РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
08 мая 2019 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи - Сосновской О.А.,
с участием:
представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, - ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» ФИО4 на постановление <данные изъяты> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением <данные изъяты> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Считая данное постановление незаконным, представитель Общества ФИО4 обратилась в суд с жалобой об его отмене и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, указав, что Обществом разработана программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, которая в уведомительном порядке направлена в Росприроднадзор письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ), и которая надлежащим образом и в соответствии с утвержденным Порядком соблюдается Обществом; в рамках локального экологического мониторинга Обществом организован и осуществляется мониторинг за состоянием компонентов природной среды, в том числе атмосферного воздуха; протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу, поскольку составлен с нарушением требований, предусмотренных ст.28.2, ст.28.5 КоАП РФ, в протоколе неверно указано место совершения правонарушения.
В судебное заседание представитель административного органа не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Представитель ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержала, указав на отсутствие состава правонарушения в действиях Общества и на процессуальные нарушения, допущенные по делу, просила постановление отменить и прекратить производство по делу.
Суд, заслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением <данные изъяты> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ за то, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, допустило нарушение требований природоохранного законодательства, а именно, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» при эксплуатации объектов размещения отходов – шламовых амбаров, расположенных <адрес>, в нарушение приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 марта 2016 г. № 66, не соблюдается и не соответствует Порядку, программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Административная ответственность по ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ по следующим основаниям.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) устанавливает требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которые являются обязательными для всех субъектов хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статьи 1 Федерального закона № 7-ФЗ, компоненты природной среды – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле
Статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ч.2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия их на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 марта 2016 г. № 66) (далее - Порядок мониторинга), устанавливает требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов.
Согласно пункта 2 Порядка мониторинга, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Территория в пределах воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду определяется на основе утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
Согласно пункта 5 Порядка мониторинга, для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (далее - Программа мониторинга).
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Согласно пункта 12 Порядка мониторинга, Программа мониторинга включает следующие разделы:
- общие сведения об объекте размещения отходов;
- цели и задачи наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
- сведения об источниках информации, использованных при разработке программы мониторинга;
- обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
- обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений;
- обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений;
- состав отчета о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
- список использованных источников;
- приложения.
Указанные выше требования закона были нарушены ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР».
Как следует из материалов дела, в эксплуатации ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» находятся объекты размещения отходов – шламовые амбары, расположенные <адрес>.
В ходе проведения проверки, ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» предоставлена характеристика объектов размещения отходов (по инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой: - в шламовом амбаре <адрес>, размещено <данные изъяты> тонн шлама бурового при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные; - в шламовом амбаре <адрес>, размещено <данные изъяты> тонн шлама бурового при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные; - в шламовом амбаре <адрес>, размещено <данные изъяты> тонн шлама бурового при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные; - в шламовом амбаре <данные изъяты>, размещено <данные изъяты> тонн шлама бурового при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные; - в шламовом амбаре <адрес>, размещено <данные изъяты> тонн шлама бурового при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные; - в шламовом амбаре <адрес>, размещено <данные изъяты> тонн шлама бурового при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные; - в шламовом амбаре <адрес>, размещено <данные изъяты> тонн шлама бурового при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные; - в шламовом амбаре <адрес>, размещено <данные изъяты> тонн шлама бурового при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные.
ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» разработана Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденная генеральным директором ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, данная программа Обществом не соблюдается, и не соответствует Порядку проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 марта 2016 г. № 66, а именно:
- раздел 1 - общие сведения об объекте размещения отходов, указана ссылка на письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, данное письмо не содержит сведений об объекте размещения отходов, шламовый амбар <адрес>;
- раздел 4 - обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений, не отражены данные обосновывающие не проведение - наблюдений за таким компонентом природной среды как - атмосферный воздух;
- раздел 5 - обоснование выбора наблюдаемых показателей компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, периодичности проведения наблюдений, не отражены данные о проведение наблюдений и периодичности наблюдений за таким компонентом природной среды, как - атмосферный воздух;
- раздел 5, пункт 5.1 Мониторинг почв - указывается, отбор проб производится 1 раз в год в сентябре в период относительности покоя биоты по следующим физико-химическим показателям: рН, нефть и нефтепродукты, хлориды, фенолы, pтyть, свинец.
При этом, согласно протоколов: КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, КХА № от ДД.ММ.ГГГГ; КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, не проводился мониторинг почв по следующим физико-химическим показателям: ртуть, свинец (<адрес>).
Согласно протоколов: - КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, КХА № от ДД.ММ.ГГГГ; КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, не проводился мониторинг почв по следующим физико-химическим показателям: ртуть, свинец (<адрес>).
Согласно протоколов: КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, не проводился мониторинг почв по следующим физико-химическим показателям: ртуть, свинец (<адрес>).
В соответствии с приложением 2 Программы мониторинга Общества, отбор проб почв <адрес> не предусмотрено. Соответственно не проводился мониторинг почв по следующим физикохимическим показателям: рН, нефть и нефтепродукты, хлориды, фенолы, ртуть, свинец.
Согласно протоколов: КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, не проводился мониторинг почв по следующим физико-химическим показателям: ртуть, свинец (<адрес>).
Согласно протоколов: КХА № от ДД.ММ.ГГГГ; КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, не проводился мониторинг почв по следующим физико-химическим показателям: ртуть, свинец (<адрес>):
Согласно протоколов: КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, не проводился мониторинг почв по следующим физико-химическим показателям: ртуть, свинец (<адрес>).
Согласно протоколов: КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, КХА № от ДД.ММ.ГГГГ, не проводился мониторинг почв по следующим физико-химическим показателям: ртуть, свинец (<адрес>).
- раздел 6 - обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений, отсутствуют данные, позволяющие сделать вывод об оптимальности расположения и достаточности мест oтбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений атмосферного воздуха.
Таким образом, в ходе проверки выявлено, что ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» при эксплуатации объектов размещения отходов – шламовых амбаров, расположенных <адрес>, в нарушение приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 4 марта 2016 г. № 66, не соблюдается и не соответствует Порядку мониторинга, программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Виновность ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» установлена и подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; Приказом о проведении плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о продлении сроков проведения плановой выездной проверки; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (с приложением); копиями характеристик объектов размещения отходов; копией программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР»; протоколами КХА; Уставом Общества.
Указанные доказательства получены с соблюдением процессуальных требований, и в своей совокупности подтверждают виновность Общества.
Таким образом, ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» обоснованно привлечено к административной ответственности, и его действия правильно квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении, судом не установлено.
Доводы жалобы суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат представленным по делу доказательствам, основаны на неверном толковании норм законодательства.
Доводы о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении не могут быть приняты во внимание, указанное не является существенным нарушением, поскольку срок составления протокола об административном правонарушении не является пресекательным.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ. Место совершения правонарушения определено верно – <адрес>, то есть место нахождения ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР».
Постановление о привлечении ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований для его отмены, изменения суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление <данные изъяты> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо - ОАО «НАК «АКИ-ОТЫР» привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей, - оставить без изменения, жалобу представителя ФИО4 - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в <данные изъяты> через <данные изъяты> в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда О.А.Сосновская