Дело № 2-622/2024
УИД 74RS0008-01-2024-000864-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2024 года город Аша
Ашинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи А.В. Борисюк,
при секретаре В.С. Гриценко
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района к <Третьякову В.А.>, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Министерству имущества Челябинской области, о признании имущества выморочным,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района (далее по тексту – КУМИ АМР) обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о признании - жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 23,3 кв.м., кадастровый номер <номер> – выморочным имуществом;
о признании за муниципальным образованием «Ашинское городское поселение» Ашинского муниципального района Челябинской области право муниципальной собственности на указанное имущество.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе исполнения требования Федерального закона от 30.12.2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях выявления правообладателей ранее учтённых объектов, выявлено не имеющее собственников жилое помещение – дом по адресу <адрес>, общей площадью 23,3 кв.м., кадастровый номер <номер>. Согласно имеющихся данных указанный объект недвижимости был зарегистрирован за <ФИО> на основании Типового договора о возведении индивидуального жилого дома от 13.06.1989 года, согласно выписки из ЕГРН сведения о собственниках на данный объект недвижимости отсутствуют. После смерти <ФИО> заведено наследственное дело № <номер> за 1996 год, выдано распоряжение об оплате расходов на похороны <ФИО 2>, заявление о вступлении в наследство, в наследственном деле отсутствует, свидетельство о праве на наследство не выдавались, согласно акту обследования жилого дома установлено, что присутствуют следы проживания в жилом доме.
Судом к участию в деле в качестве ответчика в порядке ст. 40 ГПК РФ привлечен <Третьяков В.А.>.
Представитель истца КУМИ АМР в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчики Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Министерство имущества Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимали.
Ответчик Третьяков В.А. будучи извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причине не явки суду не сообщил.
Представитель третьего лица администрации Ашинского муниципального района, в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении искового заявления без участия представителя, возражений не представлено.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1154 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ установлено, что для приобретения наследства, наследник должен его принять. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, поскольку его переход к субъектам, определенным в пункте 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, обусловлен не их волеизъявлением, а прямым указанием закона, в силу чего отказ этих субъектов от принятия выморочного имущества в качестве наследства не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение, земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества, доля в праве общей долевой собственности на них. Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что жилой, расположенный по адресу: <адрес> принадлежал на праве собственности <ФИО> на основании типового договора о возведении индивидуального жилого дома от 13.06.1989 года (справка БТИ л.д.8). Жилой дом состоит на кадастровом учете под номером <номер> (л.д.10).
Согласно записи акта о смерти <номер> от <дата> отдела ЗАГС администрации Ашинского муниципального района, <ФИО> умер 06 сентября 1996 года (л.д. 32).
Согласно ответа нотариальной палаты следует, что после смерти <ФИО> было заведено наследственное дело № <номер> за 1996 год, выдано распоряжение об оплате расходов на похороны <ФИО 2>, заявление о вступлении в наследство, в наследственном деле отсутствует, свидетельство о праве на наследство не выдавались (л.д.15).
Как следует из рапорта УУП отдела МВД России по Ашинскому району, в ходе проверки по установлению лиц, проживающих в жилом доме по адресу <адрес> фактически проживает <Третьяков В.А.>, который пояснил, что ранее в доме проживал его отец.
Согласно представленным документам, в том числе актовой записи о рождении <ФИО 1> (сына наследодателя), актовой записи о рождении <Третьякова В.А.> следует, что он является внуком наследодателя <ФИО>. В спорном жилом помещении после смерти наследодателя проживал его сын – <ФИО 1>, который умер 20.12.2020 года.
После смерти <ФИО 1> наследником является его сын – Третьяков В.А., наследственное дело после смерти <ФИО 1> не заводилось.
В силу п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании" установлено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно ст. 1162 ГК РФ официальным документом, подтверждающим наследственные права лица на имущество умершего гражданина, является свидетельство о права на наследство, которое выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать нотариальные действия должностным лицом. Свидетельство о праве на наследство выдается наследникам по истечении шести месяцев со дня открытия наследства.
Таким образом, в силу положений Гражданского кодекса РФ получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
Проанализировав вышеизложенные нормы права и представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района, поскольку после смерти собственника спорного имущества, наследство принято в установленном порядке <ФИО 1>, затем после его смерти наследство фактически принято Третьяковым В.А., который по настоящее время пользуется спорным имуществом, несет бремя сохранности, предпринял фактические действия, свидетельствующие о принятии наследства, обратное в ходе рассмотрения дела не установлено. В связи с чем, спорное недвижимое имущество не может являться выморочным.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Министерству имущества Челябинской области, <Третьякову В.А.> о признании выморочным имуществом жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 23,3 кв.м., кадастровый номер <номер>, признании на него права собственности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в апелляционном порядке течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Председательствующий: А.В. Борисюк