31RS0002-01-2021-004153-31 Материал № 12-210/2021
Р Е Ш Е Н И Е
город Белгород 23 ноября 2021 года
Судья Белгородского районного суда Белгородской области Линкова О.В.,
с участием:
заместителя прокурора Белгородского района Белгородской области Белоусова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Редкозуб В.С. на определение исполняющего обязанности прокурора Белгородского района Белгородской области Белоусова В.В. от 05 августа 2021 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении начальника ОГИБДД ОМВД России по Белгородскому району Дегтева П.Н.,
у с т а н о в и л:
09 июля 2021 года Редкозуб В.С. обратился в адрес Прокурора Белгородского района Белгородской области с заявлением об административном правонарушении, указывая на наличие в действии (бездействии) начальника ОГИБД ОМВД Росси по Белгородскому району Дегтева П.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, в связи с нарушением порядка рассмотрения его заявления от 19 мая 2021 года об административном правонарушении.
Определением исполняющего обязанности прокурора Белгородского района Белгородской области Белоусова В.В. от 05 августа 2021 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении начальника ОГИБДД ОМВД России по Белгородскому району Дегтева П.Н.
Не согласившись с вынесенным определением, Редкозуб В.С. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление и.о. прокурора Белгородского района Белгородской области Белоусова В.В. от 05 августа 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обосновании жалобы заявитель указывает на несогласие с вынесенным определением, ссылаясь на незаконность отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, по основаниям, изложенным в обжалуемом определении. Полагает, что в действиях начальника ОГИБДД ОМВД России по Белгородскому району Дегтева П.Н. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, поскольку, им был нарушен порядок рассмотрения заявления, содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.18 КоАП РФ, в отношении инспектора ДПС ГИБДД ОМВД России по Белгородскому району Ф., вынесенного 22 мая 2021 года заместителем командира ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Белгородскому району Ч., как потерпевшему, не направлялась. Считает, что положения Федерального Закона от 02 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в данном случае не применим.
Заявитель Редкозуб В.С., а также начальник ОГИБДД ОМВД России по Белгородскому району Дегтев П.Н. в судебное заседание не явились. О рассмотрении дела извещены надлежащим образом и своевременно. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, на личном участии не настаивали.
Заместитель прокурора Белгородского района Белгородской области Белоусов В.В. возражал против доводов жалобы заявителя, указывая на законность обжалуемого определения от 05 августа 2021 года.
Проверив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
При этом, нормы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают порядок разрешения заявлений и жалоб граждан, юридических лиц о совершении административного правонарушения, который является специальным по отношению к порядку рассмотрения иных обращений, установленному цитируемым выше Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Сообщения и заявления граждан, юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в силу ст. 28.1 КоАП РФ являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1) и подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, которые при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении (части 2 и 3).
В соответствии с ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
Из приведенных норм права следует, что предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок разрешения заявлений и жалоб граждан, юридических лиц о совершении административного правонарушения, является специальным по отношению к порядку рассмотрения иных обращений, установленному Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Учитывая специальный, четко регламентированный нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок рассмотрения обращений граждан, юридических лиц о совершении административного правонарушения, закон не допускает возможность произвольного применения иного способа для рассмотрения таких обращений.
Как следует из материалов дела, 19 мая 2021 года Редкозуб В.С. обратился в ОГИБДД ОМВД России по Белгородскому району с заявлением о совершенном инспектором ДПС ГИБДД ОМВД России по Белгородскому району Ф. административного правонарушения, который 21 марта 2021 года управлял транспортным средством ГАЗЕЛЬ 23705, регистрационный знак (номер обезличен) не имея полиса ОСАГО.
Заявление принято 19 мая 2021 года и зарегистрировано как сообщение о правонарушении в КУСП ОМВД России по Белгородской области за номером 11183.
Определением заместителя командира ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по Белгородскому району Ч. в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Заявитель Редкозув В.С. был уведомлен о принятом решении по его обращению от 19 мая 2021 года. Сообщение в адрес Редкозуб В.С., за подписью начальника ОГИБДД ОМВД России по Белгородскому району Дегтева П.Н. направлено 24 мая 2021 года почтовой корреспонденцией.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе о нарушении его права как потерпевшего на обжалование определения должностного лица от 22 мая 2021 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, основаны на неверном толковании закона.
Несмотря на то, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении подлежит обжалованию в силу пункта 4 статьи 30.1 КоАП РФ, его направление лицу, обратившемуся с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, действующим законодательством не предусмотрено.
Так, согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
То есть, положениями ст. 29.11 КоАП РФ предусмотрена обязанность направления вышеуказанным лицам копии постановления по делу об административном правонарушении, но не определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Более того, круг лиц, которыми может быть обжаловано не вступившее в законную силу определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, установлен в статье 30.1 КоАП РФ. К ним относятся лица, указанные в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, а также должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
Однако, Редкозуб В.С., обратившийся в ОГИБДД ОМВД России по Белгородскому району с заявлением об административном правонарушении, связанным с управлением инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Белгородскому району Ф. транспортным средств не имея полиса ОСАГО, не относится ни к одной из перечисленных групп лиц, в связи с чем, правом на обжалование определения должностного лица от 22 мая 2021 года об отказе в возбуждении дел об административном правонарушении года не обладает.
При указанных обстоятельствах, рассмотрение заявления Редкозуб В.С. и дача ему ответа в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», прав и законных интересов Редкозуб В.С., не нарушило.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица, изложенными в обжалуемом определении не нахожу.
Несогласие заявителя с оценкой материала и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования при вынесении обжалуемого определения.
Учитывая вышеизложенное, законных оснований для изменения постановления либо отмены, прекращения производства по делу об административном правонарушении, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Определение исполняющего обязанности прокурора Белгородского района Белгородской области Белоусова В.В., - оставить без изменения, жалобу заявителя Редкозуб В.С., - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области.
Судья О.В. Линкова