Решение от 20.10.2020 по делу № 2а-1571/2020 от 14.08.2020

Дело № 2а-1571/2020

УИД 43RS0017-01-2020-001985-89

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк                     20 октября 2020 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Романовой О.А.,

при секретаре Мурашкиной А.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Терюхова С.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю, об оспаривании действия (бездействия), связанного с условиями содержания в исправительном учреждении и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

    Терюхов С.А. обратился в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю об оспаривании действия (бездействия), связанного с условиями содержания в исправительном учреждении и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

    В обоснование требований Терюхов С.А. указал, что 25.10.2017г. <данные изъяты> в отношении него был вынесен приговор о признании виновным в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ к лишению свободы сроком на <данные изъяты> лет, со штрафом в размере <данные изъяты> с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти сроком на <данные изъяты> лет, с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

    Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам <данные изъяты> от 12.12.2017 года приговор суда первой инстанции оставлен без изменений.

    Постановлением Президиума <данные изъяты> от 07.11.2018 года приговор <данные изъяты> от 25 октября 2017 года и апелляционное определение <данные изъяты> от 12 декабря 2017 года в отношении Терюхова С.А. изменены, его действия переквалифицированы с <данные изъяты> УК РФ на <данные изъяты> УК РФ, и назначено наказание в виде <данные изъяты> лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима, со штрафом в размере <данные изъяты> руб.

    Во исполнение принятого Президиумом <данные изъяты> постановления, 05.12.2018 г. его из ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю отправили продолжать отбывать наказание в колонию общего режима (ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области в город Кирово-Чепецк).

    В период с 05.01.2018 г. по 05.12.2018 года он отбывал наказание в колонии строго режима - ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю, куда прибыл 05.01.2018 г. После прибытия был направлен в отделение карантина.

    12.01.2018г. из отделения карантина был распределен в отряд № 4, средняя численность 130 человек.

    Отряд № 4 расположен на втором этаже небольшого двухэтажного кирпичного здания и огражден локальным участком 25*8м==200 кв.м. Помещение отряда разделено на: спальную зону (12*12); комнату для приема пищи (6*4,5); кладовую (2,5*6); комнату воспитательной работы (7,5*6); раздевалку (4,5*2,5); комнату бытового обслуживания (2*4,5); умывальник (3*6); туалет (2,5*6); отделенную комнату для приёма пищи (2*4,5); сушилку (2,5 *4,5); кабинет начальника отряда (3*4,5); коридор (1,5*18).

    Все спальные помещения заняты кроватями и тумбочками, на которых в дневное время запрещено сидеть и лежать, то есть фактически площадь свободного пространства минимальная.

    Освещение в помещениях тусклое, из-за этого в вечернее время глаза сильно напрягаются и устают, со временем зрение сильно ухудшается.

    Банно-прачечный комплекс разрешено посещать 2 раза в неделю. Согласно графику отряд № 4 посещает душ по средам с 9:00 до 10:30 и субботам с 8:00 до 10:30, то есть учитывая количество человек (130 человек), полезную площадь душевой; раздевалки; количество леек (их 3 штук), а также кранов воды для стирки (4 штук), время купания одного осужденного составляет 3-4 минуты, что явно недостаточно для поддержания надлежащей гигиены тела. Кроме того, в душевых отсутствуют индивидуальные кабинки, что также вызывает дискомфорт у осужденных. В банно- прачечном комплексе очень грязно, водопроводная труба постоянно засорена, в связи с чем вода медленно уходила, можно было поскользнуться и получить травму.

    Пища для осужденных (по факту, а не по документации) очень низкого качества, изготовленная из самых дешевых и не качественных продуктов, с огромным дисбалансом натуральных и животных растительных белков, в пользу последних. Свежие фрукты и овощи отсутствуют. Нормы питания занижены. Качество пищи очень низкое, например подается неочищенный картофель, макароны практически в форме теста. Получение данного рациона происходит следующим образом: человеку необходимо отстоять длинные очереди, практически один за другим идут все отряды (350-400 человек), что в условиях дефицита площади столовой, ложек и тарелок, пропускная способность раздаточной и мойки посуды, приводит к толчеи, к конфликтам и напряженности.

    Медицинское обеспечение так же не выдерживает никакой критики, поскольку медикаменты первой необходимости, которые должны быть в наличии -отсутствуют и препараты или их аналоги, которые должны их замещать тоже отсутствуют. Ряд профильных специалистов отсутствуют.

Стирка постельного белья и одежды производится на оборудовании, не предназначенном для этого, средствами, не предназначенными для этого, качество стирки очень низкого качества, вещи остаются плохо постиранными, что вызывает аллергические реакции. Постельное белье и вещи выдаются бывшие в употреблении, что также часто вызывает аллергические реакции.

    05.06.2019 года он направил в Европейский суд по правам человека формуляр жалобы на ненадлежащие условия содержания в исправительной колонии №37, жалобе присвоен №

    14.05.2020 года Европейским судом по правам человека было принято решение по делу Zaytsevv. Russia, № о неприемлемости жалоб, в связи с неисчерпания национальных средств правовой защиты и рекомендовано обратиться в национальные суды с административным исковым заявление о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Также в данном решении ЕСПЧ установил, какие нарушения были допущены РФ, по его жалобе в отношении ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю: плохое качество еды, отсутствие или ограниченный доступ к душу, отсутствие или плохое качество нательного белья и постельного белья, перенаселенность (п. 13 0).

    В соответствии с ч.2 ст. 5 ФЗ от 27.12.2019 г. № 494 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

    В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ).

    Конституция Российской Федерации устанавливает, что достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления (ч. 1 ст. 21). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч.2 ст.21).

    Указанное предписание также закреплено в ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной РФ ФЗ от 30.03.1998 N 54-ФЗ, и в Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, ратифицированной РФ ФЗ от 28.03.1998 N 44-ФЗ.

    Стандартные и минимальные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками, состоявшийся 30 августа 1955 г в Женеве и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (1 X0) от 13 мая 1977 года) предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.

    п. 11 В помещениях, где живут и работают заключенные:

(а) окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; (б) искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения.

    п.12. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

    п.19. Каждому заключенному следует обеспечивать отдельную койку в соответствии с национальными или местными нормами, снабженную отдельными спальными принадлежностями, которые должны быть чистыми в момент их выдачи, поддерживаться в исправности и меняться достаточно часто, чтобы обеспечивать их чистоту.

    п.20. Тюремное управление должно в обычные часы обеспечивать каждому заключенному пищу, достаточно питательную для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество, хорошо приготовленную и поданную. Каждый заключенный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает в ней потребность.

    В соответствии с ч 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее 2-х квадратных метров.

    Европейский суд постановил, что если заявитель располагает менее чем 3 кв. м личного пространства, перенаселенность должна рассматриваться настолько серьезной, чтобы являться самой по себе нарушением ст. 3 Конвенции (см. Постановление Европейского суда по делу «Трепашкин протии Российской Федерации (№2).», пункт 113, постановление Европейского суда по делу «Кожокар против Российской Федерации», пункт 96, Постановление Европейского суда от 02.12.2010 г. по делу «Светлана Казмина против Российской Федерации», жалоба №8609/04 пункт 70).

    С учетом площади спальных помещений отряда № 4, количества человек, содержащих в отряде, и занятой мебелью площади, на каждого осужденного приходилось менее 1,8 кв.м., что является серьезным нарушением норм, как национального права, так и статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы..,» предусмотрено, что одному осужденному в сутки должно предоставляться 250 грамм овощей, 25 грамм - сухого витаминизированного киселя или 10 грамм сушеных фруктов. Овощи и фрукты в ИК-37 фактически, а не по документации, за все время отбытия нахождения в колонии мне не предоставлялись.

    Частью 6 статьи 12 УИК РФ осужденным предоставлено право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

    В силу ч. 5 ст. 80 УИК РФ осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.

    В соответствии с ч.2 ст. 101 УИК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения.

    В нарушении вышеуказанных норм администрация ИК-37 помещала в отряды к здоровым осужденным больных ВИЧ-инфекцией, туберкулезом открытой формы, гепатитом С. Они посещали вместе со здоровыми столовую и использовали общую посуду.

    Таким образом, он в период с 12.01.2018 года по 05.12.2018 года был помещен в бесчеловечные условия содержания, в которых на каждого осужденного приходилось менее 1,8 кв.м. Питание в данном учреждении не соответствовало минимальным нормам питания, установленным постановлением Правительства. Отсутствовала реальная возможность соблюдать нормы гигиены, в душевых было грязно. Медицинское обеспечение предоставлялось некачественно, отсутствовали препараты первой необходимости, как и профильные специалисты, что свидетельствует о нарушении ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю вышеуказанных норм национального законодательства, а также статьи 3 Конвенции.

    В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

    Вышеуказанными действиями (бездействиями) ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю были нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, в связи с чем считает, что ему должна быть выплачена компенсация размере 327 000 рублей из расчета по 1 000 рублей за каждый день содержания в ненадлежащих условиях с 12.01.2018 года по 05.12.2018 года (327 дней).

    Досудебный порядок разрешения настоящего спора действующим законодательством не установлен.

    В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на действия (бездействия) административного ответчика не подавалась.

    В соответствии с ч.4 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

    Согласно пп. 6. п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. N 1314 Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно- исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. На основании изложенного, руководствуясь главой 22 КАС РФ, просит суд: признать незаконным действие (бездействие) сотрудников ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю по несоблюдению нормы жилой площади помещений отряда № 4, установленной ч.1 ст. 99 УИК РФ; признать незаконным действие (бездействие) сотрудников ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю по несоблюдению минимальных норм питания, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205; признать незаконным действие (бездействие) сотрудников ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю по несоблюдению требований о раздельном содержании здоровых осужденных и осужденных больных разными инфекционными заболеваниями; взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Терюхова С.А. компенсацию за нарушение, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении в размере 327 000 (трехсот двадцати семи тысяч) рублей.

    В судебном заседании Административный истец Терюхов С.А. и его представитель адвокат Пуртов С.В. доводы административного заявления поддержали в полном объеме, дополнительно пояснили, что согласно представленным в материалы дела документам наблюдается несоблюдение санитарных норм площади на одного осужденного, представленные акты на прочистку вентиляции свидетельствуют о том, что до 05.12.2018 года чистка вентиляционных шахт не проводилась, медицинское обслуживание не проводится на должном уровне, отсутствуют необходимые медикаменты, количество зарегистрированных обращений говорит о наличии жалоб заключенных по условиям содержания, попросят суд признать незаконным действие (бездействие) сотрудников ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю по несоблюдению нормы жилой площади помещений отряда № 4, установленной ч.1 ст. 99 УИК РФ; признать незаконным действие (бездействие) сотрудников ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю по несоблюдению минимальных норм питания, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205; признать незаконным действие (бездействие) сотрудников ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю по несоблюдению требований о раздельном содержании здоровых осужденных и осужденных больных разными инфекционными заболеваниями; взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Терюхова С.А. компенсацию за нарушение, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении в размере 327 000 (трехсот двадцати семи тысяч) рублей.

    Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России по доверенностям Скородумова И.В. в судебном заседании с доводами административного иска не согласилась, пояснила, что доводы административного истца материалами дела не подтверждаются, срок исковой давности пропущен, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

    Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

    В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

    В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

    На основании ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

    В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

    В соответствии с положениями статьи 12.1. УИК РФ (введен Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

    Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (п. 2 ст. 12.1 УИК РФ).

    Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (п. 3 ст. 12.1. УИК РФ)

    Жалобы содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Из материалов дела усматривается и судом установлено, что в соответствии приговором <данные изъяты> от 25.10.2017 года Терюхов С.А. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ и ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на <данные изъяты> лет, со штрафом в размере <данные изъяты> руб., с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти сроком на <данные изъяты> лет, с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

    Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам <данные изъяты> от 12.12.2017 года приговор суда первой инстанции оставлен без изменений.

    В период с 05.01.2018 г. по 05.12.2018 года он отбывал наказание в колонии строго режима - ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю.

    Постановлением <данные изъяты> от 07.11.2018 года приговор <данные изъяты> от 25 октября 2017 года и апелляционное определение <данные изъяты> от 12 декабря 2017 года в отношении Терюхова С.А. были изменены, его действия переквалифицированы с <данные изъяты> УК РФ на ч, <данные изъяты> УК РФ, и назначено наказание в виде <данные изъяты> лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима, со штрафом в размере <данные изъяты> руб.

    Во исполнение принятого Президиумом <данные изъяты> постановления, 05.12.2018 г. его из ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю Терюхов С.А. был переведен для отбывания наказание в колонию общего режима - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области в город Кирово-Чепецк.

    В ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю Терюхов С.А. прибыл 05.01.2018 г.

    По прибытии в исправительное учреждение Терехов С.А. был обеспечен спальными принадлежностями и вещевым имуществом по сезону. Все вещевое имущество, выданное осужденному, соответствует требованиям приказа Минюста России от 03.12.2016 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

    Как следует из материалов дела по прибытии в исправительное учреждение Терехов С.А. содержался в карантинном отделении.

    Содержание в карантином отделении, регламентируется статьей 79 УИК РФ и Правилам внутреннего распорядка ИУ № 295 от 26.12.2016, согласно которым осужденный содержится в карантином отделении до 15 суток. В период пребывания в карантинном отделении осужденный находится в обычных условиях отбывания наказания.

30.01.2018 года по приказу№ был распределен в отряд № 4.

    По мнению истца площадь помещения отряда, где административный истец отбывал наказание, не соответствует нормам, как национального права, так и статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. На каждого осужденного, с учетом площади спальных помещений, количества человек, содержащих в отряде, и занятой мебелью площади приходится менее 1,8 кв.м.

    Согласно требованиям ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

    Согласно п. 3 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2005 № 259, отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в ИУ в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.

    Здание отряда № 4 (период отбывания наказания) - отдельно стоящее двухэтажное кирпичное здание. Отряд № 4 располагается на 2 этаже и занимает 9 помещений общей площадью 321,5 кв.м. Площадь спальных помещений отряда № 4 составляет 126,1, кв.м. Помещения оборудованы системой центрального отопления, центральным водоснабжением, приточно-вытяжной вентиляцией.

    Таким образом, норма жилой площади на одного осужденного соответствует размеру учетной нормы, предусмотренной УИК РФ. Законодатель не предъявляет требований к норме площади вспомогательных помещений.

    Освещение отряда № 4 осуществляется как естественным освещением ( окна размером 130*140), так и искусственным освещением в соответствии с требованиями Свода правил.

    Достоверных и допустимых доказательств о том, что в период содержания истца в ИК освещение не соответствовало вышеуказанным нормам, материалы дела не содержат.

    Согласно требованиям приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 каждый осужденный обеспечен спальным местом, прикроватной тумбочкой, табуретом. В каждом отряде имеется спальное помещение, комната для приема пищи, комната для хранения личных вещей, комната проведения воспитательной работы, комнаты для сушки одежды, оборудованной дополнительными радиаторами отопления, комната для умывания, туалет, в которых имеется не менее 1 умывальника на 10 человек, 1 унитаза на 15 человек от лимита наполнения отряда, что соответствует приказу Минюста России от 02.06.2003.

    Согласно утвержденного распорядка дня в отрядах ежедневно осуществляются санитарно- профилактические мероприятия, включающие в себя проветривание помещений, влажную уборку, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, которые выдаются со склада. Генеральные уборки проводятся еженедельно. Контроль за проведением санитарных мероприятий осуществляют начальники отрядов и сотрудники МСЧ.

    В соответствии п. 21 Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» 2 раза в неделю осуществляется помывка и 1 раз в неделю стирка белья осужденных согласно утвержденному начальником учреждения графику. Помимо этого, осужденные могут посетить парикмахерскую, швейную мастерскую. В банно-прачечном комплексе имеется помывочное отделение. В котором имеется 7 душевых леек и 3 крана с горячей/холодной водой, площадь помывочного отделения составляет 47,4 кв.м, парилки 5,6 кв.м. Уборка помывочного отделения с использованием дезинфицирующих средств осуществляется после каждой помывки, еженедельно осуществляется санитарный день в банно-прачечном комбинате. Также ежемесячно по ведомостям осужденным выдаются гигиенические наборы, включающие: мыло, бритвенные станки, туалетную бумагу, зубную пасту, щетку.

    Таким образом, изложенные в иске обстоятельства также не подтверждены.

    В учреждении организовано 3-х разовое горячее питание осужденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205, а также приказом Минюста России от 26.02.2016 № 48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» Нормы питания доводятся до спецконтингента в полном объеме. Контроль за закладкой продуктов в котел возложен на дежурных помощников начальника колонии.

    Приготовление пищи в столовой учреждения организованно в соответствии с приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы», а также в соответствии с раскладкой продуктов, утвержденной начальником учреждения, и санитарно-эпидемиологическими требованиями.

    Каждый прием пищи разрешается только после проверки качества приготовления блюд, полновесности порций, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при приготовлении пищи ответственными сотрудниками, а именно дежурным помощником начальника колонии, медицинским работником и ответственным по учреждению из числа руководства, о чем делается запись в книге контроля за качеством приготовления пищи, обоснованных жалоб на качество приготовления пищи в 2018 году не поступало.

    Питание организовано в столовой жилой зоны для осужденных, площадь обеденного зала составляет 109,6 кв.м. в котором размещены 14 обеденных столов и 28 скамеек.

    В столовой для осужденных имеется линия раздачи пищи. Осужденные проходят поотрядно линию раздачи и занимают отведенные для каждого отряда места. Посуда после каждого приема пищи обрабатывается моющим и дезинфицирующими средствами. Каких-либо жалоб на качество обработки посуды, приготовления пищи, качества продуктов питания в 2018 году не поступало.

    Терюхов С.А. ссылается на факт того, что администрация помещала в отряды осужденных, больных ВИЧ-инфекцией, туберкулезом открытой формы, гепатитом С. Они посещали вместе со здоровыми столовую и использовали общую посуду.

    В соответствии с ч. 5 ст. 80 УИК РФ осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.

    Часть 2 ст. 101 УИК РФ гласит, что для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, предусмотрены лечебные исправительные учреждения. Законодатель в ч. 5 ст. 80 УИК РФ данную норму установил для содержания осужденных больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией в специализированных учреждениях.

    Доказательств того, что осужденные болели туберкулезом открытой формы суду не представлено, представитель административного ответчика данный довод отрицает.

    ВИЧ-инфицированные - граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральными законами.

    Административный истец указывает на некачественное медицинское обеспечение, отсутствие в исправительном учреждении препаратов первой необходимости и профильных специалистов, что по его мнению свидетельствует о нарушении ФКУ ИК-37 ГУ ФСИН России по Пермскому краю норм национального законодательства, а также статьи 3 Конвенции.

    В соответствии с представленными доказательствами Выпиской из амбулаторной карты осужденного Терюхов А.С. последний находился под наблюдением в филиале «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России.

    Из медицинской справки следует, что за время содержания в ИК-37 за медицинской помощью Терюхов С.А. обращался:

    07.01.2018 первичный осмотр, диагноз: <данные изъяты>

    09.01.2018 Амбулаторный прием: диагноз: <данные изъяты>

    27.04.2018 Амбулаторный прием: диагноз <данные изъяты>

    14.06.2018 Амбулаторный прием: <данные изъяты>

    01.08.2018 Амбулаторный прием: диагноз <данные изъяты>

    13.09.2018 Амбулаторный прием: диагноз <данные изъяты>

    23.10.2018 Амбулаторный прием: диагноз <данные изъяты>

    Медицинская помощь осужденным оказывается в соответствии с требованиями Приказа Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы». Филиал «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России обеспечен необходимыми медикаментами для оказания неотложной медицинской помощи и для льготной категории граждан. Консультация узких специалистов проводится силами ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России или специалистами Министерства здравоохранения. В плановом порядке и по неотложным показаниям осужденные направляются в филиал «Больница № 2» (ФКУ ИК-9) ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России в город Соликамск. По экстренным показаниям осужденные госпитализируются в «Чусовскую городскую больницу имени Любимова».

    Таким образом, довод истца о некачественном и несвоевременном оказанием медицинской помощи в судебном заседании не нашел своего подтверждения.

    Содержание в местах лишения свободы не имеет своей целью нарушить гражданские права заявителя, признанные Конституцией РФ и нормами международного права, а цель лишь исправление лица, совершившего преступление, путем соблюдения предусмотренной нормами уголовного права и процесса процедур.

    Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу ст. 43 УК РФ состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

    Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

    В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок его отбывания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости прежде всего от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 № 480-О-О).

    Таким образом, в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю соблюдаются требования нормативных документов, регламентирующих условия и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы.

Условия содержания в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю не носят цели нарушить гражданские и иные права истца, а направлены для достижения целей наказания, которыми согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ - являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

    В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом об административном судопроизводстве.

    В доказательство заявленных требований истец предоставляет план-схемы спальных помещений и объяснения лиц, содержащихся с административным истцом в ФКУ ИК-37, однако из указанных документов не следует о ненадлежащем содержании и нарушениях действующих норм Российского законодательства при исполнении наказания в виде лишения свободы.

    Несмотря на то, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не зависит от наличия либо отсутствия вины учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (п. 2 ст. 12.1 УИК РФ), предметом является факт ненадлежащих условий содержания административного истца в исправительном учреждении.

    При этом доказательств обращения истца в период его содержания в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю в компетентные органы с какими-либо жалобами на условия своего содержания в колонии, в том числе в части непригодных к употреблению продуктов питания, на некачественное медицинское обслуживание в учреждения истцом в материалы дела не представлено. Напротив, допрошенные в качестве свидетелей З. и Е. опровергли доводы Терюхова С.А. о ненадлежащих условиях содержания в исправительном учреждении.

    В соответствии со п.1 ст. 227.1 КАС РФ (введен Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

    Согласно п. 3 ст. 227.1 КАС РФ, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

    Однако, в нарушение требований закона Терюховым С.А. не заявлено требование об оспаривании условий содержания в исправительном учреждении. Судебные акты либо иные административные решения вышестоящих органов в порядке подчиненности, по разрешению споров о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю, в качестве доказательств суду также не представлены.

    Административный истец в период отбывания наказания с жалобами на условия содержания в исправительном учреждении не обращался.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе Терюхову С.А. в удовлетворении требований.

    Согласно пункту 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

    В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

    В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27.12.2019 N 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду не исчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

    Жалоба в европейский суд по правам человека подана Терюховым С.А. на ненадлежащие условия содержания в исправительной колонии №37 подана 05.06.2019 года жалобе присвоен №.

    С настоящим административным исковым заявлением Терюхов С.А. обратился в <данные изъяты> 09.07.2020 года, то есть в пределах срока, установленного ч. 2 ст. 5 Федеральный закон от 27.12.2019 № 494-ФЗ. Определением судьи <данные изъяты> от 10.07.2020 заявление возвращено Терюхову С.А. в связи с неподсудностью дела данному суду.

    В Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области административный истец Терюхов СА. обратился 11.08.2020 (оттиск почтового отправления), то есть в пределах установленного срока.

    При таких обстоятельствах довод административного истца о том, что административным истцом нарушен срок для обращения с административным иском не основан на нормах материального права.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд

решил:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░-37 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                 ░.░.░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.10.2020 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1571/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Терюхов Сергей Александрович
Ответчики
ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Пермскому краю
ФСИН России
Суд
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
Судья
Романова О.А.
Дело на сайте суда
kirovochepetcky.kir.sudrf.ru
14.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
19.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее