Дело № 2-1581/18
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
18 июня 2018 года г. Находка
Находкинский городской суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Черновой М.А.,
при секретаре Кувакиной Н.А.,
с участием представителя истца Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора по доверенности от 14.06.2018 Переверзева С.А.,
представителей ответчика РћРћРћ «Восточная стивидорная компания» РїРѕ доверенностям РѕС‚ 29.062017 Дудко Рђ.Р’., РѕС‚ 26.05.2017 Шепчугова Р.Рџ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью «Восточная стивидорная компания» о возложении обязанности по устранению нарушений экологического законодательства,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Тихоокеанское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора) обратилось в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации, к ООО «Восточная стивидорная компания» (далее – ООО «ВСК») о возложении обязанности, указав, что общество является объектом федерального экологического надзора, осуществляемого Тихоокеанским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, расположено в г. Находке на побережье бухты Врангель на одной промышленной площадке по ул. Внутрипортовой, 14а, имеет лицензию № МР-4 000456 на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. Место действия лицензии Территория морского порта Восточный. В соответствии с поручением заместителя председателя Правительства РФ от 30.05.2017г. № АХ-П9-3430 «О проведении комплексных внеплановых выездных проверок соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности морских портов и хозяйствующих субъектов, расположенных на их территориях и акваториях», поручением Росприроднадзора от 26.07.2017г. № АА-03-02-31-16531 «Об организации и проведении проверок» и распоряжением руководителя Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 28.07.2017г. № 9 «Об утверждении плана-графика внеплановых выездных проверок», приказом Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора от 30.08.2017г № 327 в период с 11.09.2017 по 06.10.2017 была проведена внеплановая выездная проверка ООО «ВСК». В ходе проведения внеплановой проверки в отношении ООО «ВСК» были выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а именно в области обращения с отходами производства и потребления, в области охраны атмосферного воздуха и значительные нарушения в области охраны водных объектов. В ходе проведения проверки были выявлены многочисленные факты невыполнения требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, выразившееся в эксплуатации зданий и сооружений ООО «ВСК», расположенных в границах водоохранной зоны бухт Врангеля без оборудования их очистными сооружениями, предназначенными для очистки поверхностных сточных вод, сбрасываемых в б. Врангель. На основании изложенного Управление Росприроднадзора просит обязать ООО «ВСК» в срок до 02.10.2018 провести технические мероприятия для оборудования причалов №№ 5,6,7,8 и прилегающих к ним производственных территорий и объектов системой ливневой канализации и очистными сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта б.Врангель от загрязнения, засорения, заиления и истощения; а также приостановить деятельность ООО «ВСК» до момента оборудования им эксплуатируемых причалов и прилегающих к ним производственных территорий и объектов системой ливневой канализации и очистными сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта б.Врангель от загрязнения, засорения, заиления и истощения сточными водами.
В судебном заседании представитель истца отказался от части исковых требований о приостановлении деятельности ООО «ВСК» до момента оборудования им эксплуатируемых причалов и прилегающих к ним производственных территорий и объектов системой ливневой канализации и очистными сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта б.Врангель от загрязнения, засорения, заиления и истощения сточными водами, представив суду соответствующие документы о проведении ООО «ВСК» ряда действий по выполнению мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения г. Находки и выполнению части исковых требований.
Судом на обсуждение сторон поставлен вопрос о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора Находкинскому городскому суду.
Представитель Управления Росприроднадзора возражал против прекращения производства по делу.
Представитель РћРћРћ «ВСК» Шепчугов Р.Рџ. РїСЂРѕСЃРёР» производство РїРѕ делу прекратить РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ неподведомственностью СЃСѓРґСѓ общей юрисдикции Рё направить дело для рассмотрения РІ Арбитражный СЃСѓРґ РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края.
Выслушав участников процесса, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью дела суду общей юрисдикции по следующим основаниям.
Согласно абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса, в частности, когда заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Так, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений; согласно части 3 этой же статьи суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частью 1 данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В соответствии с чч. 1, 2 и 3 ст. 27 АПК РФ к ведению арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно ст.28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Как следует из материалов дела, иск предъявлен юридическим лицом Тихоокеанским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в защиту неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду к юридическому лицу ООО «ВСК», которым допущено экологическое нарушение при осуществлении хозяйственной деятельности, т.е. характер спора между двумя юридическими лицами свидетельствует о его экономической основе, следовательно, заявленный иск подведомствен арбитражному суду, как по предметному критерию, так и по субъектному составу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что гражданское дело не может быть рассмотрено в Находкинском городском суде в связи с неподведомственностью спора.
Такой вывод суда о подведомственности заявленного спора Арбитражному суду согласуется с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 6 (Процессуальные вопросы) Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016), в котором указано следующее: «Если требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими хозяйственной деятельности, вытекают из экономических отношений данных субъектов, то они подлежат рассмотрению в арбитражном суде».
Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Виды хозяйственной деятельности, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и складывающиеся в процессе ее осуществления экономические отношения должны включать в себя, в том числе и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п.1 ст.77 Закона об охране окружающей среды, если вследствие нарушения требований в области охраны окружающей среды ей причинен вред, то юридические и физические лица обязаны возместить указанный вред в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен на основании решения суда или арбитражного суда (п.1 ст.78 Закона об охране окружающей среды).
Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, также рассматриваются судом или арбитражным судом (ст.80 Закона об охране окружающей среды).
Таким образом, Закон об охране окружающей среды исходит из того, что споры, возникающие в данной сфере, разрешаются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами в соответствии с общими правилами о подведомственности, установленными процессуальным законодательством.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 марта 2015 г. (вопрос N 9), сформулирована правовая позиция о том, что процессуальное законодательство разграничивает предметную компетенцию судов и арбитражных судов по критериям субъектного состава процесса и участия в предпринимательской или иной экономической деятельности. Если требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими видов хозяйственной деятельности, в том числе перечисленных в п.1 ст.34 Закона об охране окружающей среды, вытекают из экономических отношений данных субъектов, указанные требования в силу установленных процессуальным законодательством правил распределения юрисдикционных полномочий судов подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Если вред окружающей среде причинён перечисленными субъектами не в связи с осуществлением ими хозяйственной деятельности, то требования о его возмещении подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции…».
Таким образом, и в Обзоре судебной практики ВС РФ № 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016, и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 марта 2015 г., содержатся аналогичные выводы и аргументация, касающиеся вопросов подведомственности дел в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
При этом в последнем обзоре Верховный Суд РФ разъясняет, что исключение делается только для должностных лиц органов прокуратуры. Так в ответе на вопрос № 9 указано, что «если требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заявлены должностными лицами органов прокуратуры, они рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от того, в результате осуществления какого вида деятельности причинен вред. Верховный Суд РФ ссылается, что указанный вывод вытекает из положений ст. 52 АПК РФ, не относящей рассмотрение требований прокурора о компенсации вреда, причиненного окружающей среде, к ведению арбитражных судов».
Суд также учитывает, что исходя из выводов Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в вышеуказанном пункте 6 (абзац 11) названного Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 13.04.2016 года, Верховный суд, разъясняя процессуальный вопрос о подведомственности споров (арбитражному суду или суду общей юрисдикции), не разделяет требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде юридическими лицами, от требований об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды при определении подведомственности спора и сводит всё лишь к тому, что предметная компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по таким спорам разграничивается только по критериям субъектного состава процесса и участия в предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рменно поэтому содержащиеся РІ этом пункте РћР±Р·РѕСЂР° выводы Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ относительно дел Рѕ возмещении вреда, Судебная коллегия Р’РЎ Р Р¤ применяет Рё Рє делам РїРѕ искам Рѕ запрете причинения вреда окружающей среде.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковое заявление ошибочно принято к производству Находкинского городского суда, поскольку заявленный спор, как вытекающий из осуществления ответчиком предпринимательской и иной экономической деятельности, свидетельствует об арбитражной подсудности иска.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что гражданское дело по иску Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ООО «ВСК» не может быть рассмотрено судом общей юрисдикции, поскольку подлежит рассмотрению арбитражным судом, а значит производство по делу подлежит прекращению.
Доводы представителя ООО «ВСК» о том, что суд должен передать дело по подведомственности в арбитражный суд для рассмотрения по существу - несостоятельны, поскольку в соответствии со статьями 134, 220 ГПК РФ в случае установления неподведомственности гражданского дела суду общей юрисдикции, производство по такому делу прекращается, а не передается по подсудности.
Руководствуясь ст. ст. 134, 220, 221 ГПК РФ, суд
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р›:
производство по гражданскому делу по иску Тихоокеанского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к обществу с ограниченной ответственностью «Восточная стивидорная компания» о возложении обязанности по устранению нарушений экологического законодательства - прекратить в связи с его неподведомственностью суду общей юрисдикции.
На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд.
Судья М.А. Чернова