обращения в суд администрации муниципального образования ФИО3 округ город-курорт ФИО5 с исковыми требованиями к ФИО1 послужили обращения граждан, проживающих на соседних с земельным участком с кадастровым номером , земельных участках. Деятельность, осуществляемая на земельном участке, принадлежащем ответчику, оказывает непосредственное влияние на условия жизни, а также здоровье граждан. Так, непосредственно не соблюдаются условия по шуму и вибрации, а также другие обязательные санитарно-эпидемиологические и градостроительные требования. Данными действиями нарушаются права заявителей на благоприятную окружающую среду, на получение достоверной информации о ее состоянии и права на возмещение ущерба, причиненного здоровью.

    Вышеуказанные исковые требования не были приняты судом, с учетом местоположения адреса непосредственно к адресу предмета спора.

    Самостоятельные исковые требования не сформулированы, судом признаны преждевременными. Причиной являлось отсутствие окончательных исковых требований истца Администрации г. ФИО5, которые прямо указаны в протоколе судебного заседания от 21 августа 2024 г. как «не до конца сформулированные исковые требования, отсутствие на публичной кадастровой карте адреса земельного участка (л.д. 26-28 т.2).

    В дальнейшем исковые требования не уточнялись.

    В судебном заседании представитель третьих лиц: Теппер Т.Ю., Калмыковой О.Н., Скосырской В.А. – Швецов А.В. поддержал исковые требования администрации г. Сочи, что указывает на конкурирующее положения по отношению к заявленным исковым требованиям и не являются самостоятельными исковыми требованиями, а непосредственно связаны с согласием с исковыми требованиями истца администрации г. Сочи.

    Представитель истца администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, по доверенности Бочоришвили Л.В. просила удовлетворить исковые требования по доводам, подробно изложенным в исковом заявлении.

        Представитель третьих лиц: Теппер Т.Ю., Калмыковой О.Н., Скосырской В.А., по доверенности Швецов А.В. поддержал заявленные требования. Также просил удовлетворить исковые требования администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края. Подтвердил, что в настоящее время деятельность на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0304020:183 не ведется.

     Ответчик Петриченко А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно о времени и месте судебного заседания, в суд направил представителя.

    Представитель ответчика Петриченко А.В. – Петров Н.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать. Указал, что в настоящее время деятельность на земельном участке с кадастровым номером не ведется. Земельный участок в настоящее время имеет вид разрешенного использования – предпринимательство. Также указал, что согласно положений ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    Представитель третьих лиц ИП Отрощенко И.Н. и ИП Отрощенко А.Н., по доверенности Никитина Ю.И., возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку истцом в материалы дела не представлены доказательства о нарушении ИП Отрощенко И.Н. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Так, постановление заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Сочи Вараксина С.Б. от 28 марта 2024 года № 66 о привлечении ИП Отрощенко И.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, решением судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 23.07.2024 года - отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Данное решение суда в установленном законом порядке не обжаловано и вступило в законную силу.

        Более того, ИП Отрошенко И.Н. имел лицензию на право заготовки, хранения, переработки и реализации лома и черного и цветных металлов на земельном участке с кадастровым номером , выданную Министерством природных ресурсов Краснодарского края. В настоящее время действие лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов досрочно прекращена на основании заявления лицензиата Отрощенко И.Н. Аналогичную лицензию имел и ИП Отрощенко А.Н., который осуществлял деятельность на земельном участке на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Петриченко А.В. В настоящее время деятельность на земельном участке с кадастровым номером ни ИП Отрощенко И.Н., ни ИП Отрощенко А.Н. не осуществляется.

    Третье лицо Каменская Л.В. в судебное заседание не явилась, в адресованном суду ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Мнения относительно доводов искового заявления не выразила.

    Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно исковых требований – представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, представитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в Краснодарском крае территориальный отдел по г. Сочи, а также прокурор Хостинского района г. Сочи в судебное заседание не явились, извещены о месте и времен рассмотрения дела надлежаще и своевременно, причины неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

    В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.

    Руководствуясь положениями вышеприведенной нормы процессуального законодательства, суд приходит к выводу о рассмотрении настоящего дела при указанной явке лиц, участвующих в деле.

    Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

    В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки, прокуратурой Хостинского района города Сочи совместно со специалистами управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи и ТО управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе-курорте Сочи осуществлен выезд на земельный участок с кадастровым номером .

    В ходе проведенной проверки установлено, что данный земельный участок имеет площадь - 1761 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование на дату проведения проверки - для строительства производственного цеха, частная собственность.

    Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. ФИО5, <адрес>, ул. <адрес>, площадью 1761 кв.м., принадлежит на праве собственности Петриченко Анатолию Вячеславовичу, что следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2024-79775488.

    В предполагаемых границах земельного участка расположены одноэтажные постройки и навесы, а также строительная техника и металлолом. На момент осмотра строительные работы не велись.

    В ходе выезда установлено, что на данном земельном участке осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель Отрощенко Игорь Николаевич (ОГРНИП 315236600013942, ИНН 231906184321) по сбору, первичной сортировке, хранении и отгрузке металлолома для дальнейшей переработки на основании лицензии от 24.02.2016 № 00130/41 и от 15.04.2016 №00136/41, выданной министерством природных ресурсов Краснодарского края.

    При приеме металлолома осуществляется дозиметрический контроль с использованием дозиметра-радиометра МКС-03СА, зарегистрирован № 40220, имеется свидетельство о поверке № С-А6/06-10-2023/286010927, дата поверки 06.10.2023 до 05.10.2024.

    Вместе с тем, как указывает администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи были установлены нарушения следующие нарушения.

Так, в нарушение п. 6.2 СанПин 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009», ст. 19 Федерального закона от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» не представлен план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, с указанием конкретных действий и разработанной схемой оповещения.

Кроме этого, в соответствии с санитарной классификацией СанПин 2.2.1/2.1.1-1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» данный объект отнесен к III классу опасности, с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 300 м.

Однако, фактически территория объекта граничит с территорией для индивидуального жилищного строительства на расстоянии 10 м.

В связи с чем, санитарно-защитная зона не соблюдается.

Вместе с тем, проект санитарно-защитной зоны объекта II класса опасности не представлен, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны, что подтверждается выпиской из реестра санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, что также является нарушением п. 2.1, п. 3.1 СанПин 2.2.1/2.1.1- 1200-03, п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использование земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222.

Кроме этого, не представлена информация об источниках загрязнения окружающей среды при эксплуатации производственной площадки: не представлены протоколы лабораторных исследований загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уровня шума на границе санитарно-защитной зоны предприятия, выполненные аккредитованной лабораторией, что является нарушением требований п. 2.12 СанПин 2.2.1/2.1.1-1200-03.

Также, индивидуальным предпринимателем не представлен проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что также подтверждается выпиской из реестра санитарно- эпидемиологических заключений на проектную документацию, что является нарушением п. 71, п. 73, п. 74 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Вместе с тем, хранение лома черных металлов осуществляется на прилегающей территории под открытым небом, площадка не оборудована навесом, ливнестоком, что является нарушением требований п. 220, п. 221 СанПин 2.1.3684-21.

    Также, ИП Отрощенко И.Н. не исполнены требования ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

    В силу статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (пункт 2).

    На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 названного закона).

    Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств при разрешении настоящего спора является вопрос о наличии или отсутствии нарушения арендатором санитарных требований.

    Между тем, наличие таких обстоятельств условий по делу не установлено.

    Так, из материалов дела следует, что ввиду нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прокуратурой района было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого виновное лицо – ИП Отрощенко И.Н. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей.

    При этом, в судебном заседании установлено, что не согласившись с данным постановлением по делу об административном правонарушении № 66 от 28.02.2024 года, ИП Отрощенко И.Н. в Хостинский районный суд г. Сочи была подана жалоба (№ 12-66/2024).

Решением судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 23.07.2024 года постановление заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Сочи Вараксина С.Б. от 28 марта 2024 года № 66 о привлечении ИП Отрощенко И.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Данное судебное постановление в установленном законом порядке обжаловано не было и вступило в законную силу.

В силу части 4 статьи 61 ГПК РФ, вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

            Таким образом, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении, в силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, такие как отсутствие в действиях ИП Отрощенко И.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, квалифицируемого как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, должны быть признаны, как имеющие преюдициальное значение для разрешения настоящего дела.

        При таких обстоятельствах, доводы администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского в части нарушения ни собственником Петриченко А.В., ни арендатором земельного участка ИП Отрощенко И.Н. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившемся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

    Оценив доводы истца и третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора о наличии признаков использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и (или) разрешенным видом использования в нарушение ст. 42 Земельного кодекса РФ и нарушении ответчиком правового режима использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0304024:1681 на территории муниципального образования город-курорт Сочи суд отмечает следующее.

    Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

    Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

    В силу п.п. 2 п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41 и ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

    При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами гл. 4 ГрК РФ.

    В соответствии со ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

    В муниципальном образовании город-курорт Сочи действуют Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденные Решением Городского собрания Сочи от 29.12.2009 № 202, которые являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексам Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и иными нормативно-правовыми актами.

    В соответствии с ч. 1.3 порядок использования земель города Сочи определяется в соответствии с зонированием его территории, отображенным на Карте градостроительного зонирования. В соответствии с ним территория города Сочи разделена на территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территории, для каждой из которых настоящими Правилами установлен градостроительный регламент.

    Градостроительный регламент территориальной зоны определяет правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

    Для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам.

    В соответствии с п. 3 ч. 1.3 положения и требования градостроительных регламентов, содержащиеся в Правилах, обязательны для соблюдения наряду с техническими регламентами, нормативами градостроительного проектирования и иными обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством.

    Правовой позицией, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 13016/11, разъяснено, что изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости.

    В целях соблюдения действующего законодательства необходимо использовать земельный участок в соответствии документировано-оформленным и учтённым в государственном кадастре недвижимости видом разрешенного использования либо оформить в установленном порядке изменение вида разрешенного использования в соответствии с целями фактического использования.

    Таким образом, лицо должно своевременно принять все необходимые меры по оформлению изменения существующего вида разрешенного использования в соответствии с целями фактического использования.

    Из материалов дела следует, что в порядке осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с заданием на проведение контрольного мероприятия без взаимодействия от 12.04.2024 № 92 проведено обследование земельного участка с кадастровым номером на предмет правомерности его использования.

    Согласно акта выездного обследования № 92 от 12.04.2024 года, при проведении обследования выявлены признаки нарушения земельного законодательства Российской Федерации, за которые предусмотрена административная ответственность, в соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению».

    По результатам проведения выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом установлено, что вид разрешенного использования данного земельного участка - для строительства производственного цеха, фактически земельный участок используется в коммерческих целях, а именно ведется прием лома черных и цветных металлов, а также магазин «Корма».

    В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что за Петриченко А.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1761 кв.м., расположенный по адресу: г. ФИО5, <адрес>, ул. <адрес> на основании свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного Нотариусом Темрюкского нотариального округа ФИО19 -н/23-2023-5-529; свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом Темрюкского нотариального округа ФИО19 -н/23-2023-5-530.

    Данный земельный участок имеет площадь - 1761 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства производственного цеха, частная собственность.

    Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2024-79775488 земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: г. ФИО5, <адрес>, ул. <адрес>, площадью 1761 кв.м., имел разрешенное использование – для строительства производственного цеха.

    В свою очередь право наследодателя – Петриченко И.Н. на данный земельный участок возникло на основании заключенного с предыдущим собственником Демьяненко И.П. договора купли-продажи от 03.03.2007 года.

    На дату заключения договора купли-продажи от 03.03.2007 года, данный вид разрешенного использования допускал в зоне расположения спорного участка строительство производственного цеха, то есть в тот период использование спорного земельного участка являлось правомерным и соответствовало виду разрешенного использования земель соответствующей зоны застройки.

    Одновременно с земельным участком, наследодатель приобрела и производственный цех, расположенный на данном земельном участке.

    Решением Хостинского районного суда г. Сочи от 29.06.2007 года по гражданскому делу № 2-661/2007, вступившим в законную силу 10.07.2007 года за Петриченко И.Н. признано право собственности на земельный участок, площадью 1761 кв.м. и расположенный на нем производственный цех, площадью 307,5 кв.м., литер А по <адрес> в <адрес> г. ФИО5. Право собственности на земельный участок и производственный цех зарегистрировано в установленном законом порядке. Образуемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.

    Таким образом, судом установлено, что производственный цех расположен на правомерном земельном участке, принадлежащем ответчику, разрешенное использование которого допускало размещение на нем подобного объекта.

    Положениями пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Данной нормой установлен общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.

    Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

    В абзаце четвертом пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержатся одинаковые положения, согласно которым земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 26.03.2020 N 631-О и от 30.06.2020 N 1491-О, приведенные положения пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации призваны на основе необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечить стабильность ранее сложившихся земельных и имущественных отношений, поскольку возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства.

    В пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018 разъяснено, что земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

    Указанные разъяснения, исходя из положений абзаца 4 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (содержащей аналогичное, по сути, положение), относится к случаям, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде, земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

    Таким образом, из положений земельного и градостроительного законодательства прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

    По настоящему делу право пользования земельным участком возникло у правопредшественника ответчика в 2007 году.

    Доказательств, не позволяющих осуществление строительства на данном земельном участке производственного склада, не представлено.

    Материалы дела также не содержат и доказательств, указывающих на опасность использования земельного участка для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, в судебном заседании такие обстоятельства не установлены.

    В связи с чем, строительство производственного цеха на спорном участке, а также использования земельного участка в соответствии с существующим видом разрешенного использования следует отнести к правомерному использованию этого земельного участка на основании части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и абзаца 4 пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ.

    В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

    09.11.2022 года между Петриченко А.В. (арендодатель) и ИП Отрощенко И.Н. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка.

    Согласно п. 1.1 Договора, предметом договора является земельный участок с кадастровым номером площадью 1761 кв.м. и расположенный на нем производственный цех, площадью 307,5 кв.м. расположенный по адресу: г. ФИО5, <адрес>, ул. <адрес>.

    На данном земельном участке ИП Отрощенко И.Н. (арендатор) вел свою деятельность в сфере пункта заготовки, хранения, переработки и реализации лома и черного и цветных металлов.

    В соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по хранению лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.

    Согласно абз. 3 п. 4 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 980 (далее - Положение о лицензировании), хранение - временное содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов в месте осуществления лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями, установленными Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения" (далее - Правила обращения с ломом) в целях последующей переработки и (или) реализации.

    Деятельность ИП Отрощенко И.Н. регламентировалась Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", "Правилами обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения").

    В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании для хранения металлолома к соискателю лицензии предъявляются следующие лицензионные требования, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании технических средств, оборудования и технической документации, а также земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления.

    В соответствии с п. 8 Положения о лицензировании, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) заявление о предоставлении лицензии, указанное в пункте 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", документы, указанные в пункте 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании земельных участков и (или) зданий, строений, сооружений и помещений (единой обособленной части зданий, строений, сооружений и помещений), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях и помещениях).

        В соответствии с указанным постановлением Министерством природных ресурсов Краснодарского края ИП Отрошенко И.Н. была выдана лицензия № 00136/41 от 15.05.2016 года на право заготовки, хранения, переработки и реализации лома и черного и цветных металлов на земельном участке с кадастровым номером .

        При таких обстоятельствах, доказательств использования спорного земельного участка арендаторами с нарушением его целевого использования, не представлено.

        Более того, в настоящее время действие лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов досрочно прекращена в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», на основании заявления лицензиата Отрощенко И.Н. (реестровая запись № 257573 от 12.04.2024 года).

        Также, не осуществляет деятельность на спорном земельном участке и ИП Отрощенко А.Н., в которым 28.03.3024 года Петриченко А.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером .

        Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе претензией направленной ИП Отрощенко А.Н. в адрес Петриченко А.В. об отказе от договора ввиду нарушений ответчиком договора аренды земельного участка.

        Более того, в настоящее время в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 23 июня 2022 года N П/0246, Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 года № 202 (с последующими изменениями), ввиду расхождения между ранее установленным для земельного участка ответчика видом разрешенного использования и действовавшим на момент рассмотрения конкретного дела заявителя градостроительным регламентом, Петриченко А.В. изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на «Предпринимательство код 4.0».

    Таким образом, ответчиком приняты меры по изменению разрешенного вида использования земельного участка, о чем в материалы дела представлена выписка из ЕГРН от 16.07.2024 года.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу и материалы дела объективно свидетельствуют о том, что использование земельного участка осуществляется ответчиком в соответствии с документально установленным и учтенным в кадастре недвижимости видом разрешенного использования, что не является нарушением правового режима использования земельного участка, установленного требованиями ст. 1, 7 и 42 ЗК РФ.

    При таких обстоятельствах, учитывая требования соразмерности восстановления нарушенного права последствиям его нарушения, соблюдая требования ст. 1, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации о необходимости соблюдения баланса интересов участников гражданского правоотношения, а также то, что деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, прекращена, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

    Согласно ч. 1 ст. 144 ГПК РФ, обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.

    В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда (ч. 3).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1761 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. ░░░5, <░░░░░>, ░░. <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-2752/2024 ░ ░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░. ░░░5, <░░░░░>, ░░. <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ 18 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░                                 ░░░░░░░░ ░.░.

░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░░:                ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

2-2752/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Хостинского района г. Сочи
администрация города Сочи
Ответчики
Петриченко Анатолий Вячеславович
Другие
Теппер Татьяна Юрьевна
Отрощенко Анатолий Николаевич
Управление Роспотребнадзора в Краснодарском крае , территориальный отдел по г. Сочи
Департамент Архитектуры и Градостроительства Администрации г. Сочи
Управление Росреестра по городу Сочи
Скосырская Валентина Николаевна
Каменская Любовь Валерьевна
Калмыкова Ольга Николаевна
ИП Отрощенко Игорь Николаевич
Суд
Хостинский районный суд г. Сочи
Дело на сайте суда
sochi-xostinsky.krd.sudrf.ru
04.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2024Передача материалов судье
11.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2024Подготовка дела (собеседование)
05.08.2024Подготовка дела (собеседование)
05.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Подготовка дела (собеседование)
28.10.2024Подготовка дела (собеседование)
28.10.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.11.2024Предварительное судебное заседание
11.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее