Дело № 2-853/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 ноября 2018 г. г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Мароковой Т.Г.,
при секретаре Агафоновой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Угличского МР о признании отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома незаконным и о признании права собственности на самовольную постройку,
установил:
ФИО1 обратилась в суд, указав в исковом заявлении, что является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с целевым использованием для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, образованного в связи с разделом земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с таким же разрешенным использованием. На участке большей площадью – <данные изъяты> кв.м. находится жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., приобретенный истцом у колхоза «Мир» ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ г.г. истец построила на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. После чего обратилась в Управление градостроительства Администрации УМР за разрешением на строительство. Однако, ДД.ММ.ГГГГ ей в его выдачи было отказано, поскольку разрешение на строительство выдается до начала строительства объекта и, кроме того, земельный участок на котором располагается спорный жилой дом, находится в санитарно-защитной зоне животноводческой фермы СПК «Искра». В связи с чем, истец просит признать указанный отказ незаконным и признать за ней право собственности на вновь возведенный жилой дом.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась. Ее представитель ФИО2, выступающая по доверенности, в судебном заседании от исковых требований в части признания отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ незаконным отказалась, о чем судом вынесено соответствующее определение. В остальной части исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно пояснила, что спорный жилой дом построен в границах градостроительного плана земельного участка, выданного ДД.ММ.ГГГГ, на земельный участок с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м. Заключением эксперта ООО «Кадастровый центр «Согласие» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что спорный объект соответствует требованиям градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, пожарных и иных правил и нормативов, а также использованию, согласно целевого назначения земельного участка и его разрешенного использования. При этом, не создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан и имуществу третьих лиц. Кроме того, ФИО1 не знала о том, что ее земельный участок входит в санитарно-защитную зону фермы СПК «Искра».
Представитель третьего лица СПК «Искра» ФИО2 – председатель СПК, не возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что действительно вблизи д. <адрес> находится животноводческая ферма, принадлежащая СПК (менее 1200 голов). Расстояние от фермы до спорного жилого дома не менее 500 метров, при санитарно-защитной зоне 300 метров. По каким причинам земельный участок истца попал в указанную зону представителю не известно. Вместе с тем, данный объект не нарушает права СПК на использование фермы. Кроме того, проект санитарно-защитной зоны не утверждался и сведения по ней в ЕГРН не вносились.
Представитель ответчика Администрации Угличского МР в судебное заседание не явился, представили письменные возражения против удовлетворения исковых требований, ходатайствовали о рассмотрении гражданского дела без их участия.
Представители третьих лиц Администрации Ильинского сельского поселения, Управления Росреестра по ЯО, Угличского отдела Управления Росреестра по ЯО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Выслушав представителя истца, представителя СПК «Искра», изучив отзыв ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ (в редакции Закона от 03.08.2018 г.) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п.3).
Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ей для обслуживания жилого дома и земельного участка постановлением главы администрации Путчинского сельского совета выделяется земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ истец производит раздел земельного участка фактической площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № на два земельных участка для ведения личного подсобного хозяйства: один площадью <данные изъяты> кв.м., другой <данные изъяты> кв.м. На участке большей площадью находится старый жилой дом, а на участке меньшей площадью ФИО1 построила в ДД.ММ.ГГГГ г.г. новый дом, площадью <данные изъяты> кв.м.
Администрация Угличского МР отказала истцу в выдаче разрешения на строительство, поскольку данный документ должен выдаваться до начала строительства объекта, а не после его. Кроме того, спорный объект находится в санитарно-защитной зоне животноводческой фермы СПК «Искра».
Вместе с тем, судом установлено, и подтверждается градостроительным планом земельного участка, что возведение нового домовладения произведено истцом в границах принадлежащего ей земельного участка с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства. Факты соответствия возведенного строения строительным нормам и правилам, отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан при его эксплуатации и нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц подтверждаются заключением строительно-технической экспертизы, выполненной ООО «Кадастровый центр «Согласие» от ДД.ММ.ГГГГ Строя жилой дом на земельном участке, который находится в собственности истца, последняя не знала, что данный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне. Доказательств обратному суду не представлено.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, предусмотренное пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из положений пп. 8. п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Положениями п. 2, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
На основании ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки. Кроме того, ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В соответствии с пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на несколько категорий, в том числе "земли населенных пунктов". Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Аналогичное положение содержится в ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возведения жилого дома) предусмотрено, что законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. С 04.08.2018 г. п. 1 ч. 2 ст. 56 ЗК сформулирован следующим образом «могут устанавливаться ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий». Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (п. 7 ч. 8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (п. 1 ч. 4 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (п. п. 4, 5 ч. 7 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.
В ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, в п. 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
К сфере градостроительства применяется, в том числе, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII.
Пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Абзацем вторым пункта 3.1 раздела III СанПиН установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Пунктом 7.1.11 раздела VII СанПиН к объектам и производствам агропромышленного комплекса и малого предпринимательства КЛАСС III с санитарно-защитной зоной 300 м отнесены фермы крупного рогатого скота менее 1200 голов (всех специализаций), фермы коневодческие, гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники (подпункты 2 и 9).
В судебном заседании установлено, что не соблюден порядок установления санитарно-защитной зоны животноводческой фермы СПК «Искра», отсутствуют постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны, предварительное заключение Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, проект санитарно-защитной зоны и экспертиза проекта санитарно-защитной зоны, что является обязательным требованием, а также отсутствуют сведения в ЕГРН об указанных обременениях.
Кроме того, из пояснений председателя СПК «Искра» следует, что фактически спорный объект недвижимости находится не менее 500 метров от фермы, при санитарно-защитной зоне 300 м. На каком основании данная зона расширена и установлена в Правилах землепользования и застройки Ильинского сельского поселения УМР, доказательств суду не представлено.
С учетом изложенного, учитывая мнение ответчика и третьего лица СПК «Искра», а также то, что истец, возводя спорный объект недвижимости, не знала об ограничении использования земельного участка, суд в силу указанных выше норм права считает возможным удовлетворить требования ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за ФИО1 право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находящийся на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда через Угличский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.Г. Марокова