22RS0064-01-2024-000712-66
Дело №2-397/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2024 года с.Шипуново
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Зинковой Е.Г.,
при секретаре Анкудиновой М.В.,
с участием помощника прокурора Маликовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шипуновского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоТРАНС» о признании незаконным бездействия по соблюдению схем потоков твердых бытовых отходов, возложении обязанности по вывозу собранного объема твердых коммунальных отходов в период деятельности в качестве регионального оператора,
Установил:
Прокурор Шипуновского района обратился в суд с иском к ответчику с учетом уточнения требований просит возложить обязанность вывезти собранный объем твердых коммунальных отходов в период деятельности в качестве регионального оператора в размере 33062,5 куб.м, который размещен на выделенной части земельных участков с кадастровыми номерами №, № и разместить его в соответствии с действующей территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края, установить срок для совершения действий по вывозу мусора с площадки временного накопления в течение 6 месяцев с момента втсупления решения в законную силу.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Шипуновского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельность регионального оператора ООО «ЭкоТРАНС» на территории Шипуновского района Алтайского края.
В соответствии с cоглашением между Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края с ООО «ЭкоТРАНС» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алейской зоны Алтайского края» (далее Соглашение) региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов на территории в Алейской зоне является ООО «ЭкоТРАНС. Региональный оператор начал осуществлять свою деятельность в Алейской зоне с ДД.ММ.ГГГГ. Период действия cоглашения установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ООО «ЭкоТРАНС» складирует собранные ТКО на территории <адрес> на земельных участках: с кадастровыми номерами № находящийся по адресу: <адрес>, площадью 19669 кв.м. Вид разрешенного использования: для размещения свалки твердых бытовых отходов, с кадастровыми номерами № находящийся по адресу: <адрес>, участок расположен в 861 м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом: <адрес>, площадью 17030 кв.м. Вид разрешенного использования: под объектами размещения отходов потребления.
Указанные выше земельные участки используются ООО «ЭкоТРАНС» как площадка временного накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно информации, предоставленной ООО «ЭкоТРАНС» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, объем собранных и вывезенных на площадку временного размещения ТКО на территории <адрес> составляет 33062,5 куб.м.
Таким образом, в период деятельности ООО «ЭкоТРАНС» (ИНН №, ОГРН №) складировало собранные ТКО на территории <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами №, № которые хранятся на временной площадке уже более 11 месяцев подряд, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени.
ООО «ЭкоТРАНС» (с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени) не обеспечил вывоз ТКО, размещенных на указанных выше земельных участках, предназначенных для временного накопления, в соответствии с Территориальной схемой на полигон, предназначенный для захоронения отходов, соответственно не принял меры по восстановлению нарушенных земель и контролю за их состоянием.
В судебном заседании помощник прокурора Маликова Л.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения требований, поскольку ООО «Экотранс» приняты все исчерпывающие меры по вопросу транспортирования ТКО с площадок временного накопления на полигоны (обращались в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края с просьбой решить проблему полигонов в Алейском зоне, либо дать письменные разъяснения по вопросу организации захоронения твердых коммунальных отходов, направление обращения Губернатору Алтайского края), согласно схеме потоков ТКО, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами. Ввиду отсутствия полигонов в Алейской зоне исполнить решение суда в шестимесячный срок с момента вступления решения в силу не представляется возможным.
Представители третьих лиц Администрации Шипуновского района, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в отзыве на иск указал, что ООО «ЭкоТранс» как региональный оператор не исполнил надлежаще свои обязанности по транспортированию ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения отходов на территории Алтайского края, требования прокурора в части возложения обязанности по вывозу собранных в период деятельности в качестве регионального оператора объема отходов подлежат удовлетворению. При этом отмечают, что региональный оператор не отказывается надлежащим образом соблюдать территориальную схему, но не может вывозить собранные отходы на полигон из-за отсутствия тарифа на захоронение и отказа собственников полигонов в приемке ТКО (данные случаи зафиксированы актами). Использование переходного варианта схемы потоков твердых коммунальных отходов также не возможно, поскольку отсутствуют введенные в эксплуатацию объекты перегрузки и сортировки (раздел 9 территориальной схемы).
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в отзыве на иск указал, что в случае нарушения действующего законодательства, требования подлежат удовлетворению. В соответствии с действующей схемой потоков Алейской зоны Территориальной схемы твердые коммунальные отходы (далее - ТКО), образующиеся на территории МО Шипуновский район направляются на объект захоронения отходов, расположенный в с. Усть-Калманка Усть-Калманского района Алтайского края.
Приказом Минприроды Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № полигон ТКО включен в перечень объектов размещения ТКО на территории Алтайского края с возможностью эксплуатации объекта до ДД.ММ.ГГГГ.
Переходной схемой потоков Алейской зоны Территориальной схемы предусмотрено, что все отходы образующиеся, в том числе на территории МО Шипуновский район, необходимо направлять на объект конечного размещения отходов «Полигон твердых бытовых отходов», расположенный 2,5 км северо-западнее <адрес>, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов под регистрационным номером: №.
Представитель третьего лица Администрации Шипуновского района в своём отзыве на иск требования прокурора поддержал в полном объеме.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований.
Согласно ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среде) к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся, в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
Пункт 2 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ содержит прямой запрет на сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, типизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ определено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 13.4 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе и с ТКО субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (часть 10 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ).
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Пунктами 1.1 и 1.2 названных Правил, предусмотрено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
В судебном заседании установлено, что между Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «ЭкоТРАНС» заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №-ДО «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алейской зоны Алтайского края» (далее Соглашение) региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов на территории в Алейской зоне является ООО «ЭкоТРАНС. Региональный оператор начал осуществлять свою деятельность в Алейской зоне с ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Предметом соглашения является выполнение региональным оператором установленных законодательством Российской Федерации функций по обеспечению обращения с твёрдыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с территориальной схемой (п. 1.2 Соглашения). В зону деятельности входит Алейская зона.
В соответствии с п. 1.3 Соглашения в Алейскую зону входят территории следующих городских округов и муниципальных районов: городской округ – <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Вместе с тем с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ООО «ЭкоТРАНС» складирует собранные ТКО на территории с. Шипуново на земельных участках:
- участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровыми номерами № находящийся по адресу: <адрес>, площадью 19669 кв.м. Вид разрешенного использования: для размещения свалки твердых бытовых отходов.
- участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровыми номерами № находящийся по адресу: <адрес>, участок расположен в 861 м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом: <адрес>, площадью 17030 кв.м. Вид разрешенного использования: под объектами размещения отходов потребления.
Указанные выше земельные участки используются ООО «ЭкоТРАНС» как площадка временного накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно информации, предоставленной ООО «ЭкоТРАНС» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, объем собранных и вывезенных на площадку временного размещения ТКО на территории Шипуновского района составляет 33062,5 куб.м.
Согласно виду разрешенного использования земельных участков, они не предназначены для захоронения отходов. Собственником данных участков является –Муниципальное образование – Шипуновский района Алтайского края.
По информации Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в целях уменьшения плеча транспортирования ТКО рекомендованы площадки временного накопления сроком до 11 месяцев, в Алейской зоне, в том числе в Шипуновском районе (л.д.43).
Таким образом, в период деятельности ООО «ЭкоТРАНС» (ИНН №, ОГРН №) складировало собранные ТКО на территории Шипуновского района на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, которые хранятся на временной площадке уже более 11 месяцев подряд, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени.
Таким образом, в рамках действующего соглашения ООО «ЭкоТранс» как региональный оператор должен был осуществлять вывоз ТКО с мест временного хранения на полигон в соответствии с территориальной схемой.
В настоящее время на территории Алтайского края действует территориальная схема обращения с отходами Алтайского края, утвержденная приказом Минприроды Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, ООО «ЭкоТРАНС» с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не обеспечил вывоз ТКО, размещенных на указанных выше земельных участках, предназначенных для временного накопления, в соответствии с территориальной схемой на полигон, предназначенный для захоронения отходов, соответственно не принял меры по восстановлению нарушенных земель и контролю за их состоянием. Доказательств обратному не представлено.
Доводы ответчика о принятии исчерпывающих мер по вопросу транспортирования ТКО с площадок временного накопления на полигоны не освобождает последнего от исполнения условий соглашения с Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ДО.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая длительность неисполнения возложенных на ответчика законом обязанностей, суд считает целесообразным установить срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для исполнения возложенных на ответчика решением суда обязанностей по устранению нарушений закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Шипуновского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоТРАНС» удовлетворить.
Обязать ООО «ЭкоТРАНС» вывезти собранный объем твердых коммунальных отходов на территории Шипуновского района в период деятельности в качестве регионального оператора в размере 33062,5 куб.м., который размещен на выделенной части земельных участков с кадастровыми номерами №, № и разместить его в соответствии с действующей территориальной схемой обращения с отходами Алтайского края.
Установить срок для совершения действий по вывозу мусора с площадки временного накопления Шипуновского района Алтайского края района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд Алтайского в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.Г. Зинкова
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2024 года.