Дело № 57RS0014-01-2021-000766-79
производство 2-1-652/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2021 г. город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Ноздриной О.О.,
с участием помощника Мценского межрайонного прокурора Решетниковой Н.Г.,
представителя ответчика бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Мценская центральная районная больница» по доверенности Никишовой С.А.,
третьего лица К.С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пугачевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску заместителя Мценского межрайонного прокурора <адрес> в интересах К.С.А. к бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Мценская центральная районная больница» и Департаменту здравоохранения <адрес> о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами,
установил:
заместитель Мценского межрайонного прокурора <адрес> обратился в суд в интересах К.С.А. с иском к Департаменту здравоохранения <адрес> (далее Департамент) и бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «Мценская центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Мценская ЦРБ») о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами.
В обоснование заявленных требований указал, что Мценской межрайонной прокуратурой была проведена проверка по обращению К.С.А. по вопросу ее льготного обеспечения лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что К.С.А.. является <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>, ей поставлен диагноз – <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>. К.С.А. включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, в частности препаратами «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> и «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>». Данные препараты назначены ей по жизненным показаниям, в связи с наличием тяжелого заболевания, потребность в год составляет «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> - 54 стандарта, <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> - 14 стандартов. Несоблюдение сроков введения препаратов может привести к обострению заболевания, осложнениям, опасным для жизни. Между тем, БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» за истекший период 2021 г. К.С.А. К.С.А. выписаны только 2 рецепта на лекарственный препарат <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» от 29 января и от 26 февраля 2021 г. на 10 стандартов, то есть в недостаточном объеме, а рецепты на лекарственный препарат «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» не выдавались. Несмотря на наличие медицинских показаний, К.С.А. указанными лекарственными средствами не обеспечена в полном объеме, рецепты на их получение ежемесячно не выписываются. Таким образом, Департаментом здравоохранения <адрес> и БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» нарушены права К.С.А.. на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
По данным основаниям заместитель Мценского межрайонного прокурора, с учетом уточнения исковых требований, просит обязать Департамент здравоохранения <адрес> обеспечить К.С.А.. лекарственными препаратами (МНН) «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> и (МНН) <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» в соответствии с назначенной схемой лечения; обязать БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» производить своевременную выписку К.С.А. рецептов на лекарственные препараты (МНН) «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» и (МНН) «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> в соответствии с назначенной схемой лечения.
В судебном заседании помощник Мценского межрайонного прокурора Решетникова Н.Г. поддержала заявленные требования.
Истец К.С.А. поддержала иск, заявленный в ее интересах прокурором.
Представитель ответчика БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» по доверенности Никишова С.А. иск не признала. Пояснила, что факт необходимости препаратов (МНН) «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> и (МНН) «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> для лечения К.С.А. ее нуждаемость в этом лечении и наличие права на бесплатное получение данных лекарственных средств, медицинским учреждением не оспаривается. Рецепты на указанные лекарственные средства не выписываются ежемесячно в связи с тем, что Департаментом здравоохранения <адрес> предоставление лекарственных средств в надлежащем объеме не обеспечено. Законодательством не предусмотрена периодичность выписки рецептов.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении представитель по доверенности Ермакова А.О. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменных возражениях на иск указала, что Департамент требования заместителя Мценского межрайонного прокурора не признает. Ссылалась на то, что средства на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению лекарственными средствами предусматриваются в виде субвенций из Федерального бюджета. Департамент здравоохранения <адрес> вправе объявлять аукцион и осуществлять закупки по переданным полномочиям только лишь после доведения Российской Федерацией лимитов бюджетных обязательств на указанные цели. Стоимость лекарственных препаратов (МНН) <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» и (МНН) «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> назначенных К.С.А. в несколько раз превышает норматив финансовых затрат на одного человека в месяц, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 1145. Дополнительные средства для лекарственного обеспечения федеральных льготников Министерством здравоохранения Российской Федерации не предоставляются. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 41 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 (Зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2005 N 6303) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), который регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами.
В соответствии с данным Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 1.2).
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь (пункт 2.1).
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (пункт 2.3).
В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (пункт 2.7).
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1, пункту 2 статьи 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением <адрес> от 22 декабря 2014 года № 399 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения <адрес>, согласно пунктам 5.4, 5.7 которого к полномочиям Департамента здравоохранения <адрес> относятся: организация обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организация льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения <адрес>, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; разработка и реализация государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Из материалов дела следует, что Карпова С.А. является <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> по общему заболеванию, <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> Дата бессрочно, что подтверждается справкой, выданной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>№ № от Дата
Согласно сведениям, представленными Департаментом здравоохранения <адрес> и БУЗ ОО «Мценская ЦРБ», К.С.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении бесплатных лекарственных средств, находится под наблюдением в БУЗ ОО «Мценская ЦРБ» с диагнозом: <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>.
К.С.А. включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. К.С.А. по жизненно важным показаниям назначена терапия препаратами (МНН) «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» и (МНН) <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>», потребность которых составляет в год: (МНН<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» - 54 упаковки, (МНН) «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> - 14,4 упаковок.
В соответствии с Приложением № к распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р, «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 3073-р), лекарственные препараты (МНН) «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» и (МНН) «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2021 год.
Вместе с тем, по данным Единой региональной информационной системы, за истекший период 2021 г. К.С.А. предоставлено бесплатно лекарственное средство <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> всего 10 стандартов, по рецептам от 29 января и от 26 февраля 2021 г., то есть, в недостаточном объеме. Рецепты на лекарственные препараты <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» и «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» от 26 марта 2021 г. аннулированы.
Непредоставление К.С.А.. назначенных лекарственных средств влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что недопустимо.
При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
По смыслу приведенных выше норм права лица, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, должны обеспечиваться необходимыми лекарственными препаратами в объеме не менее, чем это назначено по решению врачебных комиссий медицинских организаций.
Процедура получения инвалидами бесплатно лекарственных средств не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что препараты (МНН) <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» и (МНН) «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>» являются жизненно необходимыми и важнейшими препаратами для поддержания здоровья К.С.А.. в связи с имеющимся заболеванием, суд полагает необходимым иск удовлетворить и возложить на БУЗ ООО «Мценская ЦРБ» производить своевременную выписку К.С.А. рецептов на лекарственные препараты (МНН) «<ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА> и (МНН) <ИНФОРМАЦИЯ СКРЫТА>», а на Департамент здравоохранения <адрес> возложить обязанность обеспечить К.С.А. указанными лекарственными средствами в соответствии с назначенной схемой лечения.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░) <░░░░░░░░░░ ░░░░░░>» ░ (░░░) <░░░░░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░) <░░░░░░░░░░ ░░░░░░>» ░ (░░░) «<░░░░░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░ 2021 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░